Сканирование и обработка фотографии

Даже при очень тщательной очистке от пыли оригинала фотографии и стекла сканера, доводке яркости, контрастности и цвета вашего монитора получившееся изображение выглядит сырым и совершенно непохожим на оригинал. Как же добиться того, чтобы изображение на экране не только было качественным, но и превосходило бы фотографию? Об этом сегодня и пойдет речь.
Все нижеописанные операции и функции присутствуют в пакете Adobe Photoshop, а при желании можно воспользоваться и многими другими графическими программами, описанными Андреем Золотарем в предыдущих номерах.

Первое, что необходимо сделать, - это устранить пылинки, волоски и мелкие дефекты, которые присутствовали на фотографии и оригинале. Для удаления крупных единичных пылинок и длинных царапин нужно воспользоваться инструментом Rubber Stamp.

Сначала необходимо выбрать размер и стиль кисти (Window/Show Brushes), лучше всего будет подходить кисть с размытыми краями по размеру чуть больше размера дефекта. Затем надо выбрать Rubber Stamp на панели инструментов и, нажав и удерживая клавишу Alt, указать область рядом с царапиной, наиболее подходящую по цвету для ее закрашивания. Далее отпустите клавишу и аккуратно пройдитесь "штампом" по всей царапине. Вы сразу должны заметить, что область, которую вы выбрали, перемещается вместе с перемещением штампа. Ну, а для более точной доводки изображения с помощью штампа необходимо выбрать в панели опций (Window/Show Options) параметр кисти штампа "darken" или "lighten", чтобы перекрывались только области, сильно отличающиеся от общего фона по яркости.

Если фотография имеет множество мелких пылинок, то можно попробовать фильтр, устраняющий их (Filter/Noise/Dust & Scratches). Для этого достаточно установить пороговый уровень и радиус размытия в пикселях.

В дальнейшем требуется откорректировать расположение фотографии, ведь как бы точно вы ни старались положить фотографию на стекло сканера, все равно она будет немного смещена. Для этого в Photoshop можно задать в нескольких долях градуса значение поворота. Для этого выберите Image/Rotate Canvas/ Arbitrary и укажите направление и угол. Затем можно окончательно обрезать неровные края и правильно изменить пропорции фотографии обрезкой краев. Для этого выберите инструмент Crop, нажав и удерживая мышь на инструменте Rectangular Marquee. Затем, поглядывая на панель Info, выберите диапазон обрезки и два раза щелкните кнопкой мыши по выделенной области.

Если сканируемое изображение было получено из полиграфической продукции, то наверняка будет заметен растр, из-за того, что изображение состоит из точек. Для его устранения надо либо воспользоваться опцией в драйвере сканера (для Mustekовских планшетных сканеров опция "descreen"), либо применить фильтр размытия (Blur). Но не устанавливайте эту опцию, если у вас фотография или диапозитив, в этом случае изображение только ухудшится.

Далее при обработке изображения необходимо увеличить его резкость. Для этого можно использовать специальный фильтр резкости (Filter/Sharpen/Unsharp Mask). С помощью этого фильтра можно выбрать порог, радиус фильтра резкости, а также его интенсивность. Одно "но" - если изображение переполнено цветовыми деталями или не сбалансировано по яркости и контрастности, то лучше изменять резкость в последнюю очередь, так как излишняя резкость приведет в дальнейшем к возникновению заметных стыков и ярких цветных пикселов в местах схождения разнотоновых фрагментов фотографии.

Следующим шагом будет корректировка тональности изображения. Во-первых, можно воспользоваться инструментом автокоррекции уровней (Image/Adjust/Auto Levels), но более качественные результаты можно получить вручную. Для этого требуется вызвать гистограмму (Image/Adjust/Levels). На ней будет показано распределение пикселов по яркости в изображении. По шкале RGB цифре 0 соответствует черный цвет, а 255 - белый. По вертикальной шкале отображается количество пикселов вашего изображения. Здесь необходимо настроить тремя бегунками входные значения (input levels). Они корректируют величину самой яркой и самой темной точек изображения а также гамму (коэффициент контраста). Автоматическая коррекция сделает самую темную точку изображения черной, а самую светлую - белой. А вручную вы выставите наиболее точные параметры, причем для каждого цвета (красного, зеленого и синего).

Выходные же значения (output levels) определяют общую тональность изображения и могут служить для понижения освещения в светлых участках и высвечивания темных областей.

В дальнейшем при обработке изображения требуется изменить яркость. Для этого следует выбрать Image/Adjust/Curves, при этом перед вами возникнет окно, в котором можно изменить кривую в любом месте изображения. Если вы поднимаете середину кривой, то происходит увеличение яркости средних значений цветов.

Немаловажным параметром является контраст. Фильтр контрастности зачастую дает очень неудовлетворительные результаты, поэтому нужно воспользоваться панелью настройки яркости и контраста (Image/Adjust/ Brightness&Contrast).

Зачастую при печати в различных фотолабораториях снимок выглядит в цвете по-разному. Но если в обычных фотографиях изменить ничего нельзя, то в Photoshop это сделать очень просто. Для этого выберите пункт меню Image/Adjust/Hue&Saturation. Регулятор Saturation будет менять интенсивность выбранного цвета, а Hue - смещать спектр.

Ну, а для того чтобы сразу представлять себе все вышеописанные изменения яркости, контраста и цветового баланса, можно вызвать пункт меню Image/Adjust/Variations. Здесь сразу можно видеть, как изменится тот или иной параметр при смещении его в ту или иную сторону, изменить его интенсивность и при выборе того или иного варианта продолжать работать с ним далее.

Вот в принципе и все, осталось лишь сохранить рисунок. Сейчас наиболее распространенным является формат JPEG. Он достаточно компактен и известен, его можно просмотреть даже с помощью браузера. При сохранении в этот формат можно выбрать качество фотографии (чем лучше качество, тем больше она занимает).

Но не сильно перестарайтесь со сжатием, обычно предпочтительно выставлять 70-80% для высококачественных фотографий, и 50-70% - для простых рисунков. Если же вы сохраняете промежуточный результат работы, то используйте формат TIFF, так как при многократном сохранении в формате JPEG изображение становится все хуже и хуже.
Антон Панов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2000 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета