GeForce3 Ti200. Gainward GF3 Ti/450

GeForce3 Ti200. Gainward GF3 Ti/450
Графические чипы nVIDIA имеют свойство по прошествии некоторого времени превращаться в семейство. Это делается для того, чтобы охватить как можно больший круг потенциальных пользователей, сделать еще вчера считавшийся последним достижением чип доступным большему количеству покупателей. После того, как сняты все сливки, когда те, кто хотел заполучить "самое-самое", сделали покупку, а остальные начали прицениваться, nVIDIA анонсирует целое семейство видеокарт на базе нового чипа, в которое входят и более мощные, чем прежде, и более простые видеокарты (с пониженной частотой, медленной памятью и т.д.).

Но не следует путать объявление нового семейства с выпуском урезанного чипа — это не одно и то же. Например, GeForce2 MX — это урезанный вариант, по производительности мало похожий на GeForce2. А вот GeForce2 GTS, GeForce2 Pro, GeForce2 Ultra — это семейство очень похожих моделей, которые фактически отличаются только частотами чипа и памяти.
GeForce3, графический процессор третьего поколения, тоже подвергся разделению. Однако на этот раз nVIDIA не ограничилась присваиванием суффиксов "Pro" и "Ultra". Новые видеокарты называются "Titanium".

Семейство Titanium
Итак, новое семейство видеокарт (новым его, правда, можно назвать с натяжкой) базируется на NV20 (он же GeForce3), чипе, который по 3D-производительности заметно превосходит и предшественников, и конкурентов, так как имеет:
— четыре конвейера по два текстурных блока на каждом (как у GeForce2);
— четырехканальный 128-разрядный контроллер памяти;
— систему оптимизации работы с Z-буфером Visibility System;
— новый метод обеспечения полноэкранного сглаживания — HRAA;
— аппаратные и полностью программируемые вершинный и пиксельный шейдеры;
— полную аппаратную поддержку DirectX8.
Семейство GeForce3 Titanium включает в себя два чипа: Titanium 500 (Ti500) и Titanium 200 (Ti200). Цифра в суффиксе по идее обозначает тактовую частоту памяти, с которой должен работать чип. Только для GeForce3 Ti500 указана эффективная частота 500 МГц, рассчитанная с учетом удвоенной пропускной способности DDR-памяти, работающей на 250 МГц. А для GeForce3 Ti200 почему-то выбрана реальная частота. Что касается частоты графического чипа, то у первой видеокарты он работает на частоте 240 МГц, у второй этот показатель меньше — всего 175 МГц.
Напомню, что первоначально видеокарты GeForce3 имели чип с частотой 200 МГц и 64 Мб памяти, работающей на частоте 230 МГц. Получается, что у Ti500 чип и память разогнаны соответственно на 20% и 9%, а у Ti200, наоборот, приторможены на 12.5% и 15%. Два "титаниума" отличаются по частоте графического процессора более чем на треть, а по частоте памяти — только на четверть. Поэтому их производительность должна различаться в пределах 15-30% в зависимости от сложности графической сцены (количества полигонов, объема текстур, наличия сложных спецэффектов и т.п.), разрешения, глубины цвета, включения специальных режимов (сглаживания, анизотропной фильтрации и т.п.).
Семейство Titanium позволило nVIDIA решить две задачи. Во-первых, не стесненные в средствах пользователи смогли приобрести более производительную, чем первый GeForce3, видеокарту, не дожидаясь выхода нового поколения видеокарт. Во-вторых, GeForce3 смог преодолеть психологический барьер в $200 и тем самым стал доступен более широкому кругу покупателей. Как вы уже поняли, вторую задачу решила карта Titanium 200, о которой и пойдет речь дальше.
Прежде чем перейти к тестированию, я упомяну еще одну видеокарту Titanium — GeForce2 Titanium. Просто Titanium, без суффикса. По сути — это все тот же GeForce2, разогнанный еще немного по сравнению с GeForce2 Pro.
Результаты тестирования этой видеокарты я представлю в ближайшее время.

Тестирование
Я протестировал видеокарту Gainward GeForce3 PowerPack!!! Ti/450 в следующей конфигурации: Athlon 1.33, кулер PentAlpha APSK0169, плата Epox 8KHA+ на чипсете KT266A, 256 Мб памяти PC2100 CL2, жесткий диск Quantum Fireball Plus AS, операционная система Windows 2000 Pro SP2, драйверы Detonator XP 21.83. Вместе с ней в тестировании участвовали Gigabyte GF3500T (GeForce3 Ti500) и ATI Radeon 8500 LE. Посмотрим, как соотносятся между собой три самых современных и быстрых игровых видеокарты.
3DMark2001. Начнем с теста 3DMark2001, построенного на "движке" игры Max Payne. В отличие от игровых бенчмарков, он дает возможность посмотреть результаты "чистых" тестов, использующих только определенную функцию видеокарты.
Сравним для начала два "титаниума". Тест Fillrate — проверка способности видеокарты заполнять трехмерную сцену пикселями. Разница в 35-38% точно соответствует разнице в частоте чипа. Очевидно, что подсистема памяти у GeForce3 работает достаточно эффективно и не является сдерживающим фактором. Тест High Polygon испытывает блок T&L — и тут мы тоже видим 36% разницы. Тест Bump Mapping использует рельефные текстуры, и согласно ему GeForce3 работает не на полную мощность — всего 20% и 30% для Emboss и DOT3-mapping соответственно. То же самое — для вершинных шейдеров, а вот при использовании пиксельных шейдеров разница тем выше, чем выше разрешение (15% — в 640х480, 35% — в 1024х768, сказывается более медленная память).
Конечно, в реальных приложениях разница не будет проявляться так ярко, как в рассмотренных выше тестах, так как в них, кроме собственно графического чипа, активно используются другие компоненты системы. Так, в низком разрешении тесты Game все того же 3DMark2001 выполняются практически одинаково на обоих "титаниумах". Исключение составляют Game2 (более насыщенная полигонами, нежели остальные) и Game4 (активно используются шейдеры и много полигонов). В более высоком разрешении 1024х768 появляется разница, но она не превышает 25% (кроме теста Game4).
Что касается Radeon 8500, то он явно лучше GeForce3 по Fillrate (как-никак HyperZ-II) и по мощности блока T&L. А вот в реальных ситуациях это прямо-таки огромное преимущество не так заметно. В Game1 с ростом разрешения и глубины цвета оно растет с 5% до 35%, в Game3 — тоже (в 640х480 Radeon 8500 вообще проигрывает, а в 1280х1024 — отыгрывает 10%). В Game2, наоборот, преимущество Radeon 8500 снижается с 50% до 35%, а в Game4 GeForce3 Ti200 даже обходит ATI'шную видеокарту более чем на 10%.
Игры. Рассмотрим игровые тесты. Unreal Tournament — уже достаточно старый мультиплеерный FPS, но он легко пожирает ресурсы машин, о которых на момент создания игры никто и не мечтал. Как ни странно, на всех видеокартах эта игра работает практически одинаково. Вот что значит плохо масштабируемый "движок".
Quake3 Arena, наоборот, имеет идеально масштабируемый "движок". В низком разрешении разница между Ti200 и Ti500 составила всего 10% (как и должно быть по теории), а Radeon 8500 проиграл обоим. Зато в 1280х1024 Radeon 8500 уже обошел Ti200, так как игра смогла полностью "съесть" все ресурсы процессора и принялась за видеокарту.
Приближенные к играм тесты. DroneZ — игра, созданная для демонстрации мощи связки "GeForce3 + Pentium-4". И в низких, и в высоких разрешениях разница между видеокартами хорошо заметна: с ростом разрешения Ti200 отступает, а Radeon 8500 набирает очки. Другая картина в GLMark, так как этот тест больше "любит" GeForce3. Radeon 8500 проигрывает Ti200 30% в низком и 20% в высоком разрешении. Так что иногда GeForce3 Ti200 может обходить Radeon 8500.
OpenGL-графика. Посмотрим на результаты SPECViewperf — бенчмарка, состоящего из набора фрагментов профессиональных приложений. Тут ситуация неоднозначная. В ProCDRS лидирует Radeon 8500 (вдвое лучше GeForce3), в MCAD и DesignReview он отстает. Ti200 и Ti500 либо показывают одинаковую производительность (то есть тест зависит от подсистемы памяти или процессора), либо отличаются на треть.
FSAA и анизотропная фильтрация. Также я произвел измерение производительности GeForce3 Ti200 при включении анизотропной фильтрации (улучшает качество трехмерной сцены за счет более сложной обработки текстур), а также при включении полноэкранного сглаживания (FSAA), точнее, "фирменного" режима Quincunx. Все тесты работали в разрешении 1024х768 при 32-битной глубине цвета.
В тесте 3DMark2001 включение Quincunx привело к снижению производительности на 35%. При этом играбельность сохранилась только при минимальной детализации (fps > 55), а Fillrate снизился на 25%. В других тестах потери на сглаживание заметнее: GLMark — 40%, DroneZ и Quake3 — 60%. Что касается качества изображения, то оно заметно улучшилось — стали четче контуры мелких объектов, различимее детали. И нет характерной для режимов FSAA размытости.
Исследование влияния анизотропной фильтрации я проводил в аналогичных условиях. Цифры получились несколько иными: в 3DMark2001 — снижение производительности составило почти 60%, в DroneZ — только 28%, Quake3 — около 50%, GLMark — 40%. Заметных изменений в качестве, тем не менее, я не заметил.
В целом ни тот, ни другой режимы не пригодны для повседневного использования, однако режим Quincunx в некоторых случаях может оказаться полезным в играх, которые не являются суперсовременными и не загружают видеокарту по полной программе. Поддержки со стороны игры при этом не потребуется, так как драйверы GeForce3 позволяют легко включить принудительный режим сглаживания как для OpenGL, так и для DirectX.
Итог. В разрешении 1024х768х32bit, наиболее пригодном для игр, разница между Ti500 и Ti200 составляет от 10 до 30%. ATI Radeon 8500 ведет себя неоднозначно: в одних тестах он явный лидер, в других — заметно проигрывает. В целом я считаю, что GeForce3 Ti200 и Radeon 8500 — равноценные видеокарты по соотношению "цена+качество / производительность". И если GeForce2 Ti200 в высоких разрешениях уступает по скорости, то благодаря отлаженным драйверам он не доставляет никаких проблем своему владельцу.


О видеокарте Gainward GF3 PowerPack!!! Ti/450
Компания Gainward относительно недавно появилась на нашем рынке и еще не успела завоевать определенную репутацию. Однако с уверенностью можно утверждать, что продукция этой фирмы отличается высоким качеством исполнения и нестандартностью. Большинство ее видеокарт содержат на коробке наклейку "Golden Sample", которая свидетельствует о более высоких частотах памяти и/или чипа, уникальных возможностях или необычном дизайне.
Серия GF3 PowerPack!!! — это видеокарты на базе чипов семейства GeForce3. В общем случае они отличаются от многочисленных собратьев нестандартным внешним видом, но к серии "Golden Sample" не относятся.
Видеокарта PowerPack!!! Ti/450 основана на чипе nVIDIA GeForce2 Ti200. Она использует эталонный дизайн, предложенный еще для первых GeForce3, но с некоторыми упрощениями. Так, вместо памяти с временем доступа 3.8 нс, у нее на борту установлено 64 Мб DDR-памяти Etron Tech 4.5 нс. По умолчанию она работает на рекомендованной частоте 200 МГц, но, судя по маркировке, может достигать и частоты 225 МГц (или 450 МГц — отсюда и название видеокарты). Причем Gainward не беспокоится за перегрев памяти — радиаторы на чипах не установлены.
Выход DVI (для цифровых плоскопанельных мониторов) на Ti/450 не распаян, и не установлен кодек для цифрового интерфейса. А вот выход на ТВ оставлен — его обслуживает кодек Conexant, хорошо известный утилитам-твикерам. Причем Gainward, в отличие от других производителей, не ограничилась только выходом типа S-Video — есть и композитный выход, к которому можно подключить практически любой телевизор.
Отдельно хотелось бы отметить кулер, которым снабжена видеокарта. Он совсем нестандартный, выполнен в виде звезды с отогнутыми вверх лучами. Получилось простое, компактное и в то же время достаточно эффективное решение. Чип GeForce3 Ti200, по умолчанию работающий на 175 МГц, без дополнительного охлаждения удалось разогнать до 215 МГц (23%), а это на 15 МГц выше частоты первого варианта GeForce3.
С разгоном памяти тоже все в порядке — мне удалось добиться ее устойчивой работы на частоте 250 МГц (500 DDR, +20%), то есть не хуже, чем у GeForce3 Ti500. Конечно, догнать последний не удалось, но разрыв сократился порядочно. Посмотрим на результаты тестов. 3DMark2001: разогнанный PowerPack!!! Ti/450 стал работать на 10% быстрее, отставая от GF3 Ti500 только на 7%. Quake3: такой же прирост производительности, до GF3 Ti500 осталось менее 2%. GLMark: +18%, но до GF3 Ti500 почти 15%. В DroneZ +12%, а в Unreal только +2%. В тестах SPECviewperf — около +25%, но только в той части тестов, которая зависит от видеокарты.
Как видите, производительность и запас разгона у Gainward PowerPack!!! Ti/450 — на достаточно хорошем уровне. К качеству изображения тоже претензий нет. А вот комплектация подкачала: унылая и бесполезная мануалка, отсутствие в комплекте игр — есть только утилиты и DVD-плеер, вместо кабеля — переходник "тюльпан"-DIN. Впрочем, многим это не покажется недостатком, тем более что Gainward просит за свои видеокарты не слишком много.
Плюсы:
— высокое качество исполнения;
— уникальный внешний вид;
— хорошая производительность и запас разгона;
— ТВ-выход с двумя видами сигналов — композитным и S-Video;
— невысокая цена.
Минусы:
— бедная комплектация.

Дизайн, компоновка,
компоненты 5
Качество изготовления 5
Качество изображения 4,5
Производительность 4,5
Разгон 4
Дополнительные
возможности TV-out
Упаковка и комплектация 3
Цена 4,5
Общая оценка 4,4

Видеокарта Gainward GF3 PowerPack!!! Ti/450 предоставлена фирмой Jet
Макс Курмаз, hardware@kv.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2002 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета