Championship Manager

Не знаю кто как, а я всегда мечтал быть тренером футбольной команды. Вряд ли этой мечте суждено сбыться, но есть игра, которая полностью создает иллюзию этого. Paul & Oliver Collyer, возглавляющие фирму Sports Interactive при поддержке фирмы Eidos, уже более пяти лет создают все новые версии лучшего футбольного менеджера. Спустя более полутора лет после выхода успешного CM97-98, сделанного под DOS, они выпустили новую версию игры под названием CHAMPIONSHIP MANAGER 3 (CM3). Она оказалась первой игрой, имитирующей весь футбольный мир целиком.
В этой игре нет анимации, разного рода эффектов и прочих 3D-акселераторов, а вся игра проходит на фоне фотографий чередой письменных сообщений. Казалось бы, из-за отсутствия графики игровой процесс должен проходить быстро, однако он достаточно медленный и требования к компьютеру весьма приличные. А все потому, что эта самая аналитическая игра из всех, что я видел. Все сборные мира, включая Мадагаскар и Папуа-Новая Гвинея, практически все профессиональные команды мира, огромное число игроков, тренеров, президентов клубов - все это отражено в CM3. Причем, каждый футболист думает: "не слишком ли мала его зарплата", "не пора ли перейти в другую команду" и т.п.; в зависимости от игры футболиста постоянно меняется его настроение ("Morale"), а каждый клуб думает продавать или покупать футболистов, анализируя потребности и финансовые возможности. А теперь представьте, сколько в мире футболистов, клубов...

Поэтому минимальные требования к игре: 133 Pentium, 16 Mb RAM и не меньше 120-150 Mb на диске (очень много занимает "сэйв"). Рекомендуется иметь 233 Pentium и 64 Mb RAM, но и это не гарантирует быстроты игры. Многое будет зависеть от установок и, прежде всего, от количества выбранных вами стран. Будут полностью воспроизведены полные составы и другие атрибуты всех профессиональных команд, включая резерв. Составы команд из невыбранных стран будут представлены частично в зависимости от уровня базы данных. Я не рекомендую повышать скорость игры за счет использования Minimal Database, а устанавливать Normal, дабы не снижать разнообразие игры и количество вариантов ваших действий. Например, при минимальной базе данных сборную Беларуси представляет лишь один Гуренко, тогда как при нормальной - больше 15 футболистов.

Установка SOUNDа на скорость игры практически не влияет, т.к. он используется только во время матча. Звуковое оформление включает шум трибун, песни фанатов, стук мяча, костей футболистов при подкатах, т.е. именно то, что слышит тренер во время матча.

В отличие от многих менеджеров, в CM вы не будете вести финансовую деятельность, обустраивать стадион, устанавливать цены на билеты - за это отвечают другие люди, специалисты своего дела. Тренер-менеджер руководит тренировочным процессом, определяет состав и тактику игры, покупает и продает игроков, договаривается с ними о зарплате и посредством этого отвечает перед шефом за финансовое положение, а главное - за результат. Все имена и фамилии футболистов, тренеров, президентов, названия клубов и стадионов соответствуют действительности. Главным же преимуществом СМ перед другими менеджерами является достаточно качественное руководство остальными клубами, причем, всех стран. И особенно важно, что симуляция матчей выбранных чемпионатов, еврокубков, турниров сборных проходит по тому же принципу, что и матч игрока. Именно это создает иллюзию существования футбольного мира у вас дома.

До сих пор не появилось русской версии СМ, и хотя настоящему болельщику это не должно помешать, стоит вооружиться англо-русским словарем. С ним вы будете хорошо ориентироваться в игре даже без знания английского, т.к. у игры удобный интерфейс. Основным является новостной режим, где вас информируют обо всех событиях, связанных с вашей командой, и наиболее значимых в футбольном мире. Увидев название какой-либо команды или фамилию футболиста, вы можете кликнуть на нужное слово мышкой и увидеть соответственно либо состав команды, либо параметры игрока. Главные опции по управлению командой расположены на панели слева в директории, озаглавленной вашим именем.

Итак, вы решились стать тренером. Игра начинается с выбора стран, в которых вы можете играть. Всего их предложено 15, причем чемпионат каждой страны состоит, как минимум, из 2-х дивизионов. Чтобы взять управление одной из команд, надо нажать на "лейбу" "take control" в правом верхнем углу экрана.

Интересно, что помимо игроков, существующих на самом деле, в составах команд могут быть и номинальные игроки, которые нужны только для комплекции состава. Они выделены темным шрифтом, и с ними нельзя проводить какие бы то ни было операции.

Одна из главных ваших задач - это научиться оценивать футболиста и решить, покупать его или нет, ставить или не ставить его в основу, на какую позицию его ставить или строить тактику под него. Для этого у каждого футболиста есть показатели. Когда я первый раз увидел это, то не сразу "врубился", как у игрока может быть столько показателей: больше 30 видимых показателей и еще несколько невидимых, но не менее важных, таких как мастерство, потенциал, репутация и др., уровень которых вы сможете определить только в процессе работы при помощи тренерского чутья и статистики, отображающей уровень его игры. О важности показателей в этой игре говорит и тот факт, что их разработкой занимался целый отряд специалистов и знатоков футбола, насчитывающий более 50 человек.

Видимые показатели очень разнообразны: одни характеризуют владение приемами игры, другие - работоспособность, третие - характер. И каждый показатель важен по-своему. Например, высокий показатель "Influence" ("дух" или "лидерство") говорит о том, что в решающий момент этот футболист не дрогнет - такого игрока рекомендуется назначать капитаном. Для футболистов оборонительного плана важны показатели: "Tackling" (отбор мяча), "Positioning" (выбор позиции), "Marking" (опека соперника), "Determination" (нацеленность на борьбу) и др. Для полузащитников важны "Passing" (от слова "пас"), "Crossing" (исполнение навесов, прострелов), "Teamwork" (черновая работа); для атакующих игроков - "Creativity" (созидание), "Shoothing" (удар), "Off the ball" (открывание для получения мяча). В принципе, футболистам всех амплуа не помешают высокие скоростные показатели "Pace" (скорость), "Acceleration", думаю, переводить не надо, физические показатели "Stamina" (выносливость), "Work rate" (работоспособность), "Strength" (сила), нельзя забыть про больное место наших футболистов - "Heading" (игра головой), а кроме того "Anticipation" (предвидение), "Techniqe" и др. Наиболее необычные показатели: "Set Pieces" (выполнение стандартов), "Flair" (склонность к "взрывным" атакующим действиям), "Bravery" (храбрость). Вратарям нужны специфические показатели: "Handling" (игра руками), "Reflexes" (реакция), а также "Potitioning", "Anticipation" и др.

Но лучший способ понять необходимость тех или иных показателей - проанализировать их уровень у признанных звезд футбола (Мальдини, Тюрам, Давидс, Бекхэм, Ривалдо, Роналдо и др.).

Менеджер - это та же стратегия, но если в обычной стратегии вам противостоит максимум несколько оппонентов, то в CM - весь футбольный мир. Тратьте деньги экономно, не бойтесь торговаться с клубами и футболистами. Иногда можно купить игрока вдвое дешевле рыночной цены, а иногда приходится вдвое переплатить. Учтите, что основные плановые доходы (права на телетрансляцию, бонус за место в чемпионате) выпадают на конец и начало сезона, тогда как расходы (прежде всего, зарплата) распределяются равномерно в течение года. Т.е., если где-нибудь на ноябрь у вас баланс "ноль", то только продажа игроков позволит избежать финансовых катаклизмов. Не устраивайте чехарду с составом: слишком большая текучесть кадров плохо влияет на микроклимат, к тому же, каждому футболисту и тренеру нужно время, иногда очень продолжительное, на адаптацию.

Тренировки являются нововведением CM3 и важным инструментом управления команды, особенно, если "финансы поют романсы". Их проводят тренеры, которых вы можете нанять и уволить в любой момент. Желательно нанимать тренеров с высокими показателями, репутацией и с близким вам стилем игры. Тренировать игроков можно в нескольких группах. Чтобы отправить футболиста в другую группу, его надо перетащить мышкой в название группы. Спустя определенное время в зависимости от методики тренировок, работы тренеров и самого футболиста некоторые показатели станут желтого цвета (они увеличились), а некоторые - красного (они снизились).

Когда приходит время игр, можно подумать о тактике. Вы можете использовать предложенные тактические построения и модернизировать их под своих игроков. Помните принцип Лобановского: "Не тактика - под футболистов, а футболисты - под тактику!". Хороший принцип - я и сам бы так хотел, как наверное, все тренеры мира. Но на практике у клуба возникают кадровые проблемы, да и в каждом футболисте есть нечто свое, неповторимое. А помимо собственно схемы игры, можно давать индивидуальные задания игрокам. Так что экспериментируйте - в этом и есть смысл игры.

Вся проделанная вами работа имеет конкретный результат - положение в таблице чемпионата и других турнирах. Спустя 3 месяца после вашего назначения "Board", то бишь руководство, будет ежемесячно давать оценку вашей деятельности. Плохо, если оно будет "Unhappy" (недовольно) или "Diasapointed" (расстроено). Это значит, что продолжение вашей работы в клубе под вопросом и надо срочно исправлять ситуацию.

Если вас уволили - не отчаивайтесь, возможно, через некоторое время вас пригласят на работу в другой клуб. Кстати, вы сами, даже являясь действующим менеджером, можете предложить свои услуги в случае образования вакансии в интересующем вас клубе, войдя в него и нажав "apply". Через некоторое время руководство этого клуба объявит свое решение.

Пиком вашей тренерской карьеры может стать назначение тренером какой-либо сборной. Его вы можете заслужить благодаря успешному управлению своими командами на протяжении нескольких лет.

Я перечислил отнюдь не все компоненты и моменты игры, а создатели СМ3 не привели никакого Help'a, по-видимому посчитав, что процесс познания сам по себе очень захватывающий. Если вас заинтересует дополнительная информация, то она имеется на сайтах производителей, официальном сайте фан-клуба и многочисленных неофициальных сайтах. Кстати, на компакте имеется также мини-энциклопедия, повествующая об истории сборных, клубов, различных турнирах, о выдающихся игроках прошлого, в числе которых оказались "наши" Лев Яшин и Олег Блохин.

В общем, в этой игре у вас есть все возможности, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частичкой футбольного мира.

Константин Лобандиевский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2000 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета