Sonic Foundry Vegas Audio 2.0 — "лимузин" для профессионалов 1

Sonic Foundry Vegas Audio 2.0 - "лимузин" для профессионалов

Развитие Vegas - отдельная и заслуживающая неподдельного интереса линия современного профессионального маркетинга музыкального софта. Вопреки ожиданиям многих, Sonic Foundry не стала заниматься сразу продвижением трех продуктов: ACID, Sound Forge и Vegas. Корпорация сделала неординарный шаг - решила собрать все лучшее в одном продукте. Это очень сложно, и с такой постановкой вопроса столкнулся не один разработчик. Современные интерфейсы многих программ часто просто перенасыщены. И это не всегда оправдано. Не редкое на сегодняшний день явление: обыкновенный пользователь не может осилить профессиональный программный продукт, поскольку он просто перегружен информацией.

По сложности обучения музыкальный софт уже стал в один ряд с профессиональными графическими пакетами. Теперь обучение основам производства музыки на компьютерной базе требует специализированной литературы, курсов и т.п.

Удачность Vegas'а как продукта состоит в том, что он ничем не хуже, а в ряде возможностей даже лучше, чем его ближайшие конкуренты на платформах Apple Macintosh. На рынке РС-софта конкурентов пока просто нет. Близок по уровню Steinberg Nuendo, но стоит вопрос, будет ли программный модуль данной программно-аппаратной системы выпускаться отдельно и подходить для работы с другими звуковыми интерфейсами?

Отличительная черта нового Vegas - внедрение расширенной работы с видео и новых возможностей его нелинейного монтажа, причем все это в синхронном с аудио режиме.

Sonic Foundry Vegas 2.0 выпущен в двух модификациях: Vegas Audio 2.0 и Vegas Video 2.0. Разница между продуктами следующая: аудио-версия позволяет работать только с одним видео-треком, не имеет возможностей широкого редактирования видео, таких как, например, подключение video plug-ins, настройки цвета, установки фильтров и так далее.

В остальном, пакеты идентичны.

Трудно ли перейти на Vegas Audio 2.0?

Для тех, кто вообще не работал со звуком... Собственно, мы уже говорим не о переходе, а об обучении. Vegas Audio хорошо подготовлен к тому, что за изучение продукта могут взяться непрофессионалы. Поэтому в гораздо лучшую сторону, по сравнению с предыдущей версией, продуман интерфейс. Программа имеет объемный файл помощи, включая глоссарий по компьютерному звуку и подробное объяснение всех пунктов основных меню программы. Помимо этого Vegas имеет отличительную характеристику, которая существует только в небольшом ряде современных продуктов, а именно - недеструктивное редактирование, получающееся в результате того, что любой загруженный файл представляется как чистый холст, на который можно нанести краску, создать целую картину эффектов, а потом все "смыть" и получить обратно - чистый холст. То есть, если Вы в рабочем режиме изменили громкость трека, то это не значит, что изменения "проникнут" в исходный файл.

Для тех, кто работал с первой версией программы, переход не окажется чем-то кардинальным. Просто упрощен интерфейс, добавлено множество удобных функций, качественная поддержка и чтение МР3, для облегчения работы с большими файлами создан формат от Sonic Foundry - *.w64. Помимо этого добавлена операция сглаживания (fade) в местах, где могут появиться щелчки (имеются в виду места окончания и начала файлов или их фрагментов в мультитреке, при их склейке или "наложении").

Для тех, кто работал с ACID, переход на более профессиональный Vegas будет довольно-таки проблематичным. Почему? Vegas - это эмулятор многодорожечного студийного магнитофона, ACID - сэмплерной архитектуры. Основные отличия: разные сетки (Vegas - временная, основные характеристики - секунды, ACID - темповая, основные характеристики - параметры ВРМ). Но питч, совмещенный со стретчем, в Vegas присутствует, также как и осуществлена поддержка loops. Сетка темпа также имеется в наличии, хотя по сравнению с ACID, не очень удобная. Причем, как установить данную сетку, мы рассмотрим чуть-чуть погодя.

Для тех, кто работал с Cubase, переход не окажется сложным, только привыкание к интерфейсу нового современного уровня "от Sonic Foundry" может занять достаточно продолжительный промежуток времени. В остальном алгоритмы похожи и поле деятельности расширено. Главными неудобствами могут стать отсутствие MIDI-треков и прямого доступа к VST-плагинам. Достоинство перехода - гораздо лучшие качественные параметры выходного файла. Если два одинаковых трека свести в Cubase и Vegas и произвести экспорт в wav, то большинству пользователей понравится результат действия Vegas. К тому же мне не раз приходилось слышать мнения специалистов по поводу того, что выходной звук в Vegas очень похож на то, что они слышат на базе Apple. То есть, для MIDI, соглашусь, лучше, чем Cubase или CakeWalk, сегодня программ не найдешь. Но для работы с аудио я рекомендую только Vegas 2.0. Вместо Vegas можно применять и программный интерфейс Steinberg Nuendo, освоение которого после Cubase намного легче. Но условие этого перехода я описал ранее. Поэтому для спектра пользователей Cubase я не настаиваю на том, что переход на Vegas оправдан.

Для тех, кто работал с другими пакетами. Сказать честно, бросайте все и перебирайтесь на Vegas. Конечно, есть много достоинств и у Samplitude и Logic Audio, но уже поддержка envelopes для любого DirectX-эффекта, реализованная в Vegas, говорит о том, что поезд уходит.

"Прозрачность" интерфейса

Если сравнивать 2.0 со старой версией, то можно сказать, что 1.0 была более громоздкой. Причем в 2.0, я бы сказал, все работает как-то "шустрее". Гораздо меньше времени затрачивается на чтение файла, стало меньше проблем при воспроизведении большого количества треков на маломощных машинах.

Поставим вопрос прямо. Что мы будем подразумевать под "прозрачностью" интерфейса:

1. его простота, понятность и интуитивность;

2. drug&drop всего, что только можно "переносить" (перенос с помощью курсора мыши);

3. импорт/экспорт wav/mp3/aiff...;

4. удобное копирование с трека на трек;

5. группировка/разгруппировка нескольких объектов, управление группой;

6. прямой доступ к изображению звуковой формы трека или файла;

7. возможность деструктивного редактирования из интерфейса программы.

Итак, рассмотрим первый пункт требований: простота, понятность и интуитивность. На самом деле рабочий интерфейс программы Vegas не нов. То есть, я хочу сказать, что он не экспериментален. Схожие интерфейсы мы могли наблюдать в Sonic Foundry Soft Encode Dolby Digital, Sonic Foundry ACID, и некоторые элементы - в Sound Forge. Если говорить, что рабочий интерфейс Vegas делался годами, то данное высказывание не станет чем-то ошибочным. Единственным новшеством за последние годы явилось то, что Sonic Foundry стал выпускать продукты, поддерживающие работу с видео. Надо сказать, расположение видео-модуля в Vegas 1.0 немного угнетало и мешало работе с аудио. Теперь же проблема расстановки решена по-другому. В варианте Vegas Audio 2.0 видео-модуль "внедрен" как закладка одного из рабочих окон, совместно с консолью выходных уровней сигналов. То есть, для тех, кто хочет использовать видео-возможности программы, данный модуль будет открытым в рамках этой закладки, для тех же, кто хочет использовать программу как аудио мультитрековый рекордер, данное окно будет "закрытым" закладкой консоли выходных сигналов.

Точно по такой же схеме сделано второе окно, при загрузке открывающееся как Explorer. Совместно с ним "в закладках содержатся" модули Trimmer и Media Pool - шикарные "лимузины" для профессионалов.

Остальные пункты требуют или особого рассмотрения, или говорят сами за себя. Поэтому давайте приступим непосредственно к рассмотрению программы. Хочется отметить практически абсолютное дублирование функций главного меню на интерактивном пользовательском уровне. Хотя, это присуще большинству современных программных продуктов сегодня. Продолжение следует... Кристофер М. ИХИХО chris@music-hall.com.ua http://music-hall.com.ua (c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2000 год в рубрике soft :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета