Обзор интегрированной платы DFI NS35 (SIS650)

Обзор интегрированной платы DFI NS35 (SIS650)
Платформу Pentium-4 трудно назвать бюджетной. Цены на процессоры достаточно высоки, качественные блоки питания стоят тоже немало... Тем не менее, существуют относительно недорогие материнские платы с поддержкой Pentium-4, позволяющие получить неплохую производительность и при этом сэкономить на видеокарте. Ведь далеко не на каждом компьютере крутятся графические приложения и современные трехмерные игры. Именно для такого случая был разработан чипсет SIS650.


Формула: SIS650=SIS645+SIS315
В отличие от большинства предыдущих чипсетов SIS, SIS650 состоит из двух чипов — северного моста SIS650 и южного моста SIS961, соединенных фирменной шиной MuTIOL (пропускная способность — 533 Мб/с). Северный мост объединяет в себе функции двух чипов — моста чипсета SIS645 и достаточно старого графического ядра SIS315. Контроллер процессорной шины поддерживает процессоры Pentium-4 Willamette и Northwood; о частоте 533 МГц производитель ничего не говорит. Встроенный арбитр чипсета имеет буфер-очередь на 12 запросов. Контроллер AGP — стандартный, работает с видеокартами AGP 1.0 и AGP 2.0, в отличие от чипсетов Intel, которые не совместимы со старыми видеокартами. Контроллер памяти — асинхронный, официально поддерживает до 3 Гб памяти PC133 и PC2100, неофициально — PC2700. Графическое ядро (которое SIS называет Real256, но это все-таки SIS315) имеет два конвейера рендеринга с двумя блоками текстурирования на каждом, умеет аппаратно ускорять декодирование видео, позволяет подключать два устройства отображения при наличии дочернего чипа SIS301B. С точки зрения поддержки современных 3D-игр оно недостаточно производительно, так как не имеет аппаратного блока T&L (он либо отключен, либо отсутствует) и шейдерных процессоров. К другим компонентам чипсета графическое ядро подключается с помощью двух шин: 64-битная шина соединяет его с контроллером процессорной шины, 128-битная — с основным контроллером памяти (для внутренних нужд используется системная память).
Южный мост SIS961 имеет стандартный набор контроллеров — ATA/ATAPI, PCI, USB 1.1, LPC, AC-Link, IOAPIC, а также встроенные сетевой и звуковой контроллеры. Примечательно, что все контроллеры подключены к шине MuTIOL с помощью отдельных шин, а не через общую шину PCI, что позволяет эффективно устранять задержки при работе с быстродействующими периферийными устройствами.
В общем, чипсет SIS650 является очень современным и функциональным, интегрирующим в себя практически все необходимые устройства. С появлением южного моста SIS962 он будет поддерживать USB 2.0 и FireWire, то есть практически все, что может понадобиться пользователю. А если учесть его цену (чипсеты SIS — самые дешевые на рынке), то получается просто идеальная основа для интегрированной материнской платы.

DFI NS35
DFI (Diamond Flowers Inc.) — известный тайваньский производитель материнских плат, занимающий пятую-шестую позицию по объемам выпуска среди своих многочисленных соседей. Эта компания всегда специализировалась на недорогих платах для офисных компьютеров, с небольшим количеством настроек, хорошим качеством исполнения и отсутствием каких-либо отличительных черт. Плата NS35 — как раз в ее стиле. Это недорогая компактная microATX модель на чипсете SIS650, которая выпускается в двух вариантах — с сетевым контроллером и без него.
Дизайн платы близок к идеальному. Все разъемы на своих местах, доступ к ним не затруднен. Питание выполнено по стандарту ATX 2.03, то есть имеются два разъема — ATX и ATX12V. В число слотов входит CNR, только вот вряд ли он пригодится. Разъемы для дополнительных USB-портов, IR- и COM2-порта на обычных местах.
Из компонентов платы упоминания заслуживает AC'97-кодек ALC201A, который может быть скоро заменен на ALC650, поскольку встроенный звук поддерживает шестиканальную акустику. Встроенного сетевого контроллера у моей платы не было, но, судя по посадочному месту, это будет PCI-контроллер Realtek RTL8100L (встроенная сеть SIS961 не используется). Также я обнаружил на плате маленький спикер и светодиод. Последний работает не совсем стандартно — он показывает наличие напряжения на слотах PCI. Дело в том, что у DFI есть "фирменная фишка" — управляемая джампером подача напряжения на PCI в режиме Stand-by, для возможности пробуждения от PCI-устройств (модемов, сетевых карт и т.п.) без использования дополнительных разъемов типа Wake-On-LAN.
Для охлаждения чипсета (напомню, у него внутри есть графическое ядро) используется обычный радиатор, удерживаемый на месте защелками с пружинками. Со своими функциями он успешно справляется.

Настройки и BIOS
На самой плате есть несколько перемычек, отвечающих за режим работы системы "пробуждения". Других видов настройки не предусмотрено. BIOS — Award, все только стандартные опции, никакого разгона. Настройки памяти немногочисленны — есть выбор режима Safe/Normal/Fast/Ultra, выбор частоты памяти 100/133/166, CAS Latency и Command Rate. В общем, все как у типичной бюджетной платы.

Комплектация
В коробке с платой находятся:
— руководство пользователя среднего качества и информативности;
— листок со схемой платы и назначением разъемов и перемычек;
— планка с COM-портом;
— два шлейфа;
— компакт-диск с драйверами и утилитами, ничего примечательного.

Испытания
Производительность чипсета SIS650 при наличии внешней видеокарты не будет отличаться от производительности SIS645 — по понятным причинам. Поэтому будем акцентировать внимание на работе встроенной графики — качество в 2D, производительность в 3D, влияние на работу системы (известно, что работающее встроенное ядро поглощает часть пропускной способности шины памяти).

Качество 2D
Известно, что этот параметр зависит от многих факторов — качества встроенного RAMDAC, разводки аналоговой части, согласованности с электроникой монитора и т.д. Как правило, у встроенных видеокарт качество изображения хуже, чем у внешних. Так случилось и на этот раз: встроенная графика платы NS35 позволяла без видимых искажений работать только в разрешении 1024х768@85, после чего начинала "замыливать" изображение. Других нареканий к ней нет — четко работают все функции 2D-ускорения, нет артефактов (от встроенной графики можно всего ожидать), драйверы становятся без "шаманства".

Быстродействие и качество в 3D
К качеству претензий нет — каких-либо дефектов изображения замечено не было. Другое дело — производительность. Ядро Real256/SIS315 по архитектуре близко к 3D-ускорителям третьего поколения, в частности, GeForce2 MX, но по некоторым причинам у него не работает блок T&L, присутствующий у дискретного графического ядра SIS315. Встроенная графика использует системную 64-битную шину памяти с удвоенной пропускной способностью. Но поскольку к тому же контроллеру памяти подключены процессор и периферийные устройства, интегрированному ядру доступна только часть пропускной способности, поэтому особенных чудес быстродействия от него ожидать нельзя.
Я провел сравнительное тестирование двух видеокарт — встроенной и внешней; в качестве последней выступил широко распространенный GeForce2 MX400. По частотам, архитектуре, пропускной способности шины памяти обе видеокарты очень близки. Явное преимущество GF2 MX400 — в наличии блока T&L, который используется большинством современных 3D-игр, а также в монопольном использовании шины памяти. Результаты нужно рассматривать в таком ключе: имеет ли смысл покупать недорогую видеокарту класса mainstream, или можно обойтись возможностями встроенной?
Использованная тестовая платформа включала в себя мощный процессор Pentium-4 2.2 (22х100, Northwood), любезно предоставленный корпорацией Intel, память PC2100 CL2, работающую на частоте 166 (333) МГц, видеокарту ABIT MX400, винчестер Quantum Fireball Plus AS. Устанавливалась операционная система Win2000 SP2 и последние официальные драйверы для чипсета и видеокарт.
Согласно тесту 3DMark2001, Fillrate обеих видеокарт совпадает, за исключением монотекстурирования в низком разрешении, когда не учитывается пропускная способность памяти. В тестах, использующих большое количество полигонов (High Polygon, Vertex Shaders, Point Sprites), GF2 MX400 лидирует, поскольку даже такой мощный процессор, как P4 2.2, не может эмулировать работу отсутствующего у SIS315 блока T&L с должной скоростью.
В Game-тестах 3DMark2001 преимущество GF2 MX400 налицо: в 640х480 он работает в два-три раза быстрее SIS315, а в 1024х768х32, когда зависимость от памяти многократно усиливается, опережает встроенную видеокарту на 30-50%.
Посмотрим на результаты игровых тестов. Ситуация повторяется: в разрешении 1024х768х32 SIS315 отстает от MX400 на 30-40% (результат несбалансированности видеокарты NVIDIA), а в 640x480x16 встроенное видео вдвое медленнее внешнего.

Общая производительность
В данном случае нас будут интересовать два момента: во-первых, как ведет себя чипсет SIS650 по сравнению с SIS645 при равных условиях, и, во-вторых, замедляется ли работа обычных офисных приложений при использовании встроенной графики, которая поглощает часть пропускной способности шины памяти. Конфигурация машины остается той же, настройки не меняются. Добавлена материнская плата ABIT SD7-533 на базе чипсета SIS645.
Для тестирования производительности памяти я использовал три теста — Sandra MemBench, Cachemem и Linpack. Видим, что DFI NS35 ничуть не уступает ABIT SD7-533 при использовании внешней видеокарты, а если задействована встроенная, все тесты дружно показывают замедление на 12-15%. Само собой, это идеальный случай, в реальных приложениях разница будет меньше.
SYSmark2001 показывает небольшое (~7%) преимущество платы ABIT в задачах создания мультимедиа-контента. В офисных приложениях обе платы ведут себя почти одинаково — штраф за использование встроенной графики составил всего 2-5%. Результаты Winstone2001 немного отличаются — штраф составил более существенное значение — 5-10%, но в мультимедиа-задачах чипсеты SIS645 и SIS650 показали себя одинаково.

DFI NS35
встроенная графика
DFI NS35
внешняя графика
ABIT SD7-533
SIS645
Штраф за встр. графику
CPUMark99 134 136 137 1%
Sandra2002 Dhrystones (ALU) 3750 4178 4268 10%
Sandra2002 Whetstones (FPU) 2669 2664 2696 0%
Sandra2002 Memory ALU 1013 1148 1140 13%
Sandra2002 Memory FPU 1019 1160 1152 14%
Cachemem Memory Read 1603.4 1839 1891.4 15%
Cachemem Memory Write 622.3 654.6 661 5%
Linpack Memory Throughput 186.6 214.7 182.3 15%
SYSMark2001 Office 183 192 192 5%
SYSMark2001 Content Creation 239 244 260 2%
Winstone2001 Business 48.9 53.8 54.2 9%
Winstone2001 Content Creation 73 76.1 76.1 4%
SIS650 video GeForce2 MX400 SIS650 video GeForce2 MX400
Игровые бенчмарки (640x480x16bit) Игровые бенчмарки (1024x768x32bit)
3DMark2001 Game1 40 95.9 3DMark2001 Game1 29.7 40.8
3DMark2001 Game2 33.9 92.7 3DMark2001 Game2 26.1 39.8
3DMark2001 Game3 55.6 111.6 3DMark2001 Game3 30.3 40.4
Unreal Tournament 41.7 72.9 Unreal Tournament 28.1 54.5
Quake3 Arena 102.3 219.4 Quake3 Arena 47.5 64
Serious Sam 38.1 80.5 Serious Sam 23.9 34
GLMark 17.4 63.8 GLMark 23.9
Black&White 35 85.1 Black&White 16.9 26.7
SIS650 video GeForce2 MX400 SIS650 video GeForce2 MX400
3DMark2001 (640x480x16bit) 3DMark2001 (1024x768x32bit)
Game1 Low 40 95.9 Game1 Low 29.7 40.8
Game1 Hi 14.9 39.4 Game1 Hi 12 22.1
Game2 Low 33.9 92.7 Game2 Low 26.1 39.8
Game2 Hi 13.3 43.3 Game2 Hi 11.4 21
Game3 Low 55.6 111.6 Game3 Low 30.3 40.4
Game3 Hi 27 52.8 Game3 Hi 17.5 23.6
Fillrate single 225 338 Fillrate single 185 183.6
Fillrate multi 393 396 Fillrate multi 317.5 340.4
High polygon Low 3.8 16.6 High polygon Low 3.5 14
High polygon High 3.1 3 High polygon High 2.9 2.9
Bump mapping DOT3 53.9 77.5 Bump mapping DOT3 20 24.1
Vertex shaders 24.3 56.1 Vertex shaders 20.5 33.4
Point sprites 1.4 9.8 Point sprites 1.2 5.1
Index 2398 5713 Index 1678 2543
Итог
Производительность встроенной видеокарты чипсета SIS650 недостаточно высока для современных игр. В разрешении 1024х768 при максимальных настройках fps недостаточен для комфортной работы. В 640х480, а также при минимальной детализации все работает более-менее шустро. К сожалению, сравнить SIS650 с другими интегрированными чипсетами пока не представляется возможным. Ближайший его конкурент, i845G, пока не объявлен; по результатам предварительного тестирования он будет иметь схожую производительность. VIA P4M266 — явный аутсайдер, соперничать с SIS650 он не сможет ввиду слабого встроенного ядра и малой распространенности плат на его базе. А чипсет ATI пока не пошел в серию.
Что касается общей производительности, то SIS650 ничем не отличается от SIS645 при использовании внешней видеокарты (что логично), а снижение производительности при использовании внешней видеокарты составляет 2-10% (что очень неплохо). То есть это самый быстродействующий на сегодня интегрированный чипсет. На его базе можно с успехом создавать производительные машины, не ориентированные на профессиональную работу с графикой.
Материнская плата DFI NS35 показала себя только с лучшей стороны. Да, она не имеет широких возможностей по настройке и разгону, не оснащена большим количеством дополнительных контроллеров, однако в качестве основы для современного компьютера среднего звена (пока еще не бюджетного — цена на процессоры высока) эта плата подходит идеально.
Плюсы:
— невысокая цена;
— хорошее качество, стабильная работа;
— удачный дизайн;
— высокая производительность.
Минусы:
— небольшое количество настроек;
— невысокое качество изображения встроенной видеокарты.

Дизайн и компоновка 5
Качество изготовления 4,5
Слоты и разъемы 4
Интегрированные устройства 4
Производительность 5+
Разгон 3,5
Дополнительные возможности 3
BIOS 4
Упаковка и комплектация 4
Цена 5
Общая оценка 4,3

Материнская плата DFI NS35 предоставлена фирмой "СОТА" ( www.sota.com.by )
Статья публикуется с разрешения ИД "Компьютерра" и сайта Ferra.ru
Макс Курмаз, max@hw.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2002 год в рубрике hard :: mb

©1997-2024 Компьютерная газета