До чего дошел прогресс...


Вне всяких сомнений, прогресс - это хорошо. Товаров становится больше. Их качество повышается, а цены, наоборот, падают. В результате, средний уровень становится выше и, рано или поздно, перед потребителем встает порой весьма нешуточный вопрос: из чего исходить при выборе покупки. Особенно тогда, когда речь идет о товаре новом, ранее не известном. Ну, например, о цифровом фотоаппарате.

(c) Компьютерная газета


Пожалуй, уже никому не нужно объяснять, что это за зверь и с чем его едят. Особенно тем, кто занят поддержкой сайтов Интернет или издательством еженедельных и, тем более, ежедневных печатных изданий. Мало того, что отпадает необходимость в проявке и химической фотопечати с последующим сканированием полученных фотографий, с цифровой камерой можно сразу увидеть на встроенном LCD дисплее, что получилось, и переделать кадр, если результат чем-то не устраивает. Стало быть, это просто не может не сказаться на повышении качества фоторабот. Но именно эти преимущества цифровых камер и становятся камнем преткновения при выборе будущего приобретения. На что смотреть? Что оценивать в первую очередь, а что - во вторую? И какие особенности есть у тех или иных конструкций, которые в сопроводительных руководствах не отражаются, но значение имеют? Вот давайте эти моменты и рассмотрим повнимательнее на примере, ну, хотя бы трех моделей цифровых фотоаппаратов известнейшей фирмы OLYMPUS.

На днях мне довелось, что называется, пощупать руками OLYMPUS C1400XL, C920Zoom и C830L. Это не самые передовые и не самые древние конструкции. Данные модели можно назвать типичными представителями трех ценовых категорий, от самой дешевой "для массового потребителя" до полупрофессионального устройства, обладающего расширенным набором возможностей. Все три аппарата относятся к так называемому "мегапиксельному" классу, так как их матрицы состоят из более, чем одного миллиона пикселов (С1400ХL - 1410000, C920Zoom и С830L - 1310000). За счет чуть больших размеров фотоматрицы (2/3 дюйма против 1/2,7) C1400XL дает несколько больший размер получаемой картинки, 1280 на 1024, но это преимущество не столь значительно, если учесть, что обе другие модели обеспечивают 1280 на 960. Таким образом, по основному своему параметру все три представителя показывают вполне достаточный уровень, незначительность различий в котором не позволяет делать однозначные выводы.

Более значимые различия наблюдаются в возможностях затвора объектива. Тут, естественно, лучше всех оказался C1400XL (электронный затвор с диапазоном значений от 1/4 до 1/10000 сек), значительно обогнав как С920Zoom (механический затвор с диапазоном от 1/2 до 1/1000 сек), так и C830L (механический затвор с диапазоном от 1/2 до 1/500 сек). Правда, в отличие от пленочных камер, с которыми мне в прошлом пришлось пообщаться весьма много, в цифровиках особой разницы между 1/1000 и 1/500 на практике не наблюдается. Львиная доля недочетов подобного рода с легкостью исправляется при помощи графического редактора Photoshop, имеющегося практически на каждом дизайнерском компьютере. Вот разбежка между 1/1000 и 1/10000 уже видна даже невооруженным глазом. Фотографии получаются значительно более сочными и естественными с точки зрения цветопередачи и обилия мелких деталей. Естественно, более продвинутые модели, как та же C1400XL, обладают более лучшим объективом. В C1400XL имеется фокусировка TTL-autofocus и три статичных режима (0,4/2,5/бесконечность), позволяющих легко и удобно снимать как миниатюрные объекты и портреты, так и обычные панорамные снимки. У более дешевых камер с этим похуже, но даже у самой простой C830L есть стандартный (от 0,5 м до бесконечности) и макро- (от 0,1 до 0,5 м) режимы. Так что пользователь в накладе не остается. Кстати, что любопытно, по параметру "чувствительность в единицах ISO" лидером может оказаться вовсе не самая дорогая камера. В данном случае, C1400XL "имеет" всего 100 единиц, в то время как C920Zoom позволяет оперировать (автоматически либо вручную) в диапазоне от 160 до 640. Вроде мелочь, а приятно. Это означает, что при одинаково слабой освещенности именно на С920Zoom получатся более качественные и равномерные снимки. Так что, выбирая себе камеру, поинтересуйтесь у продавца годом появления той или иной модели, а потом загляните в ее характеристики. В наши дни явно наблюдается тенденция снижения цены на фоне роста параметров. Вполне может оказаться, что более дорогая камера будет обладать несколько худшими параметрами именно по причине относительно преклонного своего возраста. Это еще более наглядно видно на примере возможностей встроенной электроники. Все три камеры обладают цветным LCD-экраном, но на C1400XL он позволяет только просматривать полученную фотографию, в то время как на более "молодых", хотя и более дешевых, моделях C920Zoom и C830L экран еще и роль видоискателя играть может. Тоже вроде как мелочь, но при фотографировании из задних рядов толпы, когда на уровне лица объект съемки практически не виден, эта мелочь оказывается решающей. Фотоаппарат можно поднять на вытянутой руке и быть уверенным, что в кадр попадет именно то, что хочется, а не "как повезет".

Важно также обращать внимание на то, где, как и какая в аппарате имеется вспышка. Внешне все они, вроде бы, совершенно одинаковы. Ставший уже стандартным "антикрасный глаз" (предварительная вспышка малой мощности перед собственно вспышкой). Примерно одинаковая светосила. Но и тут бывают варианты. К примеру, у C1400XL более выражен "снайперский" эффект, в то время как вспышка C920Zoom дает значительно более равномерное рассеянное освещение. Как это оценивать? Ну, тут уж каждому свое. При "снайперской стрельбе" из полученного кадра значительно проще вырезать основной объект съемки в графическом редакторе для последующего фотомонтажа. А вот более рассеянное освещение позволяет получать и при слабой освещенности достаточно равномерные кадры, на которых и передний план хорошо виден, и задний. И узнать это можно весьма просто. Перед покупкой поставьте на прилавок какой-нибудь средних размеров яркий предмет, попросите притушить свет и сделайте пару снимков. Остальное увидите сами. Хотя лучше всего результат рассматривать на мониторе компьютера или по телевизору (кстати говоря, современные камеры имеют такую возможность и даже комплектуются шнурами для подключения сразу к телевизору), даже LCD-дисплея, как правило, оказывается достаточно...

Цифровые камеры имеют еще целую массу всяких параметров, и их тоже желательно учитывать, но, помимо чисто технических, мой вам совет, обращайте внимание еще и на эргономические. Ведь вам потом самим придется общаться с собственной покупкой, и если вам кажется не совсем удобным, например, расположение кнопок, то потом это вообще станет сильно раздражать.

А что такое удачная эргономика, можно (и нужно) почувствовать, подержав в руках C1400XL. До чего удобный дизайн, скажу я вам. Камера удобно и естественно ложится в правую руку, как бы сливаясь с ней. Практически все съемочные операции выполняются одним большим пальцем все той же левой руки, которая держит камеру. Масштабирование. Собственно съемка. Прямо песня, а не производственный процесс. Никакие "экономические" модели с этим не могут сравниться.

И еще, коль уж мы коснулись эргономики, стоит обратить внимание на то, где и как расположены разъемы для синхронизации внешней вспышки (в том смысле, что удобно ли будет эту самую внешнюю вспышку подключать) и есть ли на корпусе цифровой камеры так называемая "ласточка", т.е. механический разъем-крепление для внешней вспышки или ее придется держать второй рукой. Вообще говоря, можно и подержать, благо не кирпич, полегче будет, но мой собственный опыт подсказывает, что гораздо удобнее, когда вспышка жестко крепится к корпусу фотоаппарата.

Тут вполне уместен вопрос: чем же тогда дорогие камеры отличаются от более дешевых, если они по своим характеристикам весьма близки друг к другу? Комплектацией - вот чем. Нет, я вовсе не хочу сказать, что дешевые модели продаются лишь в комплекте с упаковочной коробкой. Нет, нет и еще раз нет. С этой стороны все на месте. Прилагается и флэш-карта на 8 Мб, и несколько вариантов шнуров (для внешнего питания, для подключения к компьютеру и телевизору). Но! Но более дорогие модели всегда (!) имеют в рукаве пару-тройку лишних тузов. К примеру, в модельном ряду C1400XL, но в более "новых" моделях (С2000, С2100 и т.д.), помимо стандартных модулей памяти на флэш-картах, есть разъем для подключения карт PCMCI, что, кроме снижения зависимости от весьма недешевых "флэшек", позволяет еще и обойтись без довольно утомительной процедуры перегонки фотографий с карточек на компьютер. Особенно если в качестве такового применяется ноутбук, в котором разъем PCMCI есть всегда. И так далее и тому подобное. Тут каждый производитель изощряется по-своему, но сие правило все соблюдают неукоснительно.

Так что, если вам нужен просто неплохой цифровик, обладающий необходимым "джентльменским" набором в виде масштабирования, отложенного срабатывания, встроенной вспышки и приемлемого диапазона вариантов выдержки и баланса белого, то вполне можно ограничиться низшим модельным рядом, ибо он называется таковым исключительно номинально и, еще, разве что по причине своей цены. Ну, а когда вы нуждаетесь в широкофункциональном рабочем инструменте, то лучше присмотреть себе нечто "постарше", как, например, С1400XL или аналоги других компаний.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 50 за 1999 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета