Интернет на службе государства

Интернет на службе государства В начале апреля на базе Национальной Академии наук Беларуси прошел IX Белорусский конгресс по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям ТИБО-2002. Впервые в рамках Конгресса были рассмотрены вопросы использования информационных технологий в государственных органах Республики Беларусь. Специалисты выступили с докладами и обменялись мнениями по данному вопросу в рамках проблемного семинара "Электронное правительство": мифы и реальность".

Прошедшие обсуждения стали "первой ласточкой" в вопросе, пожалуй, не создания, а только постановки задачи об использовании термина "Электронное правительство" в Беларуси.
В связи с этим предлагаю ознакомиться с некоторым опытом использования и развития на государственном уровне сети Интернет в других странах. Информация подготовлена в виде краткого обзора публикаций средств массовой информации, в том числе и материалов, полученных посредством Интернет.

В Российской Федерации
первый этап создания сети веб-узлов, реализующих информационно-справочную функцию, и их объединения в рамках единого правительственного интернет-портала "Электронное правительство" практически завершен. В конце 1999 года был презентован информационный сервер Правительства РФ (www.government.gov.ru), который сегодня имеет ссылки на все существующие веб-узлы министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий и служб, агентств и других государственных ведомств.
Открыты также официальные веб-узлы Президента РФ (www.president.kremlin.ru), Совета Федерации РФ (www.council.gov.ru), Государственной Думы РФ (www.duma.gov.ru), Совета Безопасности РФ (www.scrf.gov.ru), Счетной палаты РФ (www.ach.gov.ru), органов судебной власти РФ и региональных органов федеральной власти РФ. В настоящее время свои веб-узлы имеют подавляющее большинство Федеральных министерств и ведомств. В перспективе на правительственном портале будут находиться и веб-узлы местных органов власти.
Вторым этапом развития интернет-портала "Электронное правительство" должно стать предоставление населению некоторых услуг, например, возможности уплаты налогов и получения ответов на свои запросы. Далее, на третьем этапе, следует реализовать интерактивные формы общения с населением — создать специальные конференции, экспертные советы и т.д., в которых при желании смогут участвовать все граждане страны.
В настоящее время осуществляются попытки создания обратной связи правительства с населением. Так, на государственном портале ведется трансляция практически всех брифингов в Интернете, и любой пользователь Сети может задать свой вопрос.
Для создания электронных отношений общества с органами власти необходимо, чтобы доступ к Интернет имели, по крайней мере, больше половины граждан.
28 января 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", которая должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

В Украине 31 июля 2001 г. принят указ Президента "О мерах по развитию национальной составляющей глобальной Информационной сети Интернет и обеспечению широкого доступа к этой сети в Украине".
Развитие национальной составляющей Интернета, обеспечение широкого доступа к этой сети жителей Украины и надлежащее представление в ней национальных информационных ресурсов, говорится в указе, является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере информатизации, удовлетворения конституционных прав граждан на информацию, построения открытого демократического общества, развития предпринимательства.
Указом определены основные задания по развитию национального сегмента Интернета и обеспечению широкого доступа к этой сети в Украине.
Согласно указу, в самое ближайшее время должны быть созданы надлежащие экономические, правовые, технические и другие условия для обеспечения широкого доступа граждан, учебных заведений, научных и других учреждений и организаций всех форм собственности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности к сети Интернет.
Вторым заданием в указе называется "расширение и совершенствование подачи в сети Интернет объективной политической, экономической, правовой, экологической, научной, технической, культурной и другой информации об Украине", а также расширение возможностей для доступа к национальным информационным ресурсам, постоянное совершенствование способов подачи такой информации.
Третьим заданием по развитию Интернета в Украине в указе называется "обеспечение конституционных прав человека и гражданина на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации, свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений".
Указ ставит заданием также "обеспечение государственной поддержки развитию инфраструктуры предоставления информационных услуг через сеть Интернет; создание условий для развития предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере использования каналов электронной связи, создание возможностей для удовлетворения на льготных условиях потребностей в указанных услугах учебных заведений, научных учреждений и организаций, общественных организаций, а также библиотек, музеев, других учреждений культуры, учреждений здравоохранения, включая расположенные в сельской местности".
Несколько министерств и ведомств с привлечением ведущих ученых и специалистов, а также, возможно, провайдеров, должны разработать проект государственной программы развития украинского Интернета, как составляющей части Национальной программы информатизации.
Кабинету Министров поручено начать работу над созданием правовых, организационных, технических и других условий для развития бизнеса в Интернете, а также сформировать национальный реестр украинских информационных ресурсов в украинском Интернете.
Кроме того, правительство должно подготовить и направить в парламент законопроекты, касающиеся особенности деятельности средств массовой информации, обеспечения охраны интеллектуальной собственности и авторского права в сети Интернет, введения в действие гражданско-правовых соглашений с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи; установления ответственности за распространение через сеть Интернет информации, обнародование которой запрещено.

28 января 2002 года состоялось совещание с участием Президента Кыргызской Республики по вопросам административной реформы. В своем выступлении Президент наряду с основным вопросом — преобразование системы государственного управления в республике — большое внимание уделил вопросам инфраструктурной перестройки аппарата, совершенствование управленческих технологий. Вот некоторые выдержки из выступления Президента Кыргызской Республики А.Акаева.
"В прошлое должны отойти "бумажные" технологии. Кыргызстан должен быть страной, установившей приоритет новым информационным технологиям. У нас есть такие возможности.
Техническая и технологическая оснащенность страны в сфере информатизации за годы становления независимости нашего государства возросла на порядок. Сегодня только в системе госуправления используется более пяти тысяч компьютеров, из них около одной тысячи подключены к Государственной компьютерной сети — прообразу "электронного правительства", в системе среднего и высшего образования на начало 2002 года насчитывалось более 8 тыс. компьютеров. В Кыргызстане сегодня около 100 тысяч пользователей Интернета.
К настоящему времени большинство работ по формированию портала государственных служб завершено. Необходимо к концу 2002 года сформировать оперативно работающий объединенный правительственный интернет-портал, обеспечивающий электронный документооборот, информационную систему управления человеческими ресурсами государственной службы.
Теперь необходимо уделить пристальное внимание созданию информационных технологий министерств, ведомств, областных госадминистраций, которые должны стать органической частью геоинформационной системы страны. При этом информационные системы всех госструктур должны соответствовать общей концепции информатизации страны и иметь технико-экономическое обновление.
В регионах уже создано несколько Центров общественного доступа. Начинает реализовываться задача обеспечения прозрачности государственного бюджета через Интернет и возможность граждан использовать Интернет через "точки доступа" в регионах. В качестве продолжения данной работы необходимо развить сеть по предоставлению интегрированных информационно-коммуникационных услуг населению отдаленных и труднодоступных населенных пунктов республики на базе Государственной компьютерной сети.
В этой важной программе, несомненно, многое зависит от подготовленности руководителей. Для обучения информационным системам уже открыты специальные курсы на базе Кыргызского государственного национального университета для первых руководителей министерств и административных ведомств. Хотел бы предупредить, что эти курсы обязательны для руководителей.
Правительство должно уделить внимание вопросам подготовки госслужащих и повышению их квалификации в области новых управленческих и информационных технологий и проводить эти обучения лучше всего на базе внедряемых информационных систем. Те, кто не могут освоить новые технологии, должны понять — у них нет перспективы роста в структурах государственного управления."

1 января 2001 года Закон об общественной информации Республики Эстония вступил в силу. Он гарантирует доступ общественности к информации и устанавливает механизм предоставления государственными организациями информации обществу. Закон рассматривает Интернет как одно из основных средств доступа к информации и предусматривает особые правила, касающиеся использования Интернета для того, чтобы государственные организации выполняли свои обязательства по предоставлению информации.
Закон перечисляет разные типы информации, которая доступна публике. Прежде всего, к таковой относится информация о деятельности общегосударственных и местных правительственных органов, а также статистические и фактические сведения, знание которых важно для "жизни, здоровья и собственности физических лиц". Кроме того, к ней же относятся официальные документы и другие акты (проекты законов и постановления, внесенные государственными органами для рассмотрения, вступившие в законную силу решения судов, реестры административных органов и пр.). Статья 29 Закона обязывает владельцев такой информации публиковать ее на соответствующих веб-сайтах и распространять с помощью иных средств.
Закон обязывает государственные органы (в частности, парламент, администрацию президента и премьер-министра и т.д.), а также местные органы поддерживать веб-сайты для информирования о различных деталях их деятельности и обнародования информации, которой они владеют.
Статья 32 устанавливает особые требования к содержанию таких веб-сайтов. Общегосударственные и местные органы власти должны обеспечивать их периодическое обновление, а также способы связи с ними. Сайты не должны содержать устаревшую, неточную или вводящую в заблуждение информацию. На них также должны присутствовать даты издания каждого документа и последнего обновления содержания сайта. Эти же органы ответственны за разрешение технических проблем, которые могут затруднить доступ к сайту.
Закон создает инспекцию по защите информации. В ее задачи входит наблюдение за законностью порядка предоставления информации, включая выполнение обязанности по созданию и поддержанию сайтов. В пределах своей компетенции инспекция может издавать приказы, содержащие требование к владельцам информации привести свою деятельность в соответствие с законом.

Радиванович Н.Н., заместитель директора по информатизации Национального центра
правовой информации Республики Беларусь



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета