Интернет-войны


Интернет-войны
Продолжая поднятую статьей "Ваше слово, товарищ браузер?" тему глобальных перспектив интернет-технологий, предлагаем вашему вниманию материал о невидимой пока, но имеющей огромное значение борьбе, которая ведется за обладание самыми перспективными рынками программного обеспечения.

Мало кто из современных пользователей помнит события середины 1990 года, когда между двумя интернет-гигантами — провайдером №1 в мире компанией America Online и разработчиком программного обеспечения, также занимающим первую строчку лидера, корпорацией Microsoft, — развернулась так называемая "браузерная война". В преддверии предстоящих сражений AOL специально прикупила себе, в тогда еще далеких 90-х, браузер Netscape Navigator, дабы создать достойную конкуренцию Microsoft с имеющимся у нее Internet Explorer. Однако "битва" продолжалась не столь долго, и компании впоследствии пустили ее развитие на самотек, предоставив пользователям возможность самим выбирать тот или иной вида браузера, исходя из личностных предпочтений.
И вот десять с лишним лет спустя история вновь повторяется, и обе стороны снова готовятся к столкновению своих интересов, но уже в гораздо более агрессивной форме, нежели это было в 90-х. Поводом для нового разбирательства послужила так называемая технология Instant Messenger, предназначенная для создания сервисов по работе с мгновенными сообщениями. Ставшие за эти годы частичными партнерами, некогда бывшие враги заметно повзрослели и пополнили свои ресурсные запасы, что уже само по себе свидетельствует о предстоящих масштабах "сражения" на поле высоких технологий.
До настоящего времени именно AOL занимала позицию лидера, если судить по масштабам распространения своих IM-сервисов, яркими представителями которых являются ICQ (производное название от "I seek you"), выкупленный компанией несколько лет тому назад у израильских программистов, а также ее собственная разработка — AIM (AOL Instant Messenger). Microsoft же в данный момент располагает единственным законченным вариантом IM-сервиса Microsoft Instant, который может похвастаться разве что своей распространенностью за пределами США. Однако компания ведет усиленные работы над созданием нового проекта Hailstorm (Ливень), который станет частью ее глобального плана по реструктуризации всей системы программного обеспечения от Microsoft.

Камень преткновения
Несмотря на то, что речь идет о технологии с достаточно простеньким замыслом — мгновенно передавать сообщения от одного пользователя к другому через специально созданный программный интерфейс, — битва за звание "основоположника IM-сервисов" станет, пожалуй, самой "кровопролитной" за всю историю развития информационных технологий. Сам собой напрашивается вопрос: а все ли в порядке с рассудком у теперешних интернет-гигантов, которые вместо того, чтобы разрабатывать стратегии глобальной интеграции и диверсификации своей продукции, бросились вдруг удовлетворять прихоти своих пользователей в общении между собой?
Нет, нет и еще раз нет. С головой у них более чем все в порядке. Так, по мнению руководителя MSN Group Боба Виссе (Bob Visse), IM-сервисы обладают гигантским коммерческим потенциалом, эффект которого на сегодняшний день абсолютно не задействован. И первым способом потенциальной мощности Instant Messenger является возможность плодотворного сотрудничества его владельцев со сторонними компаниями в форме разделения прибылей. На примере ICQ можно назвать такие способы его успешного применения на практике, как рассылка SMS-сообщений через Интернет на мобильные телефоны, а также поздравительных открыток. Таким образом, IM могут быть успешно использованы в качестве одного из каналов дистрибуции для других сервисов, как чисто онлайновых, так и многоканальных. И в этом вопросе AOL, так же как и Microsoft, не собирается уготавливать своим ICQ, AIM и Hailstorm судьбу, отделяющую их от интеграции с решениями других провайдеров и разработчиков. По неофициальным данным, AOL уже готовится заключить подобные пакты о разделе прибылей с рядом операторов мобильной связи.
Вторым китом, на котором должна будет успешно выплыть IM-индустрия, является реклама. И хотя здесь речь идет о все тех же показах и кликах, не стоит путать рекламу, размещаемую на IM-сервисах, с интернет-рекламой конца 90-х. Сегментация и персонализация вкупе с возможностью сбора и обработки информации о зарегистрированных в сервисах пользователях может дать великолепный эффект, еще раз подтверждающий всю действенность верно поданной рекламной информацией перед рекламополучателем. За примером применения такой формы рекламной кампании не нужно далеко ходить, достаточно вспомнить соглашение онлайнового ритейлера Amazon.com с киностудией Wall Disney о продвижении ее нового кинофильма "Перл Харбор" на сайте интернет-магазина. Главной особенностью данной рекламной кампании, как известно, стала работа с целевой аудиторией фильма, то есть именно с теми людьми, которые обращаются к Amazon.com за информацией и покупками на тему Второй Мировой войны.
Кроме всего прочего, информацию о пользователях Instant Messenger можно самым успешным образом реализовывать в маркетинговых и аналитических направлениях деятельности различных компаний. В зависимости от ваших интересов, вы можете узнать все как о любителях кукурузных хлопьев, так и о своих последних подписчиках. Владение эксклюзивным источником первичной информации является, безусловно, одним из сильнейших стратегических преимуществ владельцев IM-сервисов. И, наконец, с развитием пропускной способности интернет-каналов и повышением скорости передачи данных, IM-сервисы смогут стать не просто универсальными пользовательскими программами, выступающими в виде способа как приятельских, так и корпоративных информационных коммуникаций и обладающими возможностями календарных напоминаний, поиска необходимой информации в Интернет и прочими стандартными функциями. В конце концов они достигнут уровня настоящих коммуникационных терминалов, позволяющих осуществлять голосовую связь, а также передавать аудио- и видеостриминговую информацию.
Первый звоночек на предстоящем "поле брани" прозвенел в середине прошлого года. Им стало требование основных конкурентов AOL в отношении IM-сервисов, таких как Microsoft и Yahoo, о предоставлении кодов AOL и AIM. Требование противников America Online поддержала и Федеральная Комиссия США по Связи (FTC). И так как от расположения FTC зависела судьба слияния компаний AOL и Time Warner (желанная мечта обеих), AOL вынуждена была пойти на подобный шаг. В конце концов открытие кодов вышеуказанных программ позволило Microsoft и Yahoo модернизировать некоторые свои сервисы для обмена сообщениями с пользователями ICQ и AIM, а Time Warner была куплена America Online за $106,2 млрд. В январе, после того, как союз AOL-Time Warner был окончательно одобрен регуляционными органами США и официально оформлен, Microsoft раскрыла свои планы по разработке своего нового программного модуля .Net, в состав которого должен войти и Hailstorm.
И постепенно ситуация начала разворачиваться явно не в пользу AOL-Time Warner...

Microsoft
Спросите самих себя, кто же является королем программного обеспечения? Совершенно верно, Microsoft. И "война браузеров" хоть и не окончательно, но достаточно явно это подтвердила. Даже если судить по России, то можно отметить, что более 90% пользователей прибегают к помощи Internet Explorer, а не Netscape Navigator. Учитывая данный факт, мы уже заочно можем повесить на грудь Билла Гейтса пару победных орденов. Плюс ко всему, практика антитрестовских коллизий Microsoft обязала ее навсегда усвоить тот факт, что самый полезный друг всех корпораций — правительство — достаточно просто покупается за деньги. И предвыборная кампания действующего президента США Джорджа Буша-младшего, в которую от Microsoft официально было вложено порядка $2 млн, как нельзя лучше это доказывает.
Кроме того, никто из нас еще не знает, что нам уготовит судьба под маской Hailstorm, который, как известно, станет одним из элементов глобальной системы .Net, усердно разрабатываемой Microsoft. Как сообщают сами разработчики, Hailstorm позволит пользователям синхронизировать процесс функционирования устройств для хранения и передачи информации, доступа в Интернет, а также для работы с электронными коммерческими сервисами и приложениями. По мнению Дэвида Смита, аналитика Gartner Group, своим официальным представлением Hailstorm Microsoft известит о начале "военных действий". Он также склонен считать, что новый сервис сможет дать достойный отпор как AIM, так и ICQ.
Но до запуска Hailstorm, который ориентировочно намечен на 2002 год, Microsoft откроет еще один свой козырь, а именно — новую операционную систему Windows XP. Он станет чем-то вроде тяжелой артиллерии, либо бьющей сразу наповал, либо, в случае отступления, превращающейся в самое уязвимое место атакующего. Главное отличие Windows XP от предыдущих версий "Окон" заключается во встроенном IM-сервисе, а также существенно улучшенном медиаплеере. По всей видимости, Microsoft делает свою основную ставку именно на новую ОС, использование которой автоматически предоставит пользователю весь пакет необходимых программ и полностью закрепит его за ней.
В технологии Windows XP, кроме всего прочего, отображена новая стратегия Microsoft, которую сама компания называет "чистым десктопом". Согласно ей, будет существенно сокращен список программ сторонних разработчиков (например, гипертерминала для модема), прилагающихся в основном программном пакете. Так что "неродных" иконок, а в особенности от AOL, на десктопе новой операционной системы значительно поубавится. А между прочим, именно десктоп Microsoft является ключевым преимуществом для некоторых ее партнеров. Для самой же компании это еще один способ увеличить свою прибыль — чем эксклюзивнее право, тем оно дороже.

AOL Time Warner
Но все же для AOL Time Warner не все еще потеряно.
Для начала, выпуск Windos XP может и вовсе не нанести никакого ущерба компании, как это кажется на первый взгляд. И, прежде всего, по двум причинам. Первой причиной, по мнению ведущих аналитиков, является тот факт, что уровень внедрения Интернета в США достиг своего предела. Таким образом, большинство новых компьютеров будет образовываться за счет модернизации уже имеющихся у пользователей старых. Можно также предположить, что без изменения, скорее всего, останется и провайдер. И здесь, думаю, не стоит никому напоминать, кто же в свою очередь является королем среди всех мировых провайдеров. Да, да и еще раз да — America Online, услугами которой пользуются подавляющее большинство американцев. И несмотря на то, что AOL подняла абонентскую плату за неограниченный доступ в Интернет, количество ее пользователей по-прежнему остается в 6 раз больше, чем у Microsoft.
Второй причиной, скорее всего, станет отсутствие у большинства пользователей средств и желания для проведения необходимой для Windows XP модернизации. Посудите сами, пользователи так любят пользоваться instant messenger, они любят интегрированный чат, адресные книги с никнеймами своих друзей, а также всякие персонализированные штучки. Однако, они столь же сильно не любят менять свои привычки: Интернет-провайдеров, провайдеров сервисных приложений и т.п. Они просто боятся понести "коммутационные издержки", вот и все. Пока же AOL продолжает открыто намекать на противозаконность монополизации, присущую стратегии Microsoft. "Руководство компании прекрасно понимает, какую опасностью для нее теперь представляет Microsoft, и постарается всеми правдами и неправдами привлечь внимание органов антимонопольного регулирования США", — поясняет Дэвид Смит, аналитик Gartner Group. По сообщению неофициальных источников, AOL в настоящее время занимается активным рассмотрением всех возможных вариантов исхода своей борьбы с "королем ПО". Рассматриваются даже кажущиеся на первый взгляд фантастическими варианты кооперации с Microsoft или создания собственной системы, аналогичной Windows.
Однако, если до недавнего времени последнее казалось невозможным, то сейчас, по некоторым сведениям, работа AOL над завершением своей собственной операционной системы под кодовым названием "Taz" близится к концу. Некоторые аналитики склонны считать, что Taz во многом подомнет под себя многие функции Windows XP и, прежде всего, за счет противостояния: Netscape — Internet Explorer, в категории браузеры, а также Microsoft Messenger — (AIM + ICQ), в категории IM-сервисы.
Как считают аналитики, ситуация между AOL и Microsoft будет все больше обостряться по мере рассмотрения вопроса об интеграции IM-сервисов с аудио- и видеоприложениями, а также постепенной замены ими существующих браузеров. В этом случае не придется проводить какую-либо параллель с "браузерными войнами" 90-го года, поскольку масштабность происходящих событий будет отличаться во много раз.
Пока расклад сил именно таков. И если борьба будет происходить по честным правилам, да еще и под наблюдением регуляционных органов США, то, скорее всего, победа окажется на стороне AOL. Но одно можно констатировать с полной уверенностью: победитель получит не только доступ к многомиллиардным доходам, но и возможность по крайней мере на десятилетие стать главным основоположником в Интернет. Проигравший же на годы станет всего лишь сноской в истории глобальной мировой Сети. Остается лишь один вопрос, который продолжает мучить не только невольных зрителей предстоящей гладиаторской схватки, но и самих ее участников: "За кем будет победа?"

По материалам i2r.ru


(c) компьютерная газета




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2001 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета