Опасный прогресс

Опасный прогресс Что вы сделаете со своим компьютером, когда он станет старым? Правильно, продадите и купите новый. Но, естественно, вы понимаете, что вечно ваш компьютер продавать нельзя. Что тогда? Правильно, вариантов много: поставить в угол, накрыть газетой, а наверх — кактус в горшочке; отнести на мусорку (я, кстати, ни разу не видел компов у мусорных баков, как ни искал); оставить в подъезде, чтоб курить было удобней или в карты играть.

Но это будет нескоро. Я, например, как-то нашел у себя плату 486dx2 с 60-мегагерцовым камнем и какой-то Trident 512k, друзья от щедрого подарка отказались, и я дал самое частное объявление с какой-то очень символической ценой, и вы знаете, телефон звонил. Пришедший покупатель долго не мог понять, почему я так продешевил, заверился гарантией на запуск и, уходя, сказал, что собирает для районной школы компьютер. Я, растрогавшись, подарил ему какой-то кабель, то ли от ЕС, то ли еще от чего.
Все это я к тому, что у нас любой хлам подбирается и пристраивается, сейчас везут компьютеры, мониторы из ЕС. И продаются здесь за деньги по самой рыночной цене. То есть понятие старый для нас, это — "Байт", ZX80, ЕС, ну с натягом 286/386. Перечисленных компьютеров у частных лиц было не так, чтоб много, а гиперпопулярный ZX80 можно спрятать в диван, не заботясь о том, что последний не закроется. У организаций дело другое. Вот, например, в годы своего обучения в МРТИ/БГУИР я прочитал в какой-то газете, что мой родной универ занимает первое место среди вузов по компьютер-на-человека показателю. Я был удивлен: в других вузах уже начинали рыбачить в инете, а мы пилили 5'25-дисководы своими паскалевскими методами пузырька и иже с ними под DOS. Но однажды тайна мне открылась: я увидел залежи пенсионных "Немиг", вечно молодых "Корветов", туда подносили умирающие ЕС-ки. К пятому курсу у нас на кафедре убрали (в одном кабинете) все старье и поставили ММХ166 под Win95 — и все это счастье в сети, там еще был Word. За стеной инженер программировал (!) на "Немиге" с клавиатурой, способной заменить нагрудный элемент kevlar'а.
Подведем итог по организациям: там "старички" просто складировались, некоторые списывались, приворовывались etc. По крайней мере, я не слышал, чтобы компьютеры УТИЛИЗИРОВАЛИ. Об этом я и хочу рассказать, подмешав немного цифр. Они будут касаться только США, кроме специально оговоренных случаев. В Штатах самая настоящая демократия, информация о производстве, утилизации открыта, доступна и систематизируется различными общественными и государственными организациями. У нас этого нет, с трудом и очень приблизительно можно узнать, чего и сколько было продано, особенно если это касается товаров небелорусского производства.

Сколько их

На диаграмме я попытался отобразить два показателя: общее количество компьютеров в Штатах и ежегодно продаваемое. Эти цифры могут кое-что сказать. Но сначала определимся с понятиями.
Разделим все компьютеры на две группы: новые (новыми компьютерами сейчас называются машины младше 5 лет) и устаревшие (соответственно — старше 5 лет). С устаревшими делают четыре основные операции: используют/продают дальше (такая судьба у 45%), столько же складируют, отдают на переработку (5%) и остальные просто выбрасывают на свалку. В свою очередь складируемые компьютеры через 3 года хранения в 3/4 случаях перерабатывают, а остальные выбрасывают.
Что касается проданных либо далее используемых компьютеров, то через три года половина из них поступает на склад, чтобы потом быть обработанной, как сказано в предыдущем абзаце; остальные 40% идут на переработку, а оставшиеся 10% — на мусорку.
Следует заметить, что под переработкой понимается не полная трансформация машины в крем против морщин или баллистическую ракету, а извлечение полезных узлов (которые потом еще используются), а уже потом переработка с возможностью повторного использования в целях производства.
Таким образом, мы можем определить общее количество устаревших компьютеров, например, на 2002 год, как суммарное количество машин пять лет назад. В нашем случае эта цифра около 205 млн штук. И это только в США (правда, там их больше всего). Теперь, используя данные о том, что средний компьютер весит 19.6 кг и занимает 0.08 кубометров пространства, кое-что прикинем. Получается, что масса всех компьютеров США на 2002 год примерно равна массе всех людей в Беларуси и соседней Брянской области и составляет около 9 млн тонн. А объем составил 35 млн кубометров. Я даже не нашелся сразу, с чем эту цифру сравнить. Например, если весь этот высокотехнологический хлам хорошенько уплотнить, то можно выложить дорогу от Минска до Парижа высотой в метр и шириной в 15 км.
К чему я все это расписываю? А к тому, что согласно расписанным выше движениям компьютеров по цепочке НОВЫЙ-УСТАРЕВШИЙ-СКЛАДИРУЕМЫЙ-ВЫБРОШЕННЫЙ вся эта дорога до Парижа в пятнадцать километров шириной — реальный мусор на свалках. Объем его впечатляющий и нарастает с каждым годом, как снежный ком, летящий с горы. А процент переработанной техники реально составляет 10%. Некоторые эксперты (National Safety Council) утверждают, что в тех же США будет свыше 315 млн устаревших компьютеров в 2004 году. А в 2005 на каждый произведенный компьютер будет приходиться один устаревший. Как видим, ЭТО опасно, потому что ЭТОГО много (в Штатах это называют е-мусором). Хотя бы поэтому опасно. Но это опасно еще и по другим причинам.

Из чего же, из чего же сделаны наши компьютеры?
Вот что входит в средний ПК по данным Microelectronics and Computer Technology Corporation: пластмасса (23% от общего веса, эффективность переработки — 20%); свинец (6.3% и 5% соответственно); алюминий (14.2% и 80%); германий (0.0016% и 0%); галлий (0.0013% и 0%); железо (20.5% и 80%); олово (1% и 70%); медь (7% и 90%); барий (0.0315% и 0%); никель (0.85% и 80%); цинк (2.2% и 60%); тантал (0.0157% и 0%); индиум (0.016% и 60%); ванадий (0.0002% и 0%); тербий (очень мало и 0%); бериллий (0.0157% и 0%); золото (0.016% и 99%); европий (0.0002% и 0%); титан (0.0157% и 0%); рутений (0.016% и 80%); кобальт (0.0157% и 85%); палладий (0.0003% и 95%); марганец (0.0315% и 0%); серебро (0.0189 и 98%); антиномий (0.0094% и 0%); висмут (0.0063% и 0%); хром (0.0063% и 0%); кадмий (0.0094% и 0%); селен (0.016% и 70%); ниобий (0.0002% и 0%); иттрий (0.0002% и 0%); родий (очень мало и 50%); платина (очень мало и 95%); ртуть (0.0022% и 0%); мышьяк (0.013% и 0%); кремнезем (24.88% и 0%). Здесь не перечислены добавки, применяемые в пластмассах. Обратите внимание на разнообразие металлов с нулевой эффективностью переработки. Для получения суммарного количества каждого металла в отдельности воспользуйтесь данными из предыдущих абзацев и процентным содержанием металла, прикиньте даже очень приблизительно объемы опасных отходов — и вам, может быть, станет грустно. Мне стало грусно.

Отходы производства
"Электронное оборудование — один из самых больших известных источников тяжелых металлов, токсичных материалов и органических загрязняющих веществ в муниципальных отходах", — сказал Лэсли Бистер (Leslie Byster) из Silicon Valley Toxics Coalition.
Производство компьютеров связано с использованием тысяч токсичных химических веществ (включая растворители, газы), тяжелых металлов и кислот. Сурьма, серебро, хром, цинк, свинец, олово, медь и кадмий используются в печатных платах; окись свинца и барий — в трубках мониторов; ртуть — в ключах и плоских мониторах и т.д.
За тридцать лет производства компьютеров и периферии в США было загрязнено множество подземных вод. Тысячи рабочих в связи со спецификой работы заболели и умерли от рака, у работающих женщин часто случались выкидыши, рожденные дети имели врожденные заболевания и т.д. Потому как все это опасно, опасно для жизни.

Опасно для жизни!
О вредном влиянии некоторых металлов я расскажу подробнее.
Свинец. Может наносить ущерб центральной и периферийной нервным системам, кровяной системе и почкам. Наблюдалось отрицательное влияние на эндокринную систему, подтверждено негативное влияние на детскую мозговую деятельность. Свинец накапливается в среде, животных и микроорганизмах. Электронная промышленность "делает" 40% выбросов свинца в окружающую среду.
Кадмий. Кадмиевые составы классифицированы как токсичные с возможным риском необратимых последствий для человеческого организма. Кадмий и кадмиевые составы накапливаются в человеческом теле, а конкретно в почках. Кадмий адсорбируется через дыхание и с принятой пищей. Из-за долгого периода полураспада (30 лет) кадмий может легко накапливаться, в итоге вызывая отравления. Обладает острой и хронической токсичностью.
Ртуть. Когда неорганическая ртуть попадает в воду, образуется вещество метиловая ртуть, оседающая в нижних слоях. Это соединение легко накапливается в живых тканях и попадает к нам в организм через пищевую цепочку (чаще всего из рыбы) и наносит хронический ущерб мозговым клеткам. Электронная промышленность потребляет 22% производимой ртути, которая используется в основном в термостатах, реле, ключах, мобильных телефонах.
Хром VI. Некоторые изготовители все еще применяют это вещество как защиту от коррозии и гальванизируют стальные пластины или как декор для стальных элементов. Хром VI вызывает прочные аллергические реакции даже в небольших концентрациях. Астматический бронхит является аллергической реакцией на хром VI. Хром VI может также наносить ущерб ДНК. Кроме того, он токсичен для среды, ни в коем случае не должен подвергаться сжиганию.
Поливинилхлорид (ПВХ). Самый опасный из всех пластмасс, составляет 26% от общего количества пластмасс, используемых в производстве компьютеров. ПВХ в основном используется в проводах. В самом компьютере чаще используется ABS-пластмасса. Основная опасность ПВХ возникает в случаях его возгорания, часто это приводит к смертельным случаям, поэтому под давлением этого фактора и законов все чаще используется его безопасный аналог — полиэтилен низкой плотности. Вторая проблема с ПВХ — трудность его утилизации, т.к. он "заражает" другие пластмассы в процессе повторной переработки. В Европе существуют жесткие ограничения по использованию ПВХ.
Бромированные огнеупоры. Являются классом бромированных химикатов, обычно использующихся в электронных продуктах как средства для уменьшения воспламеняемости. В компьютерах они применяются главным образом в четырех случаях: на печатных платах, в компонентах (например, в разъемах), в пластических покрытиях и в кабелях. Различные научные наблюдения доказывают, что PBDE (разновидность огнеупора) может выступать в качестве катализатора эндокринных мутаций. Ученые обнаружили, что уровень PBDE в человеческом грудном молоке удваивается каждые пять лет. Наличие огнеупоров в пластмассе значительно повышает ее токсичность. Сжигание бромированных огнеупоров при низкой температуре (600-700 °С) приводит к выделению чрезвычайно токсичных веществ. В Швеции у рабочих по переработке е-отходов обнаружили превышение нормального уровня PBDE в крови в 70 раз. В Германии производство таких химических веществ запрещено с 1986 года.

Report Card, или Кто безопасней?
Report Card — это ежегодный отчет Computer TakeBack Campaign на сайте уже упомянутой выше Silicon Valley Toxics Coalition. Report Card анализирует информацию о компьютерных компаниях, чтобы сравнить и измерить экологическую вредность продукции и производства компаний. Информация собиралась по четырем основным направлениям: 1) использование опасных материалов; 2) ответственность производителя (EPR), что включает программу take-back; 3) профессиональное здоровье и безопасность рабочих; и 4) удобство получения информации пользователем. По всем пунктам были сформулированы вопросы, всего их было 17, за каждый вопрос можно было получить максимум 4 балла, т.е. за весь тест — 68. Все это, как сказано на сайте, направлено на повышение информативности потребителей и воздействие на "вредные" компании.
Исследовались 28 компаний по всему миру, так или иначе предлагающих свою продукцию на рынке США:
— десять американских: Apple, Compaq, Dell, e-Machines, Gateway, Hewlett-Packard, IBM, Lexmark, Micron и Viewsonic;
— одиннадцать японских производителей: Brother, Canon, Fujitsu, Hitachi, Matsushita/Panasonic, NEC, Oki, Seiko Epson, Sharp, Sony и Toshiba;
— одна компания из Европы: Philips;
— три из Кореи: Daewoo, Lucky Goldstar и Samsung;
— три из Тайвани: Acer, AST и Wyse Technologies.
Результаты вы можете видеть в таблице. Наибольший уровень экологической безопасности продукции и производства задают японские производители, американцы расположились и в верхних частях таблицы и на самом дне, корейцы и тайваньцы не особо обременены мыслями об экологии и безопасности, жизненный путь тайваньского рабочего недолог и опасен.

Место Название Страна Очки % всего
1 Canon Япония 35 51,48
2 Toshiba Япония 33 48,53
3 IBM США 32 47,06
5 Fujitsu Япония 30 44,12
5 Sony Япония 30 44,12
6 NEC Япония 27 39,71
8 Hewlett-Packard США 26 38,24
8 Brother Япония 26 38,24
9 Apple США 25 36,77
10 Hitachi Япония 20 29,42
10 Oki Япония 20 29,42
12 Seiko Epson Япония 19 27,95
13 Compaq США 17 25,00
13 Matsushita/Panasonic Япония 17 25,00
15 Dell США 16 23,53
16 Samsung Корея 15 22,06
17 Sharp Япония 14 20,59
18 Micron США 11 16,18
20 Gateway США 9 13,24
20 Philips Европа 9 13,24
21 Lexmark США 6 8,83
22 ViewSonic США 5 7,36
24 Acer Тайвань 2 2,95
24 Wyse Technologies Тайвань 2 2,95
28 e-machines США 0 0,00
28 Daewoo Корея 0 0,00
28 Lucky Goldstar Корея 0 0,00
28 AST Тайвань 0 0,00
Что делать?
Не все, конечно же, так плохо. В Европе и Японии зашевелились, и за прошлый год было несколько инициатив по поводу ввода некоторых законов в защиту здоровья и экологии на высокотехнологических производствах. В США промышленные лобби не пропускают такие законы в Сенат.
Некоторые крупные фирмы-производители hardware применяют так называемую take-back (дословно: брать назад) программу, согласно которой потребитель может вернуть старый компьютер фирме-производителю бесплатно или за плату.
Так, например, IBM в некоторых странах ЕС и Тайвани берет назад свою продукцию бесплатно, а в США требует за это с клиентов $29.99, чему клиенты не очень рады. Apple обязали брать компьютеры назад в Германии, где экология всегда защищалась ревностно. Sony, все в той же Германии, имеет широко развернутую программу take-back, кстати, бесплатную. HP с прошлого года начала принимать технику как своего, так и чужого производства для переработки на своих специализированных предприятиях. Условия возврата зависят от страны (от $30 за свою технику), производителя и т.д.
Каждый месяц HP перерабатывает 1.6 млн кг техники в США и Европе. Одним словом, стоит законодательно обязать компании убирать под собой, и они никуда не денутся.
Можно решить проблему по-другому: вывести мусор в другую страну. Так, например, в 1997 году (более свежих данных я не нашел, но здесь важнее идея, может быть, вы сможете проследить параллели) в США переработали 1.7 млн мониторов, 1 млн из которых продали затем в бурно развивающийся Китай. По-моему, так сейчас делает Германия.
Toshiba много работает в направлении увеличения времени морального износа компьютера и его составляющих. Проблема в том, что новый компьютер (как мы оговаривали выше) — это тот, которому нет еще пяти лет, но по прогнозам эта цифра в 2005 году составит 2 года, т.е. компьютерное железо раз в два года будет морально устаревать, что повлечет за собой увеличение объемов е-мусора.
Это все касалось крупных игроков рынка компьютеров, мониторов и/или принтеров, а что можете сделать вы? Вам кажется, что ничего? Отнюдь! От вас, как от конечного потребителя, многое зависит. Самое простое — покупайте продукцию с эко-лейблами (http://www.svtc.org/cleancc/greenDesign/index.html). Самый распространенный из них — шведский лейбл TCO, он определяет стандарты экологической безопасности для мониторов и мобильных телефонов, не поленитесь и посетите их сайт http://www.tco-info.com/ с перечнем сертифицированной продукции. Обращайте внимание на другие лейблы, например, такие как "Кадмия (ртути etc) нет". Станьте лучше вы немного "зелеными", чем ваши дети или внуки!

kolm A.Kryvenia, kolmkolm@mail.ru



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике hard :: pc

©1997-2024 Компьютерная газета