Музыкальный софт-рейтинг, лето-2000 (от Кристофера М. ИХИХО)

Музыкальный софт-рейтинг, лето-2000 (от Кристофера М. ИХИХО) Ко мне довольно часто приходят письма по поводу того, какие программы являются самыми современными, самыми лучшими и вообще... самыми-самыми. Мне на самом деле приятно отвечать на такие письма, так как отзывы даже такого специалиста, как автор сего глобального материала, могут помочь начинающим на самой ранней стадии обучения. Сие обусловлено тем, что входят в силу новые модели не только программ, но и мышления в целом. А без этого никак. Кстати в этом огромный выигрыш периодических изданий, например таких, как КГ, по сравнению с книгами. Дело в том, что основная масса книг устаревает еще в процессе своего написания. Появляются новые версии программ, маленькие и большие революции в софте, а главное новые и современные алгоритмы по синтезу, эмуляции, сведению, мастерингу и прочее.
Поэтому я решил составить свой список для читателей, в котором собрано лучшее на мой взгляд. Это то, что я рекомендую для современной работы в 2000-м году.



Мультитрековые рекордеры


Sonic Foundry Vegas Pro
— современная программа мультитрекового рекординга, позволяющая работать с envelopes, составлять FX из DirectX plug-in'ов, поддерживающая современные карты со множеством входов/выходов и так далее. Недостатки — громоздкость интерфейса и отсутствие возможности редактирования Digital Audio прямо в программе (для этих целей есть вызов в Sound Forge).


Sonic Foundry ACID
— великолепная программа, соединяющая в себе сэмплер и мультитрековый рекордер. Есть качественные питч и стретч. Требует хорошего детального изучения. Недостатков просто нет, если брать в учет предыдущее предложение.


Logic Audio Platinum
— хорошее решение мультитрековой системы для профессионалов. Программа требует "студийное мышление". В основном, целый ряд программ старого образца использует его. В результате на современном этапе развития недостатки очевидны и типичны для всех: слабые возможности по обработке внутри программы, устаревшая алгоритмическая модель. Начинающим, по-моему, предпочтительней все-таки Vegas Pro. Хотя в последних версиях Logic Audio очень грамотно улучшен интерфейс, что сделало программу немного ближе к пользователям, которые хотят не просто писать и сводить, но еще и экспериментировать.


Steinberg Cubase, CakeWalk
— надо сказать, я эти программы выделил только в силу их популярности, но ведь на самом деле в последние годы Steinberg больше ориентировалась на пользователей дорогих систем Apple Macintosh. Для меня это не совсем понятно, так как там был очень плотно поделен рынок, и пользователей Digidesign ProTools или же Sonic Solutions — программных комплексов, которые пробивали качественные возможности систем на Apple изначально, приобретение комплексов от Steinberg не очень манит. Другой вопрос — это качественные программные модули обработки звука, выполненные в виде VST-плагинов и VST-программных устройств. Но не стоит забывать, что Apple Macintosh — это SCSI, хорошие аудиоаппаратные интерфейсы и прочее. И это чувствуется и в современных продуктах Steinberg для РС. То есть, скажу просто, что вижу: если Ваш РС такой же мощный и крутой, как и АМ, то Steinberg позаботится о Вас...


Звуковые редакторы


В данном направлении софта можно выделить всего лишь три программы — это Sonic Foundry Sound Forge, Steinberg WaveLab и Cool Edit 2000 . Последняя является самой популярной на сегодня, если ориентироваться на цифры, говорящие о количестве download из Интернет.


Sonic Foundry Sound Forge
имеет только один недостаток — это отсутствие новой версии, которая бы полноценно поддерживала современные величины разрядности и частот дискретизации файлов. Для пользователя — это лучшая программа. Профессионалы ищут новые программы, при этом громко ругаясь (я слышал:)), так как у Sound Forge один из самых лучших и удобных программных интерфейсов, которыми может обладать звуковой редактор.


WaveLab
имеет болезнь Steinberg, о которой мы упоминали раньше, — это гигантомания для аппаратных возможностей РС. Причем, если сейчас Вы себя ощущаете нормально, то не факт, что через три месяца Вы не будете наращивать аппаратные параметры своего компьютера. В конце концов, Вы приобретете и SCSI, и суперзвуковые платы и так далее.


CoolEdit 2000
. Это очень хорошая программа, хотя она, пожалуй, единственная из трех представленных, которая обладает "программистским" интерфейсом. То есть, на самом деле, он менее функционален, чем у Sound Forge и WaveLab, видно программиста, а не дизайнера. Хотя в программе реализован ряд новых функций, которые присущи только для нового CoolEdit — несколько буферов копирования, генераторы тона и шума, мультитрековая поддержка 4-х треков и эксклюзивные функции удаления шумов, щелчков, гулов.

Помимо этого можно представить еще два редактора, но они уже давно не обновлялись и поэтому не являются современными — это GoldWave и Tsunami Pro . GoldWave можно поставить на четвертое место после трех лидеров из-за реализации в программе эксклюзивного эффекта Допплера, возможности получения искажений за счет управления динамическим диапазоном и функции Vocal Remove, которая удаляет панорамную середину, где обычно помещается вокал.

В следующей версии GoldWave обещают поддержку DirectX plug-in'ов и real-time. Но это нужно было сделать год назад, а не обещать сейчас. В результате, если не наступит изменений, программа опять будет плестись в хвосте.

Tsunami Pro, похоже, ждет участь Wave SE . То есть забвение. Хотя из программы видно, что подход к ее созданию был максимально креативным, причем реализована поддержка DirectX plug-in'ов, чего я не встречал в программах от инди-разработчиков.


Драм-машины


Самой лучшей ритм-машиной на сегодня является программа от d-lusion DT-010 (30 января 2000 года). Этот программный модуль имеет свои профессиональные библиотеки звуков, позволяет качественно использовать сэмплы. При этом можно накладывать эффекты потреково и управлять всем процессом на каждом его этапе. Плюс ко всему, можно генерировать различные модификации одного и того же loop. Есть экспорт в wav.

На второе место можно поставить Tuareg от Bram Bos . Разработчик использовал прекрасные алгоритмы по редактированию loops, такие как Variable (изменение структуры путем разделения loop на 16 составных частей с последующей их перестановкой (brakbeat и порочее)), Gate Mask — управление гейтом для каждого мелкого фрагмента loop, в результате данной обработки получается очень современный звук. Программа также поддерживает загрузку и использование wav-сэмплов. Есть экспорт в wav.

На третье место можно поставить Fruity loops . Конечно, создание ритмической фразы теряется в работе с громоздким интерфейсом. Поддерживается работа с сэмплами. Параметры обработки довольно-таки широки, но теряют при доскональном к ним подходе. Проблема в том, что иногда они себя ведут неадекватно ожидаемому эффекту. Есть экспорт в wav. Программа во многом выигрывает за счет встроенного эффекта surround.


Эмуляторы синтезаторов


Самым главным событием этого года является Orion от Sonic Syndicate (VST technology by Steinberg) — программа, собравшая в себе наибольшее количество модулей синтезаторов, начиная от подобия Gigasamplеr 'овского и заканчивая Wavetable. Все это собрано в достаточно не требовательном к аппаратной части РС программном интерфейсе, хотя присутствует Steinberg:).


Steinberg Virtual Sampler 2.0
. Достаточно грамотно поняв, что в аппаратной части (саундкарте) за 100 баксов хорошего синтеза звука не сделаешь, разработчики пришли к сэмплерным программным технологиям. И зачем прошивать звуки в ОЗУ дорогой саундкарты, если можно задействовать ОЗУ компьютера, используя при этом спектр возможностей от технологии DirectX? Появился Gigasampler, который помимо wav-сэмплов стал читать файлы сэмплерных форматов. Через недолгое время появился и Steinberg Virtual Sampler 2.0, который, учитывая педантичность Steinberg, может стать самым стабильным и многофункциональным MIDI-модулем для РС.


Retro AS-1 (Unity DS-1)
— самый качественный и перспективный эмулятор из соображения использования в будущих технологий. Он один из немногих, который поддерживает прямой экспорт в wave. Но программа очень ресурсоемка. Поэтому можно сказать, что только пользователи Pentium II/III могут достаточно насладиться возможностями эмулятора.

И последняя программа — это TS-404, которая интересна только музыкантам в направлении техно. Следует отметить, что эмуляторы транзисторных устройств являются стратегически важными для музыкального производства на базе РС. Наиболее близкая к оригиналу эмуляция — это TS-404 от R. Hoffmann (1999). Конечно, это не d-lusion, с их максимально коммерческим звуком, но устройство хорошо узнаваемо.


VAS Modular
продолжает линейку аналоговых синтезаторов. На данный момент он один из самых популярных в мире. Самые значимые особенности — это сочетание real-time синтезатора/сэмплера. Очень близок к данной программе программный синтезатор AXS, который также является очень популярным в среде пользователей. Главное отличие последнего — мощная эффект-поддержка.


Бас-машины


Эмуляторы бывают разные, в том числе баса. Но данный спектр программного обеспечения специфичен, так как основная разработка в нем — синтетический звук. И если говорить о басах (синтетических), то на ум приходят сразу две программы. Первая — это d-lusion Rubber Duck H30+ . Я не хочу долго останавливаться на этой программе, так как мы говорим о ней уже на протяжении полугода. Но скажу одно, что синтетические басы на уровне старых Depeche Mode, Recoil или Nitzer Ebb там можно сделать просто качественно.


TB2000
— эмулятор того же Transistor Bass, но расположенный по качеству исполнения ближе к TS-404, который мы описали чуть выше.


Виртуальные студии


Это новый уровень программного обеспечения, с которым мы или наши дети будем работать в следующем веке. Идея музыкального производства не с многодорожечным магнитофоном, как это сейчас, а со студией, где есть разные устройства, синтезаторы, сэмплеры, эффект-процессоры, ритм- и бас-машины, очень заманчива. Причем она более выигрышна тем, что сужается диапазон "переходниковой" работы и расширяется область для экспериментов.


Storm
— фирма Arturia в этом году всех удивила. Storm — это настоящая виртуальная студия, в которой устройства (их эмуляторы) подключаются примерно так же, как и directX plug-in'ы. В современной версии Storm используется небезызвестный эмулятор H30+, что говорит, прежде всего, об уровне программы. Это очень серьезный зачин.


AudioMulch
— самое грустное, что такая программа может "умереть" и потом воскрешаться в отдельных разработках от других фирм, которые будут искать через пару лет новые формы в старом. Разработчик этой программы — музыкант. И это видно, так как интерфейс он приспособил для себя. Но AudioMulch воплощает в себе сложную структурную трехуровневую модель. Первый уровень — инструменты, loop'ы или входные wav-файлы (а может и просто сигнал с линейного входа). Второй уровень — это фильтры и эффекты, часть из которых являются единственными в своем роде, я не встречал их больше. Третий уровень — это микшеры и линейные выходы саундкарты. Есть поддержка envelopes для каждой настройки на любой ступени созидания.


Компрессоры, лимитеры, эквалайзеры


Я специально выделил эти три устройства в один раздел, так как очень часто они используются вместе взаимосвязано как и при обработке файлов-треков, так и при премастеринге или мастеринге низшего уровня.

Первое, что хочется отметить, — это капитальную прогрессию Timeworks DirectX plug-ins . Timeworks Mastering Compressor — одно из самых лучших решений в данной области на сегодняшний момент. Программный модуль практически не искажает звук, а ведет себя в его отношении как дорогое студийное устройство, подчеркивая при этом яркость, качество и контрастность.

На втором месте я бы поставил T-RackS . Конечно, программа заслуживает первого места, но качественно новых версий после 1998 года не поступило. Конечно, разговор о данной программе предусматривает более подробный разбор полетов. Скажу лишь то, что аналогов этой программы по качеству и по уровню обработки пока еще нет.


PAS EQ
— самый педантичный графический эквалайзер из всех. Есть функция автоматического эквалайзинга. Достаточно непростой интерфейс: например, для того чтобы загрузить файл и циклически его воспроизводить, надо долго мучаться, причем окно WavePlayer занимает рабочую область главного интерфейса, что не очень удобно. Хотя хорошо работает реализация эквалайзинга с последующей записью входного сигнала.


PS Digital Einstein Processor
— программа автоматического интеллектуального эквалайзинга. Формирует настройки эквалайзера в зависимости от текущих значений в wav-файле (real-time режим).


Waves Ultramaximizer
— это plug-in, позволяющий увеличить амплитуду файла, но работающий по несколько другим алгоритмам, чем мы представляем увеличение амплитуды в операции Normalize. Ultramaximizer, в отличие от Normalizer, работает и с динамическим диапазоном. То есть, с помощью этого модуля можно уменьшить разницу между громкостью самого тихого и самого громкого звука. Это позволяет более качественно отрегулировать динамический диапазон при мастеринге треков. Помимо этого в данный модуль еще встроен подмодуль дизеринга. Благодаря чему Ultramaximizer является незаменимым помощником при конечной обработке трека.


Спектроанализ


Программы спектроаналайзинга — это та сфера современного программного обеспечения, которая нужна как и профессионалам в концертных залах и студиях, так и простым пользователям, которые сидят дома и пишут музыку на РС.


JBL Smaart Pro
— если сказать, что она популярна у профессионалов, это то же, если ответить любимой девушке на периодическо-бытовой вопрос: "Как я выгляжу?" — "Как всегда":) Это культовая программа. Она может показывать звук как в обычном представлении, к которому мы привыкли в звуковых редакторах, так и амплитудно-частотном (FFT). Помимо этого присутствуют подмодули спектроанализа. Программа может работать как с файлом, так и с входным сигналом, подающимся на линейный вход саундкарты. Благодаря последнему, JBL Smaart Pro и любима большей частью у звукорежиссеров.


Pinguin Audio Meter
. Это добротная современная программа по анализу входного сигнала, главной особенностью которой является наличие коррелометра. Очень редкий, но вместе с тем полезный подмодуль.


PAS Analysis Center 2.0
. Эта программа, как и весь "пакет" от PAS Datalink — очень мощное инструментальное и индикативное средство. Но есть определенная проблема — очень хороший продукт, но слабая маркетинговая политика. Рекламы у PAS практически нет. А то, что где-то она есть, говорит не о том, что PAS Datalink затрачивает деньги на рекламу, а то, что продукт хороший и рекламируют его практически бесплатно. Итак, PAS Analysis Center 2.0 содержит в себе подмодуль спектроанализатора. Помимо этого присутствуют подмодули спектрограммы и осцилоскопа. Сделано красиво и информационно.


Вокодеры, автотюнеры и так далее...


Есть спектр эффектов, которые являются просто модными. Наиболее перспективной и качественной выглядит "пачка" от Opcode fusion: vinyl, vocoder и filter . Только с помощью этих трех плагинов уже можно привнести в звук много нового, современного.


Antares Autotune plug-in
— эффект, который присутствует в большей части сегодняшней российской попсы (причем, чаще всего это данный плагин и есть), и пришедший через композиции Sher или знаменитую арию из фильма "Пятый элемент". Недостаток — моно.


GoldWave
, эффекты Doppler, Dynamics (Weird . Очень своеобразные и эксклюзивные по звуку эффекты. Doppler использовался в Fat Boy Slim. Dynamics (Weird позволяет создать очень специфические искажения, которые не доступны в других программах.


Steinberg Quadrafuzz
— довольно старый программный модуль, но не превзойденный на сегодня. В алгоритмы заложены различные настройки эффекта fuzz, который используется начиная с 70-х и по сегодняшний день. Для обработки гитары часто оказывается незаменим. Хотя есть проблема, такая же как и в Magneto, — цифровые искажения звука.


CANAM Harmonizer
. Да, это стоит выделить, так как, во-первых, гармонайзеры очень редки в исполнении для wav-файлов, а во-вторых, этот гармонайзер один из самых качественных.


Делэи и ревербераторы


Это очень интересная сфера программного обеспечения из тех позиций, что как только появился звук на РС, сразу же появились программы реверберации и задержки. Сейчас их превеликое множество. Рекомендую акцентировать внимание на эмуляторы "железных" устройств, такие как от TC Native и Timeworks . Причем если рассматривать данную пару, то она не взаимозаменяема. TC Native очень хороша для электронной и околоэлектронной музыки, Timeworks — для "живой".

Помимо этого обратите внимание на "пакеты" от Ultrafunk fx и DSP/FX .


MP3


Когда я одно время серьезно заинтересовался данным вопросом, то нашел для себя программу Audioactive Production Studio . Качество устраивало, но почему-то ее дальше никто не поддержал. Мэйджор-разработчики, такие как Sonic Foundry, заинтересовались Xing, причем не BladeEnc.dll, которая распространяется бесплатно, а Xing. В этом плане я советую ориентироваться на вкусы мэйджоров, так как они изучили сей вопрос намного доскональнее, чем обычные пользователи. И если они интегрируют продукты с Xing, то это значит, что именно эти технологии будут развиваться дальше. Кстати, неизвестно, что еще будет со звуковым форматом MSF — он и качественен, и очень экономен.


Софт-рейтинг


Итак, давайте теперь составим общий рейтинг программных продуктов на лето 2000 года, основанный на базе как моих измышлений и общения с музыкантами и аранжировщиками, так и из результатов голосования среди посетителей сайта Music-hall ( http://music-hall.com.ua ) (раздел "Премия Music-hall").


Самые популярные используемые программы на лето-2000.


  1. Sonic Foundry ACID.

  2. Antares Autotune plug-in.

  3. T-RackS.

  4. Cool Edit 2000 (Pro).

  5. Sonic Foundry Sound Forge.

  6. Ultrafunk fx DirectX plug-ins.

  7. Sonic Foundry Vegas.

  8. Steinberg Cubase VST.

  9. Steinberg CakeWalk.

  10. Propellerhead Re-Birth.

  11. Fruity loops.

  12. Steinberg WaveLab.

  13. Xing MP3 encoder/decoder.

Приведенный рейтинг освещает программы, которые уже широко используются среди пользователей РС. Конечно, опущены такие популярные программы, как Gigasampler, Waves PowerPack и WinAmp. Но это неспроста, так как первые две уже немного устарели, а WinAmp — это программа для прослушивания... речь ведь у нас идет о профессиональном музыкальном софте.

Теперь я бы хотел привести другой рейтинг, который, как мне кажется, отображает лучший или же самый перспективный софт на сегодняшний день, учитывая позиции современности технологий и звука.


Самые перспективные по звуку программы на лето-2000.
1. Sonic Foundry ACID.
2. Bram Bos Tuareg.
3. d-lusion Rubber Duck H30+.
4. d-lusion DT-010.
5. AudioMulch.
6. Einstein processor.
7. Arturia Storm.
8. Orion.
9. Opcode DirectX plug-ins.
10. T-Racks.


Дэнсмэйкеры, лето-2000.

Тут речь идет о программах, которые в развлекательной форме позволяют начинающим создавать танцевальные хиты.

1. Mixman.
2. IK Multimedia Groovemaker.
3. Voyetra Dance eJay.
4. Voyetra HipHop eJay.
5. Voyetra Rave eJay.
6. Voyetra Techno eJay.


MIDI-софт, лето-2000.
1. Steinberg CakeWalk.
2. Steinberg Cubase.
3. AudioCompositor.
4. Band-in-Box.
5. Orion.


Заключение
На этом, пожалуй, и все. Я советую пристально присмотреться к программам из рейтинга с заголовком "Самые перспективные программы". Это может помочь очень многим пользователям при освоении новых рубежей знаний, которые не окажутся лишними в XXI веке. Сейчас меняется буквально все, как и ценово-маркетинговая политика фирм, так и претворение самых сумасшедших или изысканных алгоритмов/моделей. Если раньше было достаточно подводить итоги-рейтинги один раз в год, то теперь сие не имеет большого смысла, так как технологии развиваются быстрее. Поэтому мы и говорим об этом сейчас — летом 2000-го года.

Кристофер М. ИХИХО chris@music-hall.com.ua http://music-hall.com.ua (c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2000 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета