"Гигабайтовский" Radeon 8500 — AP64D-H

"Гигабайтовский" Radeon 8500 — AP64D-H
В прежние времена дела у канадской фирмы ATI шли хорошо. Выпуск видеокарт только собственными силами на заводах в Канаде позволял ей держать марку. Видеокарты ATI отличались отменным качеством изображения в 2D, мало нагревались, неплохо разгонялись... Правда, эру потребительских 3D-ускорителей канадская фирма чуть не прозевала, однако высокий технический потенциал позволил ей достойно вступить в битву за FPS.

Однако главный конкурент на рынке игровых видеокарт, компания nVIDIA, пошла другим путем — она вообще не выпускала видеокарт, а только разрабатывала эталонные дизайны и поставляла чипы другим фирмам. В итоге на рынке были представлены всевозможные варианты видеокарт на чипах nVIDIA — от престижных и дорогостоящих "асусовских" Deluxe до совсем дешевых noname для пользователей с минимальным бюджетом. ATI не могла предложить такой ассортимент видеокарт, поэтому была вынуждена сменить стратегию и перейти к работе со сторонними производителями.
Сегодня на рынке доступны два вида видеокарт на чипах ATI. Первые выпускаются самой ATI на новых заводах в Азии, маркируются как Build by ATI и продаются либо в коробках ATI, либо поставляются по каналам других фирм. В качестве примера можно привести фирму Hercules, которая с недавнего времени является официальным поставщиком продукции ATI в Европу. К сожалению, и это мнение представителей фирмы ATI, перевод производства в страны с дешевой рабочей силой негативно отразился на качестве видеокарт, однако другого способа повысить конкурентоспособность продукции, очевидно, нет.
Карты Powered by ATI выпускаются другими фирмами и продаются под их торговыми марками. Они чаще всего изготовлены по дизайну ATI, только вот рекомендации по частотам чипов и памяти соблюдаются не всегда. Чаще всего чипы и память таких видеокарт работают на пониженных частотах. Это связано как с требованиями ATI, так и с желанием сэкономить на компонентах видеокарты. Увы, сегодня имя ATI уже не гарантирует высокого качества.
Компания Gigabyte — достаточно известный и хорошо себя зарекомендовавший производитель материнских плат и видеокарт. До последнего времени эта фирма выпускала видеокарты "как у всех", то есть на чипах NVIDIA, и вдруг объявила о смене курса и переводе всей графической линейки на чипы ATI. В этой статье я предлагаю поближе рассмотреть новую линейку Gigabyte, чтобы выяснить, насколько удачными получились у нее видеокарты на чипах ATI, не уступают ли они оригиналу, а также оценить, как они смотрятся на фоне конкурирующих продуктов.

Пару слов о линейке MAYA
Для своих новых видеокарт Gigabyte выбрала маркетинговое название MAYA, хотя мне трудно понять, какое отношение имеет древняя индейская цивилизация к современным видеокартам. Отличительной особенностью новой линейки является нестандартный внешний вид — на печатные платы ярко-красного цвета устанавливаются массивные серебристые радиаторы. Напомню, раньше видеокарты Gigabyte имели синий цвет печатной платы.
В семейство на данный момент входят видеокарты на всех чипах ATI:
— AG32S (Rage128 Pro);
— AV64S-T (Radeon 7000, он же Radeon VE);
— AR64S-H и AR64S-T (Radeon 7500 SDR);
— AP64D, AP64D-H и AP128DG-H (Radeon 8500 и 8500LE).
Драйверы для видеокарт Gigabyte сама не разрабатывает, используя "референс" ATI. Необходимо отметить, что ATI четко дифференцирует свои и "партнерские" видеокарты. В частности, на ее сайте есть два разных Support-раздела с драйверами. По "партнерским" драйверам не предоставляется дополнительная информация, они реже обновляются и не поддерживают вариантов вроде мультимедиа-комбайнов All-in-Wonder.

Gigabyte AP64D-H (Radeon 8500)
В статье будет рассмотрена старшая модель в линейке — Gigabyte AP64D-H. Она построена на базе чипа Radeon R200, особенности которого неоднократно были рассмотрены в различных электронных и бумажных СМИ, поэтому повторяться не имеет смысла. Нас в данном случае будет интересовать, имеются ли какие-либо существенные отличия видеокарты Gigabyte от эталонного Radeon 8500.
В отличие видеокарт AV64S (Radeon 7000) и AR64S (Radeon 7500), рассмотренных ранее, AP64D-H выполнена по тому же дизайну и имеет точно такие же тактовые частоты, что и ATI Radeon 8500. Она оснащена 64 Мб памяти DDR SDRAM, функционирующей на частоте 275 (550) МГц. Восемь чипов с циклом 3.6 нс размещены на обеих сторонах видеокарты, однако, в отличие от Radeon 8500, для них предусмотрено пассивное охлаждение. Фактически видеокарта "закована в броню": массивные радиаторы имеются и на лицевой, и на обратной стороне платы, причем в будущем предусмотрена установка дополнительного вентилятора для памяти (имеется соответствующий разъем). Имеется и аппаратный мониторинг, выполненный так же, как и на других видеокартах серии Maya. То есть вентилятор снабжен тахометром и имеет блок управления скоростью вращения, под радиатором имеются термодатчики, стоит чип аппаратного мониторинга. С помощью утилиты V-Tuner можно выбирать один из трех режимов работы кулера, отслеживать температуру не только графического чипа, но и памяти, следить за напряжениями, разгонять видеокарту.
Казалось бы, если AP64D-H имеет такую замечательную систему охлаждения, она должна неплохо разгоняться. К сожалению, это не так. Максимум, чего я добился — поднял частоту чипа с 275 МГц до 280 МГц, а частоту памяти довел до 300 (600) МГц. Само собой, заметного прироста производительности от такого разгона ожидать не приходится. Причина тут явно не в перегреве, так как V-Tuner все время показывал температуру 45-50 градусов.
Теперь поговорим о других возможностях видеокарты. Так, она имеет три типа выхода — аналоговый D-Sub, цифровой DVI-I и ТВ-выход с двумя типами сигнала (композитный и двухкомпонентный S-video). В комплекте есть и переходник DVI<-> D-Sub, и кабель с разъемами RCA и DIN. Поэтому к AP64D-H можно подключать мониторы и телевизоры любого типа. Кстати, о втором выходе на монитор. Как известно, у R200 нет второго встроенного RAMDAC, поэтому производителям приходится использовать внешние решения. На данной карте установлен 30-разрядный ЦАП Analog Devices ADV7123 с частотой 230 МГц. Качество изображения на выходе этого RAMDAC в разрешении 1280х1024 практически соответствует качеству на основном выходе видеокарты, то есть является достаточно высоким. А видеовыход обслуживается тем же чипом Rage Theater, что и у "атишного" Radeon 8500. Gigabyte поставляет видеокарту в коробке, в которой имеется диск с программным видеопроигрывателем PowerDVD XP 4.0 и пятью играми (Oni, Rune, Heavy Metal F.A.K.K., Motocross Mania и Serious Sam). О переходнике и кабеле для видеовыхода я уже упоминал.
Кроме этой модели, Gigabyte выпускает еще две карты на базе Radeon 8500. AP64D — это фактически Radeon 8500 LE, с пониженными до 250 МГц частотами. AP128DG-H оснащается памятью объемом 128 Мб в mBGA-чипах и имеет другую систему охлаждения. Эти карты тоже выполнены по эталонному дизайну и минимально отличаются от оригинальных Radeon 8500.

Производительность
Я решил сравнить данную видеокарту с GeForce3 Ti200. Выбор GF3 я обосновываю следующим образом:
— обе видеокарты появились на рынке примерно в одно и то же время;
— они очень близки по производительности;
— они нацелены на одну и ту же категорию пользователей;
— GF3 Ti500 на рынке отсутствует, GF4 MX460 и GF4 Ti4200 на момент тестирования доступны еще не были.
Правда, стоимость GF3 Ti200 заметно ниже, поскольку, во-первых, это снятая с производства видеокарта, а во-вторых, она не всегда оснащена дополнительными выходами и потому не подходит для всех пользователей.
Тестирование проводилось в следующей конфигурации: процессор AMD Athlon 1.33, 256 Мб памяти, плата Epox 8KHA+ (KT266A), операционка Win2000 SP2. Для AP64D-H применялись драйверы 7.68, для Chaintech G320 (а именно она защищала честь клана NVIDIA) — 23.11.
Начнем с 3DMark2001 SE. Посмотрим, как соотносятся видеокарты по Fillrate'у — скорости заполнения сцены пикселями. В низком разрешении (640х480) Radeon 8500 опережает GF3 Ti200 почти вдвое, а в высоком (1280х1024) — на 25-40%. Не последнюю роль тут сыграли высокие тактовые частоты как графического чипа, так и памяти, которой оснащена Gigabyte AP64D-H. Такая же картина в тестах, задействующих блок T&L (Point Sprites, High Polygon, Vertex Shaders). А вот с пиксельными шейдерами и объемным текстурированием GF3 Ti200 справляется ненамного хуже Radeon 8500.
В Game-тестах 3DMark2001, приближенных к реальности, лидирует видеокарта Gigabyte. Разница составляет 0-40% в низком и 10-30% в высоком разрешении. Особенно она заметна в тесте Game2, где много геометрии и overdraw (перекрытия одних объектов другими). В игровых тестах ситуация неоднозначна. В Quake3 и DroneZ лидирует Radeon 8500, причем чем выше разрешение, тем больше отрыв видеокарты на чипе ATI. В других тестах (Serious Sam, Black&White, GLMark, Comanche4) в низком разрешении лидирует с большим отрывом GeForce3 Ti200 (10-50%), в 1024х768 видеокарты сравниваются и в 1280х1024 вперед вырывается Radeon 8500 (5-20%). И только в Unreal Tournament всегда впереди GeForce3. Видимо, это связано с отличными драйверами видеокарты NVIDIA: GF3 имеет заметно более низкие частоты, чем Radeon, но эффективнее использует ресурсы системы.

640x480x16bit GeForce3 Ti200
Chaintech G320
Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H
Unreal Tournament (DirectX) 73.8 67
Serious Sam (DirectX) 97 81.8
Black&White (DirectX) 145.4 112.7
Comanche 4 (DirectX) 35.6 32.4
Quake3 Arena (OpenGL) 215.6 237.2
DroneZ (OpenGL) 164.4 203
GLMark (OpenGL) 101.7 69
1024x768x32bit GeForce3 Ti200
Chaintech G320
Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H
Unreal Tournament (DirectX) 69.8 57.3
Serious Sam (DirectX) 63.5 60
Black&White (DirectX) 65.2 63.6
Comanche 4 (DirectX) 31.2 31.4
Quake3 Arena (OpenGL) 163 204
DroneZ (OpenGL) 103.9 198.3
GLMark (OpenGL) 66 62.7
1280x1024x32bit GeForce3 Ti200
Chaintech G320
Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H
Unreal Tournament (DirectX) 66.3 53.8
Serious Sam (DirectX) 44 46.1
Black&White (DirectX) 43.2 54
Comanche 4 (DirectX) 25.6 29.4
Quake3 Arena (OpenGL) 107.5 142.7
DroneZ (OpenGL) 77.5 173.5
GLMark (OpenGL) 48.2 56.5
640x480x16bit GeForce3 Ti200
Chaintech G320
Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H
Game1 Low 132 145.7
Game1 Hi 52.5 52.3
Game2 Low 124 209.5
Game2 Hi 66.2 104.2
Game3 Low 143.8 141.2
Game3 Hi 66 62.4
Game4 61.4 82.3
Fillrate single 551 994.3
Fillrate multi 1097 1896.3
High polygon Low 14.2 38.6
High polygon High 2.8 9.9
Bump mapping Emboss 131.9 165.5
Bump mapping DOT3 248 232
Vertex shaders 51 112.4
Pixel shaders 161 160.7
Point sprites 17.4 39.1
Index 8922 10946
1024x768x32bit GeForce3 Ti200
Chaintech G320
Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H
Game1 Low 102 129.6
Game1 Hi 47.4 48.5
Game2 Low 100.5 139.4
Game2 Hi 56.8 76.8
Game3 Low 113.6 129.8
Game3 Hi 56.7 58.8
Game4 30.9 46.2
Fillrate single 581 809.2
Fillrate multi 1202 2057.7
High polygon Low 13.8 36.9
High polygon High 2.7 9.7
Bump mapping Emboss 98 113.5
Bump mapping DOT3 97.6 87.7
Vertex shaders 48.2 87.5
Pixel shaders 67.3 100.9
Point sprites 13 28
Index 6993 8588
1280x1024x32bit GeForce3 Ti200
Chaintech G320
Radeon 8500
Gigabyte AP64D-H
Game1 Low 77.1 110.9
Game1 Hi 41.4 45.8
Game2 Low 81.5 104.5
Game2 Hi 47.1 60.6
Game3 Low 87.2 107.9
Game3 Hi 45 51.6
Game4 20.6 30.1
Fillrate single 605 810
Fillrate multi 1253 2065
High polygon Low 13.3 35.4
High polygon High 2.7 9.6
Bump mapping Emboss 77.9 87.5
Bump mapping DOT3 58 57.4
Vertex shaders 45 71.1
Pixel shaders 42.8 64.7
Point sprites 10.5 22.2
Index 5540 6994
Итог
Фирма Gigabyte выпустила отличный аналог Radeon 8500, который практически не отличается ни по дизайну, ни по возможностям от оригинальной модели ATI, и находится в том же ценовом диапазоне. Проблемы с драйверами в целом уже решены, производительность находится на приличном уровне, особенно в современных играх. Плюс поддержка цифровых мониторов, телевизоров, неплохая комплектация, хорошее общее качество.
Плюсы:
— хорошая производительность;
— хорошее качество изображения;
— эффектный внешний вид;
— поддержка цифровых мониторов и двухмониторности;
— встроенный аппаратный мониторинг;
— неплохая комплектация.
Минусы:
— недостаточная "разгоняемость";
— нечасто обновляются драйверы.

Видеокарта Gigabyte AP64D-H предоставлены фирмой CD-Life (www.cd-life.net)
Материал печатается с согласия ИД "КомпьюТерра"
Макс Курмаз, max@hw.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2002 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета