Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 — звуковой редактор №2 или как???

Флагманы музыкальной индустрии.
Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 — звуковой редактор №2 или как???



Скорее всего, этот невзрачный мультитрек Cool Edit Pro составит серьезную конкуренцию с Sound Forge 6.0 в борьбе за место звукового редактора №2 в 2002-м году. Почему именно рынок звуковых редакторов (на вопрос, почему такой невзрачный, отвечать не буду — гляньте на интерфейс)? Давайте посмотрим на то, что с этим рынком происходит. Первое место с большим отрывом удерживает WaveLab 4.0. Его мы и будем считать за идеал современного звукового редактора. Свой небольшой обзор существующей ситуации мы представим в виде таблицы. Для контрастности к тройке лидеров я добавил Tsunami Pro 2.4D от Black Diamond.




Wave Lab 4.0

Sound Forge 6.0 Beta

Cool Edit Pro 2.0

Tsunami Pro 2.4D

Мультитрековый модуль

Audio Montage


Multitrack Window


Поддержка плагинов

VST 2.0, Direct X

DirectX

DirectX

DirectX

Поддержка комбинированных эффектов (подключение и управление несколькими плагинами сразу)

Мастер-секция, расширение возможностей за счет подключаемых VST — TC Works Spark FX Machine (матрица, включающая до 144 блоков эффектов)

Audio Plugin-Chainer, уникальная возможность применения различных вариантов микширования хвостов эффектов

Комбинированный FX в мультитреке, для обработки одиночных файлов не предусмотрено

Предусмотрен специальный редактор, похожий по структуре на SF Audio Plugin-Chainer

Органайзер для плагинов

Обычные выпадающие окна и модуль Organize Master Sections Plug-ins

Plug-in manager с возможностью drag'n'drop на экран волны и в Audio Plug-in chainer. Структурированная папка DX Favorites

Органайзер по образу и подобию модулей Pool в мультитрековых программах. Есть закладки Effects (полный список) и Favorites (может быть сохранен любой эффект с выбранными настройками)


Индикативная часть

Стандартный набор плюс Bit Meter (показывает, на какой разрядности происходят процессы), коррелометр и спектроанализатор 3D Frequency Analisys.

Стандарт

Стандартный набор. Звуковая волна в окне редактирования отображается как в обычном виде, так и в спектрографическом.

Кореллометр с режимом нормализации изображения

Менее, чем стандарт, хотя есть и эмуляция аналоговых стрелочных индикаторов

Поиск и исправление дефектов

Общий модуль Global Analysis, функции Wave Restoration и т.п.

Функции Find и Repair

Небольшие функциональные возможности в пункте главного меню Edit. Возможно редактирование на уровне сэмплов при большом масштабировании (zoom)

Magnified Display, функция De-glitch all.

Создание собственных комбинаций горячих клавиш

Есть. Options — Key Commands. Комбинации прошиваются не только для стандартных операций, но и для вызова плагинов

Нет. Есть стандартный список

Есть. Options — Short Cuts& MIDI Triggers. Комбинации прошиваются не только для стандартных операций, но и для вызова плагинов. Каждую комбинацию можно продублировать MIDI-командой (например, Channel 1 Note C4). В этом же окне есть модуль, отображающий конфликты


Аудио, видео, MIDI-файлы...

Аудио- и видео- файлы, управление по MIDI

Аудио- и видео- файлы, управление по MIDI

Аудио, видео, MIDI-файлы, управление по MIDI

Аудио, видео, MIDI-файлы, управление по MIDI

CD

Импорт CD Audio в различных специфических режимах. Запись CD Data, CD Audio, CD-E. Специальный графический редактор для оформления обложки диска Label Set (поддерживается импорт файлов из Photoshop (*.psd))

Импорт CD Audio и запись CD Audio

Поддержка аналоговой записи с CD Audio, а также прямой импорт

Импорт CD Audio

Систематизированная обработка большого количества файлов (Batch Processing)

Конвертирование и обработка эффектами

Начиная с 5-й версии, вынесена в отдельный от программы модуль. Конвертирование и обработка эффектами

Конвертирование


Дополнительные возможности

Создание баз данных и архивов, резервирование на CD, сохранение параметров рабочих окон (workspase) — месторасположение, геометрические размеры, графический редактор Label Set, алгоритм дитера Apogee U22HR.

Возможна загрузка сразу нескольких копий программы.

Поддержка внешних сэмплеров

Acoustic Mirror — реальная акустика помещений и 3D-моделирование (HRTF). Wave Hammer — собственный модуль для мастеринга (компрессор и максимайзер). Интерфейс с распределением процессов (Multitask background rendering).

Поддержка внешних сэмплеров.

Preset Manager — сохранение действующих пресетов в виде специальных файлов. С их помощью можно передавать информацию с одной рабочей станции на другую.

Command Marker для поточного аудио

В основном в хорошо продуманной автоматизированной работе с плагинами и внутренними эффектами

Поддержка внешних сэмплеров, менеджер загруженных файлов (Multitrack View). Набор собственных интересных эффектов

Специфические расширения файлов, требующие особого указания

OSQ (Original Sound Quality) — сжатие аудио без потерь в качестве

PCA (Sound Forge Perfect Clarity) — сжатие аудио без потерь качества

CEL (Cool Edit Loops Files) — МР3 c дополнительной информацией

JAF — один из форматов сжатия. При одинаковых параметрах качества занимает в шесть раз меньший объем, чем МР3. Перед кодированием возможно произвести эквализацию.

То есть в данной ситуации Cool Edit Pro выглядит более чем солидно среди всех DirectX-поддерживающих редакторов. На вопрос, почему в рынке звуковых редакторов мы рассматриваем мультитрековую программу Cool Edit Pro, после просмотра таблицы ответить уже проще. У WaveLab появился мультитрековый модуль AudioMontage. И хотя функционально он намного шире Cool Edit Pro, у последнего есть выигрышные позиции в этом плане. Например, поддержка MIDI. То есть WaveLab с Audio Montage можно сравнивать только с Cool E dit Pro, а не со звуковым редактором Cool Edit 2000, который не далеко ушел от Tsunami Pro.

На рынке мультитрековых рабочих станций Cool Edit Pro занимает далеко не лидирующие позиции среди Steinberg Nuendo, Cakewalk Sonar, Magix Samplitude 2496, Sonic Foundry Vegas и ACID. То есть, реальное использование Cool Edit Pro в качестве продвинутого редактора с возможностью мультитрековой обработки. При этом Cool Edit Pro можно рекомендовать начинающим специалистам для приобретения базовых знаний по компьютерному сведению.

Если сравнить возможности Cool Edit Pro и Sonic Foundry Sound Forge, то мы имеем достаточно ровную картину. У 6-й версии Forge, на мой взгляд, есть существенный недостаток, который хорошо решен в Cool Edit, а именно организация работы с файлами и плагинами. В принципе, это больше из-за концепции интерфейса SF — много окон, мало закладок и трансформаций. Если работать с большим количеством файлов, то навигация не удобна — через пункт главного меню Windows. Если мы работаем с плагинами, то работаем с тремя модулями в отдельных окнах — DX Favorites, Plug-in Manager, Audio Plug-in Chain. При этом сохранить определенный пресет и вернуться к нему впоследствии мы можем только через Audio Plug-in Chain. В Cool Edit Pro все решено более просто — с помощью окна органайзера, состоящего из трех закладок (Files, Effects и Favorites). В закладке Files мы можем произвести быструю навигацию среди загруженных аудио-, MIDI- и видео-файлов. В Effects отображен весь массив имеющихся в программе и в системе модулей эффектов. Закладка Favorites — пользовательская. Мы можем сформировать ее из любых имеющихся в наличии эффектов, при этом выбирая пресеты и сохраняя под специфическими именами. За каждым таким favorite-эффектом можно закрепить свою комбинацию горячих клавиш для его быстрого вызова.

Возможность "прошивки" собственных комбинаций горячих клавиш и параллельный MIDI Triggering — тоже явный плюс Cool Edit по сравнению с Sound Forge. И последний явный выигрыш — индикативная часть: кореллометр, спектроанализаторы, возможность редактировать звуковую волну в спектрографическом виде. Что касается более сложных и специфических функций, касающихся различных видов маркеров и регионов, способов управления ими — разработчики не заморачивались.


Основной принцип
Cool Edit — простота и удобство.


Кстати, довольно нестандартный подход наблюдается при работе с большим масштабированием. Если бы мы сейчас говорили о Sound Forge v. 5.0, то ее проигрыш был бы абсолютно бесспорным — масштабирование не достаточно глубокое. В 6-й версии разработчики улучшили этот параметр до 24 пикселей на один сэмпл. В WaveLab мы можем посмотреть график волны в виде кирпичиков от сэмпла к сэмплу, в Sound Forge и Cool Edit строится график огибающих дискретные точки. Но в Cool Edit при глубоком масштабировании, ко всему прочему, эти точки можно двигать с помощью мыши! Вот такой мы имеем редактор.


Мультитрековый модуль




Cool Edit Pro похож по концепции интерфейсного решения на WaveLab. Можно (правда, с предупреждением) загружать одновременно несколько копий программы. К тому же налицо интерфейс-трансформер. Для разных режимов Multitrack и Editor предусмотрено свое наполнение рабочих окон и пунктов меню.

Мы имеем в наличии одну из простейших, но уже профессиональных реализаций мультитрекового интерфейса. Обработка эффектами ведется как на уровне Track FX, так и Busses. Близко по концепции к Vegas. В качестве триммера для мультитрека выступает звуковой редактор.

Профессиональность данного продукта подчеркивает наличие отдельного эквалайзерного блока для каждого аудио-трека.

В общих настройках указываются такие параметры, как:

— сетка времени и транспонирование loop'ов;

— варианты программного сведения (!): pre-mixing (16, 32 bit) и panning (L/R Cut Logarithmic, Equal Power Sinusoidal);

— темп, размер;

— метроном (можно выбрать ритмический рисунок, например, latin или tabla);

— общие замечания в текстовом окне.

Для того чтобы указать путь воспроизведения или записи, нужно воспользоваться кнопками в окнах управления треков — самый тривиальный и надежный способ.

В общем, такого простого и удобного мультитрекового редактора сейчас и не встретишь. Опять же нет перегруза дополнительными свойствами.


Общие выводы


Интерфейс бы чуть-чуть поярче и какой-нибудь заворот мозгов с супер-алгоритмом типа Acoustic Mirror — и Cool Edit может занять лидирующие позиции в качестве хорошей ремиксинговой программы с возможностями быстрой и качественной обработки. После выхода навороченного эйсидо-вегасовского варианта ACID 3.0, данную нишу можно считать свободной:).

Еще хочется отметить алгоритм сведения, который отличается от других программ по звуку. В Cool Edit все довольно чисто и прозрачно. Разве что необходим хороший алгоритм дитеринга после обработки на уровне 32 бит (есть повод для разговора с Apogee). В общем, пять баллов по пятибалльной шкале.

Автор выражает признательность фирме TECHNIS за техническую поддержку


Кристофер-2002

christopher@tut.by


P. S. Cool Edit Pro 2.0 вышел в начале этого года, Sound Forge 6.0 доступен только в beta-версии. Выпуск финального варианта готовится в середине мая.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2002 год в рубрике soft :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета