Особенности виртуальных Интернет-магазинов

Любой программист или веб-дизайнер рассматривает виртуальный Интернет-магазин как набор HTML-страничек, скриптов и прочих элементов его программной реализации. Знаний веб-дизайна или программирования в чистом виде оказывается недостаточно для понимания концепции функционирования виртуальных магазинов. Следствие этого - ряд создаваемых Интернет-магазинов выглядит прекрасно, но совершенно невозможно понять, как заказать в них товар и затем получить его. Поэтому цель данной статьи - рассказать об особенностях виртуальных магазинов и предлагаемых ими услугах, а не о том, как вам их "открыть" или обслуживать.

В Интернете создается весьма много коммерческих проектов, но только десятки не являются убыточными и только единицы действительно высокоприбыльные. Не секрет, что часто поддержка какого-либо Интернет-проекта является исключительно мерой поддержки имиджа организации.

Я четко понимаю, что движет иностранными инвесторами (даже убыточные в настоящий момент проекты могут стать перспективными в будущем), но создатели многих белорусских виртуальных магазинов держатся исключительно на собственном энтузиазме.

Возможно, их когда-нибудь купят более крупные виртуальные магазины (как это произошло со многими российскими Интернет-проектами), но пока в Беларуси и России я не вижу той массы страждущих покупать много через Интернет. Пока главный способ борьбы за покупателя - цены.

Многие виртуальные Интернет-магазины создаются исключительно ради имиджа. Их создатели руководствуются принципом "для галочки". Они абсолютно не приносят дохода или выступают исключительно в виде Интернет-доски объявлений. Особенно характерно это для "виртуальных магазинов" туристических фирм.

Другое дело - крупные западные Интернет-порталы. Они создают свои виртуальные магазины (shop.yahoo.com, shop.theglobe.com). Такие проекты обречены на успех, т.к. количество ежедневных посещений измеряется сотнями тысяч - смотришь, кто-нибудь чего-нибудь купит.

Любой виртуальный магазин имеет три основные характеристики: географию обслуживания клиентов, способ регистрации и доставки покупки клиенту.

У виртуального магазина должно быть два достоинства: цены и оперативность выполнения заказов. В противном случае он обречен. Цены должны быть ниже за счет снижения расходов на аренду помещений (торгового зала) и из-за отсутствия продавцов.

Оперативность выполнения - в идеале, после подтверждения заказа, доставка должна осуществляться в течение часа (это особенно важно в случае предоплаты при помощи кредитной карточки). И главное, практически при тех же затратах виртуальный магазин может работать круглосуточно.

Часто приводится еще одно достоинство виртуальных магазинов - возможность осуществления заказа, не вставая из-за компьютера (не выходя из Интернет). Это весьма спорно, т.к. заказ можно сделать по телефону (отсутствие такой услуги у отечественной торговой сети является внутренней проблемой нашего государства). Думаю, эта характеристика наиболее принципиальна для полуночников.

Кроме того, у заказа по Интернет, по сравнению с заказом по телефону, существует неоспоримое преимущество - сравнительно более высокая пропускная способность системы заказа. Как часто бывает: звонишь по телефону, а там все время занято...

Можно выделить следующие способы регистрации заказа:

1) on-line - заполняется специальная форма заказа прямо в вашем браузере (программе просмотра Интернет-страниц). Этот способ является стандартным.

2) При помощи почтовой службы e-mail - формируется письмо с указанием e-mail адреса клиента, названия или кода товара. Наличие такой возможности резко упрощает процесс создания виртуальных магазинов (собственно говоря, в этом случае создается виртуальный каталог или витрина, а не виртуальный магазин). Данный метод заказа особенно популярен у стартующих виртуальных магазинов. В этом случае достаточно создать несколько связанных между собой страничек с описаниями товаров и указать e-mail, по которому можно осуществить заказ.

3) Обычный телефонный способ регистрации заказа по телефону. Он должен всегда существовать как альтернатива on-line заказу. По телефону можно уточнять или "искать потерявшиеся заказы", сообщать о проблемах с подключением к серверу, на котором расположен виртуальный магазин.

Все способы доставки товаров покупателям можно разделить на три группы:

1) Доставка курьером - это классика. Этот вид доставки обладает максимальной оперативностью и стоит весьма дорого (от 100 бел.руб. до 6$). Обычно часть или даже вся стоимость доставки закладывается прямо в стоимость самого товара. Не верьте в безграничную бескорыстность, когда вам предлагают заказанный товар доставить бесплатно - вы уже оплатили стоимость его доставки.

Возможны два варианта доставки заказа курьером: доставка уже оплаченного товара и доставка по принципу "деньги потом" - оплата производится при доставке товара (своеобразный вид оплаты наложенным платежом).

2) Доставка по почте наложенным платежом. Использовать этот способ доставки выгодно при небольших расстояниях, доставке в малонаселенную область или если заказан экзотический товар.

3) Заказ доставляется в один из офисов или представительство организации, имеющей виртуальный магазин, откуда его необходимо забрать заказчику. Этот способ доставки особенно эффективен при доставке товаров в дальние регионы с низким потребительским спросом для относительно недорогих товаров. В качестве офиса может использоваться местный супермаркет или почтовое отделение.

География обслуживания в значительной степени зависит от внутреннего устройства компании и способа доставки товара. Под внутренним устройством компаний понимается количество региональных филиалов и география их расположения (в пределах большого города, страны, континента, по всему миру).

При использовании доставки заказа почтой наложенным платежом география может составлять страну или группу стран (группа стран обслуживается региональными отделениями, заказ делается через центральный сервер/офис). Доставка курьером осуществляется исключительно в пределах крупных городов, максимум его предместий.

При обслуживании крупных сельских или областных центров больше подходит создание офиса в одном из местных магазинов.

P.S. Если вы имеете свой виртуальный магазин, присылайте ссылки. Я начал создание своей Интернет-странички (gudu.chat.ru или www.chat.ru/~gudu). Ссылки на наиболее достойные будут размещены на нем.

Сергей Соколов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2000 год в рубрике интернет :: продажи

©1997-2024 Компьютерная газета