Что случилось с ценами на память

Думаю, вряд ли сейчас можно найти человека, так или иначе связанного с компьютерным бизнесом, который бы не заметил, что произошло с ценами на оперативную память. Если в начале-середине лета 64 Мб модуль можно было купить за $35-40, то на 23.09.1999 его оптовая отпускная цена на мировом рынке составила $146.88 - и это без учета налогов и торговой накрутки. К моменту выхода номера эта цена скорее всего еще вырастет. 128 Мб модуль вплотную приблизился к отметке $300. А последние события на Тайване подливают еще больше масла в огонь, так как там расположены огромные производственные мощности по производству чипов памяти.

(c) Компьютерная газета


Чем вызвано столько резкое повышение цен на память, и сколько оно еще может длиться? С самого начала можно сказать одно - ни на один фактор не может быть возложена единоличная вина за происходящее. Ситуация дошла до критической точки, когда сошлись в одном месте несколько совершенно не относящихся друг к другу факторов. Примерно так же, как порознь ничего взрывоопасного из себя не представляют древесный уголь, сера и селитра. При соединении же получается порох. Точно так же к середине этого лета смешались следующие компоненты.

1. Уменьшение объемов производства 64 Мбит SDRAM

Вообще-то, вся эта история началась, пожалуй, еще весной, когда с рынка 64 Мбит DRAM начали уходить компании, не выдержав конкуренции, когда отпускная стоимость чипов порой была ниже, чем стоимость их производства. Ушла Matsushita, ушла Toshiba, ушла Fujitsu, ушла IBM. А сколько ушло мелких компаний, не выдержавших ценовых войн, разыгравшихся на этом рынке! При средней себестоимости чипа $5 (здесь и далее, если не оговаривается, речь идет о 64 Мбит SDRAM), его цена на открытом рынке в начале мая упала ниже $4 - рекорд за все время их производства.

Не так давно количество средних производителей памяти исчислялось десятками - за последний год оно значительно уменьшилось, а это естественно, учитывая, что финансовые потери не обошли никого. Таким образом, в результате столь затянувшегося кризиса, к этой осени мы подошли со значительно поредевшими рядами производителей DRAM. Рост объемов производства шел, в основном, за счет все большей изощренности техпроцесса, роста выхода годных чипов и т.п. Так продолжалось уже довольно долгое время, никаких особых проблем не возникало, в общем, такое положение дел было нормальным. До тех пор, пока не произошел резкий скачок спроса.

2. Увеличение вдвое объема памяти в PC начального уровня

Учитывая рекордно низкие цены на память, в этом нет ничего удивительного. Современное программное обеспечение довольно требовательно к объему установленной на PC памяти, 64 Мб обеспечивают достаточно заметный прирост в скорости по сравнению с 32 Мб, и если есть возможность добавить предлагаемому компьютеру такой плюс менее чем за $30, вопросов даже не возникает.

Спрос на память заметно увеличился. Но ослабленные за последние годы производители памяти оказались просто не в состоянии оперативно так же резко поднять объем производства.

3. Переход изготовителей на более прибыльные виды памяти

Кое-кто ушел с рынка, а кто-то из оставшихся решил не ввязываться в эту бойню и переключиться на более прибыльные 128 Мбит чипы SDRAM. Бесспорно логичное решение, учитывая, что при не столь уж значительной разнице в себестоимости, стоимость их в мае почти в 6 раз превышала стоимость 64 Мбит чипов SDRAM. Вся проблема в том, что до массового использования 128 Мбит чипов при производстве модулей памяти пройдет еще какое-то время, а 64 Мбит чипы, производство которых в результате такого бегства явно уж не увеличилось, нужны сегодня.

4. Обновление парка PC в преддверии 2000 года

Те, кто еще не успел заменить свои старые PC, продолжали делать закупки нового оборудования, обеспечивая заметные объемы продаж, а на ближайшие годы, возможно, и рекордные. Многим крупным компаниям в этом году приходилось менять парк 386 и 486 PC, состоящий, порой, из тысяч единиц. Еще одно объяснение значительного спроса. Причем не только на память, но и на прочие комплектующие.

5. Создание резервных запасов компонентов

Другой фактор, также связанный с проблемой 2000 года. За последнее время электросеть Тайваня отключалась два раза плюс последнее землетрясение. А ведь производство чипов - это непрерывный технологический процесс, его остановка - это не просто пауза в производстве на несколько часов, это многомиллионные убытки. А стоит вспомнить, что Тайвань производит порядка 80 процентов материнских плат, да и многих типов полупроводников. Он является основным производителем компьютерных корпусов, клавиатур, модемов, блоков питания, сканеров, мониторов, сетевых карт и концентраторов.

А дальше - простенький сюжет для фильма ужасов на тему компьютерных компаний. Время - 1 января 2000 года. Место действия - Тайвань. Или Малайзия. Или Филиппины. В общем, любая из развивающихся стран, относительно которой нет 100-процентной уверенности на тему подготовки ее инфраструктуры к наступлению 2000 года. А ведь компьютерная индустрия полностью зависит от производимых здесь комплектующих.

Стоит сломаться этому, первоначальному, звену цепочки снабжения - и вся компьютерная индустрия летит к черту. А такой риск есть. Intel не так давно проверяла готовность своих японских поставщиков к наступлению 2000 года. "Общее состояние наших японских поставщиков ужасно. Большинство из них не начинали программу, а даже если кто-то и начинал, то она была абсолютно неадекватна. Фактически, они просто искали причины, чтобы ничего не делать".

Что будет делать в таком случае любая здравомыслящая компания (причем совсем необязательно компьютерная), желающая обслуживать своих клиентов и после 1 января, что бы ни случилось с ее поставщиками? Правильно, будет создавать резервные запасы. На неделю, месяц, два - кто как. В этот список попадают и те же самые Intel, IBM и т.д. Легко себе представить, в каких объемах может выражаться создание запасов компонентов такими гигантами. Получившийся скачок спроса с легкостью перекрывает любые запросы конечных потребителей, и вполне годится в качестве объяснения, куда делись память, винчестеры и т.д.

6. Психология толпы

Слухи о проблемах с 0.21 мкм техпроцессом у Micron начали распространяться в конце июня. Они-то, вне зависимости от их обоснованности, и послужили искрой во всем этом пороховом складе. Стали высказываться предположения, что, как минимум, до конца года цены стабилизируются, если не повысятся. И пошло, поехало - спираль закрутилась. Плюс реальное превышение спроса над предложением. А в таких случаях первая реакция - взять впрок, вдвое-втрое больше необходимого, на случай дальнейшего роста цен.

Выводы

Ближайшие месяцы ситуация должна сохраниться в том же виде, что и сегодня. До 1 января осталось еще некоторое время, и сентябрь-октябрь по-прежнему должны ознаменоваться повышением цены на память и рядом проблем с другими компонентами - нехватка доступных моделей винчестеров, например. К декабрю, впрочем, вся эта феерия закупок должна угаснуть, и тенденция переменится на свою полную противоположность.

Начало 2000 года мы встретим с компьютерными компаниями, обладающими заметными запасами комплектующих, и их производителями, в целях удовлетворения сегодняшнего дефицита запустившими производство на полную мощность, с преобладанием 0.19 и 0.18 мкм технологических процессов. И с заметно упавшим по сравнению с сегодняшним днем спросом - запасы создавать необходимости нет, к 2000 году все, кто хотел, подготовились, а период после Рождества никогда рекордным по объемам продаж не являлся.

Все это, в результате, должно привести к началу падения цен в декабре, плавно переходящему к весне в мощнейшую ценовою войну. И неудивительно, если мы не увидим к лету на компьютерном рынке некоторые крайне знакомые имена. Подобно тому, как на нем уже нет Hayes, SyQuest, и Hercules.

В статье использованы материалы сайта iXBT Hardware (ixbt.stack.net)

Виталий Шуравко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1999 год в рубрике hard :: память

©1997-2024 Компьютерная газета