Лица Интернета: Продавец Книг Д.Безос

Лица Интернета: Продавец Книг Д.Безос
Его имя — Jeffrey Preston Bezos (Джеффри Престон Безос). Имя его у нас никому не известно (разве только тем, кто специально хотел это имя узнать), потому что это имя президента, председателя и управляющего высшего звена Amazom.com Inc. Это имя значится на 189-ой позиции в списке журнала Forbes, где напротив фамилии Безос значится сумма в $1,2 млрд, он — 234-ый в списке самых богатых людей мира, 780-ый в списке самых высокооплачиваемых управляющих высшего звена. А Amazon.com — лидер онлайновых продаж в мире. Джеффри Безос придумал и сделал Amazon сам. Безос из тех, кого в Америке называют self made. И эта история о том, как он сделал себя сам, а заодно и крупнейшую фирму онлайновых продаж.

В 1994 году Джефф сидел в офисе D.E. Shaw на 39-ом этаже в самом центре Манхэттена, ему было 30 лет, и он из профессионального любопытства изучал Интернет, ведь в фирме D.E. Shaw он был специалистом в исследовании деловых возможностей в области страхования, программного обеспечения и Интернета. За четыре года работы с мистером Дэвидом Шау (David Shaw). Безос смог стать партнером по бизнесу. Когда Шау набирал персонал в свою фирму, ему порекомендовали человека, который "когда-то кого-то сможет сделать очень богатым", и Шау взял Джеффа не раздумывая. Этот период в жизни Безоса очень важен, потому что в D.E. Shaw он заработал первую деловую репутацию, здесь он приобрел опыт, отличился "комплексной логикой, сопряженной со сбалансированным интеллектом плюс творческий подход", — так, или примерно так, говорил о нем Шау.
Так вот, тогда, сидя за компьютером, в теплый майский денек 1994 года Джефф взглянул на цифру 2,300% годовых. Эта цифра характеризовала темпы роста Интернета в США. Не обладай он той самой комплексной логикой плюс еще целой кучей преимуществ, так бы он и был сейчас партнером по бизнесу в D.E. Shaw. Но тогда он заорал "eurika!" и взял скромный отпуск, может быть даже за свой счет. За это время он хотел прикупить небольшой участочек в Интернет и развести там свое хозяйство. Дело в том, что с 1994 года Правительство США начало разгосударствление сети Интернет. В странах с рыночной экономикой это отработанный сценарий: государство собственными силами вспахивает какую-нибудь отрасль экономики и как только та окрепнет, тут же продает ее в частные руки, например, такие, как руки Безоса.

Джефф решил продавать товары через Интернет. Дома на листике он составил Top-20 самых продаваемых по почте (обычной почте) товаров. Затем Безос проанализировал полученный список. Нужно было предложить что-то такое людям, что им было не так удобно покупать по почте. Отпадали все пункты один за другим, Джефф понимал, что люди не откажутся от старого сервиса в пользу нового и неизвестного, если последний не будет на порядок предпочтительней. Тут даже дело было не в ценовой политике, а именно в уровне оказываемого сервиса. В итоге осталась строка, в которой было написано слово "книги". Это может показаться странным, но именно возможный сервис продаж книг через Интернет оказался лучше почтового, и вот почему: каталог книг в бумажном своем виде напоминает телефонный справочник или что-то наподобие ежегодника "Бизнес Беларусь", т.е. такой каталог слишком дорогой, чтобы рассылать его по каждому требованию бесплатно, а такой же каталог в Интернете нужен один, он может быть хоть бесконечный и его могут просматривать миллионы посетителей. "Надо сделать то, что нельзя сделать никаким другим способом", — говорил сам себе Безос прописную бизнес-истину. Таким образом, поле будущей деятельности он придумал.
Безос отправился в Лос-Анджелес и заключил годовое соглашение с Ассоциацией Американских Книготорговцев. Потом потратил целый уикенд на интенсивные курсы по бизнесу. Затем посетил двух крупнейших оптовых книготорговцев Ingram и Baker&Taylor. Безос заполучил от них огромный каталог на CD-ROM, вполне прилично и придирчиво организованный. Вернувшись на свой 39-ый этаж небоскреба, Джефф поговорил с Шау, тот благословил партнера в свободное плавание словами: "Жаль терять такого сотрудника, но мне понятно твое желание..." — и т.д. Безос был парень не промах, к тому же смекал, что без грамотного специалиста в области литературы никак не обойтись, и увел от Шау сотрудника-женщину по имени МакКензи (MacKenzie). Она тоже, как и Джефф, закончила Принстонский университет (Princeton University) только шестью годами позже и по другому профилю — литературный английский. К тому же, она, как и Джефф, была сумасшедшая.

Следующие два дня Безос-аналитик провел в расчетах финансового риска. Он занялся, говоря его же словами, "минимизацией риска". Идея вот в чем. Включите воображение и представьте себя 80-летним стариком, оглядывающимся назад в жизнь. И тут все снова стало ясно Безосу-личности. "Я бы в свои 80 лет даже не вспомнил о какой-нибудь премии к Рождеству, но зато меня распирала бы гордость от того, что я взялся за дело, несмотря на риск. Ведь Интернет сейчас — это как дикий, дикий Запад когда-то, это — новая граница. Если бы я не попробовал, я сожалел бы всю жизнь. И это было бы неизбежно". Безос оказался настоящим ковбоем.
А что касается расчетов, то цифры говорили, что только одна интернет-фирма из десяти становится на ноги. Безос дал себе 30%. Зная, что крупные инвесторы денег сумасшедшим не дают, он обратился к друзьям и родственникам. Слова его были таковы: "У меня есть семидесятипроцентный, точно высчитанный шанс угробить ваши деньги, так что не инвестируйте столько, сколько вам страшно потерять". Возможно, он добавил еще слово "пожалуйста", потому что он насобирал жизненно необходимую сумму. Самыми крупными инвесторами на том этапе стали родители: они выделили $300,000. Когда сын пришел к ним и сказал: "Папа, мама, мне нужны деньги, я хочу продавать книги через Интернет", то отец у него спросил: "Что это такое?" — и выразил сомнения о вменяемости своего сына. Но деньги дали. Теперь, имея скромных 6% акций Amazon, они мультимиллионеры.

Офис компании решили разместить в Сиэтле — городе, ближайшем к двум оптовым книготорговцам. Когда юрист, нанятый помочь в создании новой фирмы, спросил о том, как Безос хочет назвать оную, то Джефф, любящий звуки Абракадабры, сократив это слово, сказал: "Кадабра". Юрист переспросил: "Cadaver (труп)?" От Абракадабры отказались, и к июню 1995 года земля с названием Amazom.com Inc. по адресу www.amazon.com:99 была сдана в эксплуатацию в тест-варианте, а 16 июля 1995 отпущена в дикий, дикий Интернет. Офис располагался в арендуемом домике, а склад — в гараже. Из домика выкинули кровати, печку — все, что мешало и загромождало. В гараже поставили три станции Sun. Вместо столов использовали двери, лежащие на двух поперечных досках — так было дешевле. (На таких "столах" до сих пор работают в офисах Amazon.) Первым наемным работником стал Шел Кафан (Shel Kaphan) — блестящий программист, учредитель множества интернет-фирм не проживших и года. Но на этот раз, под руководством Джеффа, все было просто, функционально и замечательно.

В течение первых 30 дней Amazon продала книги во все 50 штатов и еще 45 стран мира. Не было рекламы ни в печати, ни на ТВ, было 300 инвесторов, желающих Безосу попасть в те самые 30%. Джефф говорит о том времени: "Я знал, что ЭТО должно было стать огромным. Но это было намного больше того, на что мы могли надеяться". Те времена убедили Джеффа, как мало он знает о том, что он начал делать. Десятипроцентный дисконт привлек покупателей: заказы шли круглосуточно, команда работала круглосуточно.
Как-то Джефф ползал на коленях в гараже, запаковывая чьи-то покупки, т.е. свой товар, и сказал, что вот, мол, в чем фирма нуждается, так это в наколенниках, на что простой наемный рабочий, к которому обращался Безос, ответил: "Нам нужен стол, чтоб не ползать на четвереньках". Теперь это выглядит примерно так: все товары весят на специальных "вешалках", и когда, например, Вы заказываете томик Шекспира, Ваш запрос попадает в автоматизированную систему, которая приводит к загоранию лампочки на "вешалке" именно с этим томиком Шекспира, проходящий мимо рабочий кидает томик в тележку, к остальному товару, а потом все это передает по конвейеру в цех упаковки. Там товар тщательно пакуют в противоударную, антипромокающую упаковку и отправляют в цех отправки. А потом Вы видите свой томик у себя на крылечке.
Вернемся к истории. В мае 1996 года об Amazon написали в Wall Street Juornal. Конкуренты всполошились, но инвесторы, те, что настоящие, с Уолл-Стрит, не торопились отдать свои кровные Безосу, опасаясь, что Amazon не выдержит конкуренции с Barnes&Noble, имеющей крупнейшую сеть магазинов, покрывающую все США.

Но клиенты у Amazon покупали охотней, к тому же уже в полцены от стоимости в магазинах. И Безос богател. Его личные акции сначала стоили $10 млн, потом $100 млн. Безос богател очень быстро. За два год курс акций повысился на 5,600%. В 1999 бизнесмен Джеффри П. Безос со всеми своими акциями стоил $10,1 млрд и занимал 18 позицию в списке самых богатых людей Америки.
В те времена Интернет стоил столько, сколько он не мог стоить, но со временем рынок все расставил на свои места, поэтому сейчас Безос в 10 раз "бедней", но сейчас он стоит своих денег. С середины 2000 года интернет-компании лопаются, как мыльные пузыри, одна за другой, но Amazon, в отличие от многих других, имеет реальные склады, реальный товар, который можно потрогать руками. Поэтому акции Amazon, несмотря на падение их курса последние два года, по-прежнему конкурентоспособны на рынке, потому что за ними стоят невиртуальные материальные активы фирмы.

Сегодня в спину дышат конкуренты (та же BarnesandNoble.com, например, или европейская BOL), иногда конкуренты уходят на полкорпуса вперед, но Безос — новатор, он в постоянном развитии, его бизнес развивается. Так, к примеру, на BarnesandNoble.com декларируемая скорость доставки книг в Манхэттене такова: если в 11:00 клиент заказывает книгу, то не позднее 19:00 этого же дня он уже сможет читать ее у себя дома; заказы, принятые после 11:00, доставляются на следующий день. Доставка в офисы компаний производится на тех же условиях, что и Amazon, однако только в рабочие дни. Безос имеет очень долгосрочные планы на будущее и мгновенную реакцию: в марте этого года он вложил около 60 миллионов долларов в Kozmo.com и создал трехлетнее предприятие, которое обещает доставить заказанную продукцию в течение одного часа, правда, пока эта услуга еще не предоставляется пользователям.

Amazon.com — место, где можно купить миллионы книг, видеокассет, DVD, CD, игрушек и различную электронику. Покупки осуществляют десятки миллионов людей из 160 стран мира. Созданы региональные сайты продаж во Франции, Германии, Великобритании и Японии. Существует сайт Internet Movie Database (www.imdb.com), где можно получить авторитетное мнение о любом из 250,000 кинофильмов и миллионе актеров, начиная с 1891 года. Виртуальная аптека drugstore.com предлагает разнообразную и полезную информацию о лекарствах. Созданы сайты-спутники: один, продающий различный эксклюзив (ashford. com), другой — вещи ручной работы (eziba.com). Естественно, создана масса сервисов, системы членства, скидок, книгу можно продать назад на Amazon.com, можно выставить на аукцион. Одним словом, Amazon.com напоминает одноименную реку Амазонку: бескрайняя, могучая, с тысячей притоков.
Остается добавить, что жалование с премиями и etc. руководителей высшего звена Amazon.com составляют несколько миллионов долларов в год. Сам "босс" довольствуется гораздо скромной суммой, живет в одноэтажном доме под Сиэтлом, нянчит по вечерам своего маленького ребенка и читает раз в год на День Независимости США Декларацию этой самой независимости этих самый Штатов. Вот кто такой Джеффри П. Безос.
Kolm A.Kryvenia, kolmkolm@mail.ru

(c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2001 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета