...
...

Поступай так, чтобы твоя свобода не нарушала чужую

Никому не навреди Поступай так, чтобы твоя свобода не нарушала чужую.

Теперь западные ученые заявили о существовании новой отрасли этики — компьютерной этики.
Этика изучает мораль и нравственность (хотя, как мне кажется, это одно и то же). Говоря попросту, этика пытается разделить совершаемые человеком действия на хорошие и плохие, то есть решает, что есть добро, а что — зло. И складывается такое деление на основе многовекового опыта совместного проживания (короче, общежития) людей в обществе, этические нормы становятся своеобразным компромиссом в борьбе добра и зла. Но иногда только общественного воздействия не хватает, тогда государство вынуждено называть зло правонарушениями. Нельзя сказать, что этические нормы привязаны к определенной нации или же закреплены международным соглашением (иначе они превращаются в правовые нормы), они могут просто стать общепризнанными. Хотя трудно поверить, что где-нибудь в африканской пустыне думают о том, как работать на компьютере, не причиняя вред соплеменнику. Есть еще зависимость и от традиций, культурной развитости.
Не путайте этику с этикетом, который определяет надлежащее поведение. Существует, например, сетевой этикет. С его помощью мы пишем электронные письма, применяя различные рожицы и сокращения, которые поймет человек, на каком бы языке он ни говорил. Этикет же определяет наше поведение в чатах и на форумах.
Но вернемся к этике. В те далекие времена, когда компьютер был похож для многих простых граждан на недостижимое чудо цивилизации, отсутствие этических стандартов вызывало небольшие проблемы. Но с быстрым развитием высоких технологий и все большей компьютеризацией начались дискуссии по вопросам компьютерной этики, приведшие к определенному консенсусу. Многие правила легли в основу национальных законов (они есть уже и в белорусском Уголовном кодексе), а также стали результатом принятия международных соглашений (в прошлом году, кстати, в Будапеште была подписана Европейская конвенция о компьютерных преступлениях). Да и вообще слова "компьютерное преступление" и "компьютерное мошенничество" стали общеупотребимыми.
"Компьютерное зло", к сожалению, пока слабо искореняется правом (особенно на постсоветском пространстве). Поэтому западные ученые задумались над созданием компьютерного этического кодекса. Ассоциация вычислительной техники (The Association for Computing Machinery) приняла подобный кодекс, состоящий из ряда императивов. Эти императивы носят больше декларативный характер. Но есть среди них и очень полезные нормы. Например, почитай договоры и иные обязательства, взятые на себя. Этот принцип известен еще с римских времен ("pacta servanda sunt " — договоры должны исполняться), но в современном мире, с его развивающимся электронным документооборотом и электронной коммерцией, он вытекает, кроме прочего, в необходимость указания правильных сведений при заключении сделки на дальнем расстоянии посредством Интернета и строится на доверии к партнерам. Или — уважай чужую частную жизнь. Этот императив во многом относится к людям, обладающим возможностью знакомиться с базами данных или передвижением пользователя по Интернету. Кстати, этот императив и ведет нас к этическому конфликту. А что, если доступ к личной информации приведет к раскрытию какого-либо преступления или спасет, например, другое лицо от неминуемой гибели?
Кажущиеся на первый взгляд понятными, этические вопросы в сфере высоких технологий очень сложные. Существует даже Институт компьютерной этики, который по аналогии с библейскими заповедями сформулировал 10 компьютерных заповедей ( http://www.cpsr.org/program/ethics/cei.html ). Рассмотрим их поближе.

Заповедь I:
Не используй компьютер во вред другим людям.
Заповедь называет аморальным как программный вред (создание вредоносных программ, уничтожение чужой информации иным способом и т.п.), так и использование компьютера в качестве оружия (например, для взрыва его хозяина), то есть для применения физического насилия.
Заповедь II: Не вмешивайся в работу других пользователей на компьютере.
Неэтично запускать программы для слежения за работой пользователя (хотя в некоторых странах подобное слежение разрешено правоохранительным органам, но только при наличии у них на то разрешения) либо влияющие без его желания на информацию.
Заповедь III: Не лезь в компьютерные файлы других.
Подобное поведение равносильно чтению чужих ежедневников или корреспонденции. Кроме файлов, заповедь отрицательно относится и к чтению чужой электронной почты.
Заповедь IV: Не укради посредством компьютера.
Эта заповедь, к счастью, уже нашла свое применение на практике благодаря Уголовному кодексу. И действительно, чем хищение с использованием чужих кредитных карточек в Интернете отличается от кражи из универсама? Только что суммы в Интернете бoльшие...
Заповедь V: Не создавай посредством компьютера ложное свидетельство. Интернет переполнен различной информацией, но надежность этой информации никто проверить не может. Поэтому, выкладывая в Сеть недостоверные факты или клеветнические сведения, вы направляете человека по ложному следу.
Заповедь VI: Не копируй и не пользуйся программным обеспечением, за которое не уплатил.
Создавая программный продукт, человек тратит много своих творческих сил, а иногда и денежных средств. И неужели, с удовольствием пользуясь чудесной программой, вы не вознаградите ее создателя? Нарушение этой заповеди то же самое, что не уплатить за хлеб в магазине или за прелестную прическу в парикмахерской.
Заповедь VII: Не используй ресурсы чужого компьютера без разрешения или надлежащей компенсации.
Хорошо, если вы просто сядете за чужой компьютер и поработаете, не сделав ничего плохого. Но очень неэтично, мягко говоря, вскрывать защищенные паролем базы данных и компьютеры, используя их ресурсы.
Заповедь VIII: Не присваивай продукты чужой интеллектуальной деятельности.
На защите восьмой заповеди стоят законы об авторских правах. Они работают даже в Интернете. Надо только очень захотеть восстановить свое авторство.
Заповедь IX: Думай о социальных последствиях написанной тобой программы или разработанной системы.
Задумайтесь, что будет, если ребенок с не сформировавшейся еще психикой зайдет на сайт, переполненный насилием или порнографией. А если таких детей тысячи? Последствия для общества, в котором будут жить, повзрослев, эти дети, непредсказуемы.
Заповедь X: Всегда используй компьютер сознательно и уважительно по отношению к ближним.
Живя в обществе, как ни странно, приходится сталкиваться с другими его членами. Нравятся они вам или нет, но вы вынуждены ехать в переполненном общественном транспорте или стоять в очереди. Этика учит нас уступать место старшим, обходиться с людьми вежливо. Такие ситуации возможны и при использовании компьютера, хотя зачастую вы и не замечаете тех самых "других". Пользуясь какой-либо свободой, надо помнить, что она ограничивается свободой других людей.
Многие из этих деяний уже признаны в качестве преступлений, как и библейские "Не убий!" или "Не укради!". Но в список заповедей, конечно же, не вошли многие неприемлемые ситуации. Например, использование рабочего или особенно учебного компьютера для игр или бесцельного серфинга по Интернету. Компьютеров в учебных лабораториях, как правило, на всех не хватает, и поэтому можно ли назвать такое поведение приемлемым, когда твой однокурсник не может сделать домашнее задание? Мне кажется, это несправедливо (а "справедливость" тоже является этической категорией).
Сотрудники некоторых западных университетов пошли еще дальше и попытались сформулировать свои кодексы компьютерной этики. Например, в Правилах надлежащего использования ресурсов информационных технологий (Policy for Acceptable Use of Information Technology Resources http://www.people.memphis.edu/~vpcio/accptuse.htm ) университета Мемфиса считается неприемлемым, кроме прочего, вход в систему под чужим именем, дозволение иным лицам пользоваться вашим компьютерным счетом и, что очень важно, не останется безнаказанным использование университетского компьютера для рассылки непристойных, многократных, клеветнических или беспокоящих сообщений.
Итак, правила есть. Осталось только, чтобы и у нас воздействие общества было так же сильно, как и государства, а каждый, сидя за компьютером, думал не только о себе любимом, но и об окружающих.

Все права на содержание статьи принадлежат автору. Для перепечатки необходимо предварительное согласие автора.

Вадим Самарин, icpo@tut.by



© Компьютерная газета

полезные ссылки
IP камеры видеонаблюдения
Корпусные камеры видеонаблюдения