Киберпространство в киберпространстве, или К вопросу о виртуальной реальности

П онятие "реальность" сопровождает всю сознательную деятельность человека испокон веков. Человек многократно задавался вопросом "Что есть реальность? Что есть бытие?". А уж вопрос "Что первично? Бытие или сознание?", как известно, является главным вопросом матери всех наук, самой старой из них - философии. К сожалению, и по сей день однозначного ответа на него не найдено (и будет ли найдено когда-нибудь - неизвестно), есть лишь две полярные точки зрения двух непримиримых лагерей: материалистов и идеалистов. Если вкратце, Материалисты утверждают: бытие есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, и существует независимо от сознания человека, как существовала бы она и не появись человек вовсе. Идеалисты утверждают обратное - реальность есть не что иное, как, если так можно выразиться, "сон Бога" и его (Бога), а значит и человека (в каждом человеческом существе есть крохотная частичка Бога) сознание первично, а бытие или окружающий нас мир - тварен, и Бог - его творец.

Если же мы в своих рассуждениях опустимся с уровня абсолютного, божественного на уровень нам более близкий, человеческий, то обнаружим, что вышеуказанный фундаментальный вопрос философии вполне может иметь свое решение и позиции обоих непримиримых философских лагерей вполне можно примирить, и они больше не являются взаимоисключающими. Мы обнаружим, что, во-первых, реальность, в принципе, относительна, и, во-вторых, человек тоже может быть ее (реальности) творцом.

Вопрос относительности реальности многократно обсуждался не только в научных философских кругах, но и в художественной литературе, особенно в фантастике. Ее герои не только путешествовали по самым разным реальностям, но и сами творили или изменяли эту реальность. Вспомним хотя бы знаменитый роман А.Азимова "Конец вечности". "Фантастика" — скажите вы, и будете правы, но не совсем. Уже не таким фантастичным покажется многим культовый в среде сетевиков роман эпохи Интернет "Лабиринт Отражений" Сергея Лукъяненко. Его герой, своего рода герой нашего времени — времени стремительного развития информационных технологий, большую часть времени проводит в другой реальности ("Глубине") — реальности Виртуальной, но для него почти такой же реальной (простите за каламбур), как и та, с которой мы встречаемся каждое утро, отрывая глаза.

Термин Virtual Reality означает, в прямом переводе с английского, фактически существующую реальность, т.е. реальность, которая существует и реальна для кого-либо в настоящий момент, вне зависимости от того, что она из себя представляет. Это опять подтверждает относительность и инвариантность (многообразие) реальности.

Итак, от реальности абстрактной перейдем к Реальности Виртуальной, т.е. фактической :). Про Виртуальную Реальность (или просто ВР) написано много не только фантастики, но и вполне серьезных научных работ. Впрочем, не только написано. С наступлением эры компьютеров и развитием компьютерной графики ВР начала принимать вполне осязаемые черты. Вначале на суперкомпьютерах в научно-исследовательских лабораториях больших корпораций и военных, затем, по мере совершенствования компьютерной техники, на профессиональных графических станциях таких фирм, как SUN, SG, HP и, наконец, в конце 90-х на домашних компьютерах пользователей в виде трехмерных игр, особенно т.н. FPS (First Person Shutter) (DOOM, QUAKE, UNREAL, HL). Чем не ВР! Игрок действует в сгенерированном компьютером полностью 3-мерном мире, который с каждой новой игрой становится все более реалистичным.

Помню, какое необычайное впечатление произвел на меня мир UNREAL. В самом начале игры герой выходит наружу из корпуса разбитого космического корабля на землю неизвестной, затерянной где-то в глубинах Галактики планеты. О, как неповторимо красив раскинувшийся перед ним пейзаж! Плавным полукругом раскинулись гребни неприступных гранитных скал, в стороне с огромной высоты с рокочущим шумом обрушивается в изумрудную воду величественный водопад, в прозрачной глубине реки под легкой рябью мелькают стайки неизвестных рыбешек. Где-то на непостижимой высоте под быстро бегущими облаками парит, раскинув огромные крылья, какое-то летающее существо — не то птица, не то ящер. Пронизывая облачную дымку, льются на землю яркие лучи чужого солнца. Мир наполнен звуками чужой жизни. Мир полностью интерактивен. Чужая, но реальность! О том, что она сгенерирована железным ящиком, что стоит рядом, как-то забываешь. "Нереальность" становится реальной.

И все же у такого типа ВР есть один принципиальный недостаток. Играющий в такую игру человек сталкивается в виртуальном мире только с т.н. NPC или ботами, т.е. искусственными, управляемыми компьютером (а следовательно, с человеческой точки зрения, неживыми) персонажами. "Человеку нужен человек" — говорит герой романа Станислава Лема "Солярис". И он прав. Человек инстинктивно стремится к общению именно с живыми существами. Порой он начинает относиться и к искусственным существам как к живым созданиям. Пример тому — японские "Тамагочи", или собачка-робот "Айбо". Но все же наибольшее удовольствие доставляет людям общение с себе подобными. Именно поэтому в самом конце 90-х большинство 3-мерных игр приобретают возможность игры по сети. Теперь игрок может соревноваться не только с ботом, обладающим пародией на интеллект, но с изощренным интеллектом другого человека. И хотя т.н. Искусственный Интеллект компьютерных персонажей последнее время заметно растет, ему еще бесконечно далеко даже до интеллекта ребенка. Во многих т.н. крутых стрелялках беспросветная тупость псевдо-ИИ вызывает поначалу смех, а затем глухое раздражение.

Наши рассуждения подошли к своему ключевому моменту. Для начала строительства прочного здания ВР человеку не хватало последнего кирпичика в его фундамент. И этот кирпичик, наконец, был положен. Появилась и стала реальностью всемирная компьютерная сеть Интернет. Интернет открыла перед человечеством поистине колоссальные возможности, многие из которых сейчас или не очевидны вовсе, или только начинают просматриваться. Человечество получило возможность, шанс приблизиться еще на одинг шаг к уровню творца — создать совершенно новую, отдельную реальность со своими законами и характеристиками, попасть в которую и существовать в которой может почти любой человек.

Это по-настоящему новая среда обитания. Конечно, сегодня Интернет — это прежде всего WWW всемирная паутина, связанных друг с другом мультимедийных документов, в основном HTML-страничек. Но не это главное. Ведь ничто не мешает со временем страничкам превратиться в виртуальные миры. И начало этому уже положено.

Несколько лет назад был разработан и стандартизирован VRML (virtual reality markup language) — язык моделирования (описания) виртуальной реальности. На этом объектно-ориентированном языке можно в обычном текстовом файле описать любую 3-мерную сцену. Для предания сцене динамизма можно указать правила взаимодействия 3-мерных объектов друг с другом и пользователем. Несколько позже был стандартизирован VRML-2, имеющий гораздо более развитые средства не только описания 3-мерного мира, но и придания ему еще большей интерактивности. Все современные интернет-браузеры имеют поддержку этого языка тем или иным способом и способны отображать созданные с помощью него виртуальные миры точно так же, как они показывают содержимое HTML-страничек.

Необходимо, правда, признать, что хотя VRML был стандартизован и поддержан в программных продуктах крупнейших софтверных компаний в Интернете, он не получил пока широкого распространения. Во всяком случае мне встретилось довольно мало миров на его основе. В основном это были 3-мерные модели чего-либо, например, ISS-международной космической станции.

Но, к счастью, не единым стандартом жив Интернет! Дело VRML живет. Существует другой стандарт, с помощью которого созданы в Сети целые интерактивные вселенные. Кусочки, островки будущего глобально виртуального мира.

Этот стандарт называется RWX, а вселенные, созданные на его основе, — Active Worlds, или Активные Миры.

Рассказывать об Активных Мирах можно довольно долго. Я же постараюсь быть лаконичен. Кроме того, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для того чтобы получить информацию из первых рук, советую заглянуть на официальный сайт Миров http://www.activeworlds.com . Там содержится исчерпывающая информация об Активных Мирах, есть FAQ и другие полезные разделы. Можно посетить русскую страничку Активных Миров на http://www.aw.ru. Кстати, Russian world — один из наиболее интересных и посещаемых в Активных Мирах. Ну и поболтать с обитателями можно по-русски.

Я немного забежал вперед, не сказав, как начать свое путешествие по Активным Мирам. Это просто. Для начала вам понадобится специальная программа-браузер активных миров. Эту небольшую программку (1.7Mb — инсталлятор) можно утянуть с вышеуказанных сайтов. Распространяется браузер, естественно, в режиме freeware, т.е. совершенно бесплатно. Кроме того, на русском сайте Активных Миров вы найдете несколько полезных "примочек" к нему, а также полную базу объектов Russian World. Ну вот, вы установили и запустили браузер активных миров. При каждом запуске он будет задавать интригующий вопрос: "Кем вы хотите быть в этот раз?" Пока вы не citizen, т.е. узаконенный полноправный обитатель, а всего лишь турист, можете назваться кем угодно — полный простор для вашей фантазии. Завсегдатаи различного рода чатов меня поймут.

Необходимо пояснить, что пребывать в Мирах вы можете в двух различных качествах: в качестве гражданина (гражданство необходимо оплатить, но оно дает множество преимуществ, о которых позже), либо туриста (никаких преимуществ и прав, зато совершенно бесплатно). Итак, вы как турист совершаете свое первое погружение в виртуальную реальность Активных Миров.

После процедуры входа главное окно браузера разделится на четыре неравнозначных, расположенных рядом окна. Левое окно служит для перехода между мирами, просмотра списка доступных миров и некоторых других целей. В среднем собственно и происходит рендеринг самих миров. Снизу от него расположено окно, в котором вы можете вести чат с обитателями текущего Мира. Ну, а в правом, как правило, отображается официальная WEB-страничка Мира, в котором вы в настоящий момент находитесь.

Поначалу вы попадете в Мир "AWGATE". Это входные ворота в Активные Миры — ничего особенно интересного, но отсюда ведут дороги (в виде телепортов) в большинство других миров. Телепорты вам будут встречаться сплошь и рядом, причем не только из мира в мир, но и локальные. Это прямой аналог гиперссылок из WWW. Кроме того, телепортнуться в тот или иной мир можно, щелкнув на его имени в левом окне браузера. В Мирах можно не только ходить или бегать, но и летать и проходить через объекты (особенно полезно, если застрянете где-ни будь).

Теперь пару слов о вашей внешности. В Мирах она называется аватаром. Как правило, для туриста в каждом мире доступно только два аватара: мужской и женский. В разных мирах они разные. Например, в AWGATE это т.н. "банни пипл" от "Интел", а на Марсе — бойскаут с фотоаппаратом.

Маленький совет: чтобы не попасть в комичную ситуацию, проверяйте соответствие пола вашего аватара вашему нику. Для этого смените вид из глаз на вид из камеры. Если же вы гражданин, то в вашем распоряжении несколько десятков стандартных аватаров плюс возможность подключать свои. Ваша виртуальная сущность — аватар, в разных мирах может выполнять и разнообразные дополнительные действия. Например, махать руками, приседать, прыгать, согинаться, танцевать, показывать приемы рукопашного боя, принимать позу лотоса и т.д. Порой это выглядит достаточно забавно, но придает Мирам еще больше интерактивности.

Скажем прямо, что ничего человеческого Мирам не чуждо. Например, виртуальный флирт. Здесь он просто процветает и выглядит весьма пикантно. Надо сказать, что некоторые аватары прекрасного пола довольно соблазнительны (Правда, часты конфузы. Ведь в мирах вы можете быть кем угодно — "операция по перемене пола" делается одним кликом мышки).

Теперь еще немного о тех привилегиях, которые получает турист, когда становится гражданином. Главное — это право соорудить себе постоянное представительство в Мирах. Т.е. построить свой маленький домик, или не маленький, или не домик, а дворец, или не дворец, а что в голову взбредет на незанятой еще территории. Никто кроме хозяина постройки и владельца данного мира не имеет право перестраивать эту вашу собственность. Вы можете развесить там ваши любимые изображения, расставить виртуальную мебель или разбить вокруг любимой фазенды такой же виртуальный симпатичный садик с клумбами. Можно добавить несколько телепортов в ваши излюбленные уголки виртуальности или гиперссылок на любимые странички из WWW.

Среди прочих удобств в режиме гражданина браузер поддерживает аналог ICQ. Впрочем, никто не мешает вам как туристу пользоваться в походах по виртуальности обычным ICQ. Тоже довольно удобно. Кроме того, как и в обычном WWW-браузере, в браузере Активных Миров есть возможность делать закладки на любое место в любом мире. Аналоги кнопок вперед и назад WWW-браузера тоже поддерживаются.

Путешествовать по Активным Мирам (а их более 600) очень увлекательно. Многие Миры достаточно велики, а некоторые необычайно красивы. Есть чисто вымышленные миры, где создатель или создатели дали вовсю волю своей фантазии. Например, Марс. Есть Миры, копирующие (и довольно точно) те или иные места на Земле. Так, я, к своему удивлению, совершенно случайно наткнулся на Мир, точно копирующий кампус одного из университетов в Калифорнии, в котором я жил одно время. Не обошлось без ностальгических переживаний. Миры постоянно меняются: появляются новые застройки, исчезают или перестраиваются старые. Так, под Новый год в Русском Мире появилась елка.

Не все обитающие в Активных Мирах люди. Некоторые из них на самом деле боты — искусственные личности, управляемые подобием ИИ. Они тоже могут имитировать общение, и не всех из них сразу удается распознать. Как знать, не прапрадедушки ли это будущих виртуальных сущностей?

Пару слов о "железе", на котором все это будет нормально работать. Прежде всего наиболее желателен быстрый доступ в Интернет (как минимум модем на 28 800), иначе вам просто надоест ждать загрузку очередного мира. Правда, уже загруженные объекты кэшируются на диске и их не нужно загружать заново, если только они не изменялись. Ввиду того, что рендеринг сцен в текущей версии браузера 2.2 выполняется программно, желателен быстрый процессор и достаточный объем оперативной памяти (от 32 Mb). В следующей версии AW-браузера обещана поддержка 3D-ускорителей, ну а пока вся нагрузка ложится на процессор, и нагрузка немаленькая. Ну, и конечно, звуковая карта для воспроизведения звуков "природы" и музыки.

Скажу по секрету, что кроме вселенной Активных Миров существуют и другие, правда, не столь обширные, вселенные, аналогичные по технологии Active Worlds. В некоторых из них гражданство бесплатное.

Наконец-то у человека и в самом деле появилась возможность творить собственные миры (ничего, что пока лишь виртуальные). Так что путешествуйте, наслаждайтесь открывающимися ландшафтами, общайтесь с такими же, как и вы, виртуальными путешественниками.


Андрей Метельский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2000 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета