...
...

Живой звук. Часть 7

Да, так вот, ровно четыре абзаца о бэк-вокале, и далее - о шумопонижении.

(c) Компьютерная газета


Абзац первый: По своей природе, бэк-вокал можно разделить на два вида: гомоморфный и полиморфный.

Абзац второй: Первый имеет ту же структуру, что и основной вокал (при записи его может исполнять основной вокалист). Бэк-партия может точно повторять основную, выступая при этом в роли естественного хоруса и добавляя естественный объем (попробуйте, вам может понравиться), а может и отличаться, придавая композиции особую выразительность и чувственность (это при условии правильного и уместного ее исполнения). В качестве примера можно привести "Save your love" (Great White) или, на крайний случай, "Вселенную" группы "Рондо". Вторую партию вокала обычно располагают дальше основной и размывают по панораме (панорамированию посвящен третий выпуск рубрики. КГ #34).

Абзац третий: в случае полиморфности, бэк-вокал серьезно отличается от основного. Например, часто металл-группы используют на втором плане приятный женский вокал ("Wait" группа "Crematory"). Поп-произведения также могут содержать подобные вставки. Таким образом, в данном случае, вторая вокальная партия призвана привнести разнообразие и эффект новизны. Тут творческой личности компьютер открывает громадные возможности. К вашим услугам эффект телефонного разговора (Cool Edit Transform> Filters> Parametric Equalizer пресет Old Time Radio, имитация сигналов набора номера - Generate> DTMF Signal), компьютерный синтетический голос - Robotic (Cool Edit Delay Effects> Echo пресет Robotic, или Delay Effects> Chorus пресет Electro Voice, или Sound Forge Effects> Vibrato пресет 200 Hz FM или около этого), эффект переговорного устройства (телефон + шум, который генерируется опцией Generate> Noise) и др.


Абзац четвертый: все сказанное отнюдь не означает, что основной вокал не может позволить себе подобной роскоши. Напротив, для акцентирования отдельных частей композиции подобные отступления являются неплохим выбором ("Machine Men" Bruce Dickinson или "Hey Lord" Helloween).

Теперь поговорим о борьбе с шумами. Хотя, при наличии у вас современного компьютера и при соблюдении элементарных правил "гигиены", борьбы не получится - получится откровенный мордобой, в котором у шумов мало шансов. Но обо всем по порядку. Существует три основных шумопонижающих системы.

1. В пороговых шумоподавителях (Noise Gate) эффект достигается за счет компрессирования (подробнее КГ #36). Это самое простое из себе подобных устройств, тем не менее, о нем мы сегодня еще поговорим.

2. Компандерные шумоподавители применяются при записи чистого сигнала на магнитную ленту. Это всевозможные Dolby A, B, S, C. Принцип их действия состоит в компрессировании динамического диапазона до записи на пленку и таком же его расширении при воспроизведении (для цифровой записи не применяются).

3. Динамический шумоподавитель (Noise Reduction) представляет собой эквалайзер с изменяемой, в зависимости от уровня сигнала, АЧХ. Примерно по такому принципу работает Cool Edit-овский шумоподавитель. Познакомимся с ним поближе.


Программа работает поэтапно.

а) Анализ шумовой обстановки. Для этого необходимо выделить часть файла, содержащую только шумы, открыть шумоподавитель (Transform> Noise Reduction> Noise Reduction) и кликнуть по кнопке Get Profile From Selection (см. рисунок 1). При этом в спектр шумов будет проанализирован и представлен вам графически (рисунок 1). Можете сохранить полученную информацию о шумах в файле (кнопка Save Profile) или просто нажмите кнопу Close, чтобы сохранить эту информацию для немедленной работы.

б) Шумоподавление. Выделите весь обрабатываемый файл, откройте снова шумоподавитель и нажмите ОК.

Теперь кратко о других органах управления. В поле Noise Reduction Level устанавливается уровень шумопонижения. Уровень шумопонижения можно задать в окне уровня, причем отдельно для различных частот. FFT Size - размер выборки разложения в ряд (больше - лучше). Precision Factor - точность обработки. Remove Noise - удалить шумы. Keep Only Noise - оставить только шумы.

Данное устройство неплохо справляется как с обычным шумом, так и с 50-герцовым фоном (касается электрогитары).

Сразу после оцифровки хочется очистить сигнал. Естественное желание, но не своевременное. Дело в том, что любой, даже самый-самый шумоподавитель лишь маскирует шумы, основываясь при работе на особенностях человеческого слуха. Некоторые же последующие действия способны снова "засветить" их (шумы). К таким действиям относятся, в первую очередь, эквалайзер и компрессор. Поэтому не посчитайте за неряшливость сначала наложить эти два эффекта (если они, конечно, нужны).

Если к эквалайзеру претензий нет, то компрессор требует отдельного упоминания. Я подвергаю начальной компрессии партии вокала (всегда), и партии акустической гитары (иногда). Как известно, простая компрессия склонна к "доставанию" помех и шумов. С другой стороны, пороговый шумоподавитель это тоже компрессор (см. КГ #36). Ничто не мешает нам объединить их вместе, используя компьютер. На рисунке 2 приведен пример установок компрессора, используемого мною на начальном этапе работы с вокалом. Глядя на динамическую кривую (кривая 1 по рисунку), видно, что компрессор представляет собой гибрид шумоподавителя, ограничителя и собственно компрессора. Данное устройство имеет порог шумопонижения на уровне -60 Дб (чему соответствует скачек кривой на данном значении уровня). Следует помнить, что при этом сигнал с уровнем меньше -60 Дб также будет уничтожен. После компрессии приступайте непосредственно к шумоподавлению. Если шумы после обработки остались слышны, то придется все сделать заново, переместив порог шумоподавления вправо (кривая 2, рисунок 2).

Тем не менее, возможности компьютера не безграничны. Если изначально уровень шумов был более

-50 Дб, то убрать полностью их, мягко говоря, будет нелегко (когда я говорил о -40 Дб, компрессия не предполагалась). Cool Edit позволяет бороться и с импульсными помехами (Transform> Noise Reduction> Click/Pop Eliminator). Внешний вид устройства представлен на рисунке 3. Find Threshold Level - определение порогового уровня возможных щелчков. Multiple Pass - количество проходов обрабатываемой части. Старайтесь не обрабатывать программой чистые части файла.

Transform> Noise Reduction> Hiss Reduction - обычный шумоподавитель (применяется, если нет возможности проанализировать шумовую обстановку).

Для удаления сетевого фона используйте FFT фильтр (Transform> Filters> FFT Filter пресет 50 Hz +100 Hz Notch). В заключение скажу, что стоит вашего внимания программа работы с шумами Dart Pro 32.

Федор Трухачев. Продолжение следует

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Оффшорные банковские счета