...
...

Живой звук. Часть 4

Искусство всегда считали уделом избранных. Неподвластным человеческому сознанию, неподвластным разуму. Но разум все же победил. В 1992 году Гугельбар открыл формулу стихотворения. Выглядит она достаточно просто: cos 3*m +elg (n) = n+1, где m - музыкальный размер стихотворения, n - номер слова в словаре Даля...

(c) Компьютерная газета

Мы же поговорим о музыке. О том, как "отполировать" звучание уже сформированного произведения. Если вы с вашей работой успеваете за ритмом выхода статей рубрики ЖЗ, то на данный момент вы имеете: во-первых, 300-500 Мb дискового пространства под готовыми треками CakeWalk (1 композиция), - понятно, что в таком виде материал не готов к записи на CD; во-вторых, звучание не совсем вас устраивает (как вы не старались, а Metallica звучит лучше).

Первая проблема решается двумя путями. Вы уже знакомы с функцией Tool> Export Audio.... С ее помощью вы можете экспортировать все треки в один стерео-wav-файл (выделив, предварительно, все дорожки). Это простой метод, но не достаточно аккуратный. Оригинал отличается от копии (за исключением тех случаев, когда все треки имели одинаковое значение громкости и панорамы). Но вы ведь не ищите легких путей? Поэтому второй путь: использование программы Virtual Audio Cable (VAC). Найти ее можно в сборнике "Мультимедиа 99 New!!!", с кричащим мужским лицом на обложке, или в Интернете. Она соединяет выход одной программы (например, CakeWalk) со входом другой (например, Cool Edit). Причем операционная система воспринимает ее как обычное аудио-устройство, которое можно выбрать в качестве устройства ввода/вывода звука из всех Sound-приложений. Именно после инсталляции этой программы в микшере программы CakeWalk (см. прошлый выпуск) появляются еще два регулятора общей громкости и два индикатора уровня (следите за их показаниями при перезаписи, чтобы не перегрузить виртуальный канал). Теперь, конкретно: откройте ваш файл в CakeWalk и в поле Port каждого трека выберите устройство Audio Cable 1 Out (раньше его там не было). Теперь создайте пустой файл в Cool Edit, и укажите устройство ввода Audio Cable 1 In в разделе Options> Settings> Devices> Wavefrom Record. Теперь, как гласит мудрость, спешка нужна при ловле блох и работе с VAC - включите запись в Cool Edit, перейдите в CakeWalk и включите воспроизведение. В минуты записи, когда вас переполняют чувства восхищения и гордости за свой компьютер, музыку слышать вы не будете (не пугайтесь, кабель-то виртуальный). Теперь о возможных проблемах: по умолчанию параметры программы имеют стандартные значения 16 бит, 44.1 Гц. Если они вас не устраивают, то запустите VAC как обычное приложение из панели задач и в появившемся окне укажите новые. Вторая проблема: при работе двух мощных приложений (CakeWalk и Cool Edit) может возникнуть дефицит вычислительных ресурсов (если все идет нормально, то одновременно с записью попробуйте запустить PhotoShop, MathCad или Half Life на крайний случай). В этом случае вам придется уменьшить количество дорожек в CakeWalk. Для этого все треки с одинаковой громкостью и панорамой смешайте в один, выбирая при перемещении в диалоговом окне опцию Blend Old And New (смикшировать) и следя за синхронностью перемещения левого и правого трека одной партии. После этого прокомбинируйте полифонийно каждый из полученных треков опцией Edit> Audio> Combine> Polyphonic. Третья проблема: указанные два способа не годятся для Midi-треков, которые необходимо предварительно конвертировать в аудио (например, программой Midi2Wave).


Полученный в итоге wav-файл не должен отличаться по звучанию от оригинала. Осталось придать ему блеск.

На рисунке 1 показан фрагмент полученного нами файла (сверху) и фрагмент композиции Come With Me (Cryhavoc). Как говорится, найдите 15 отличий. Все дело в компрессии. Человек воспринимает динамику звука по двум основным параметрам: громкости (крик громче спокойного разговора) и тембральной окраске (крик обогащен высшими гармониками). Причем ухо больше реагирует на второй фактор. Компрессия же подавляет первый. По этой причине при компрессировании динамика не теряется, в то время как звучание становится более плотным и фирменным. Второй аспект - обычный магнитофон в состоянии передать 55 Дб динамического диапазона, все остальное поглощают шумы. Поэтому звук "поджатый" компрессором сохраняет больше деталей. Основные тонкости компрессирования рассмотрим на примере компрессора, входящего в Cool Edit. Внешний вид эффекта показан на рисунке 2.

Attack Time - время реакции компрессора на возрастание уровня сигнала. Release Time - время восстановления компрессора при уменьшении уровня сигнала. Joint Channels - одинаковая обработка левого и правого канала. Peak - компрессор реагирует на мгновенные значения сигнала. RMS - компрессор реагирует на усредненный сигнал (более универсальный режим). Low Cutoff - нижняя граница частотного диапазона обработки сигнала. High Cutoff - верхняя граница того же самого. Lookahead Time - время опережения, благодаря этой функции программа заранее отслеживает резкие изменения сигнала (чем оно больше, тем ровнее будет звук). По виду динамической кривой компрессоры делятся на собственно компрессоры, ограничители и шумоподавители (см. рис.3).

Самое интересное, что для различных частот оптимальные значения параметров Attack Time и Release Time не совпадают. Отсюда вывод: многополосная компрессия - наилучшие результаты. Компромиссом между качеством и затратами времени является трехполосная компрессия (20..200, 200..2000, 2000..20000).


Основные правила:

- Перед применением компрессора звук усиливают до максимума (Cool Edit> Transform> Amplitude> Normalize), в противном случае результаты будут труднопредсказуемы.

- Если стереопространство сильно исказилось после обработки, то попробуйте проделать все сначала, замкнув каналы (поставьте флажок в поле Joint Channels).

- Компрессор - злейший враг шумов и помех. Действительно, до обработки шумы (если они были) маскировались сигналом и вы их не замечали, тогда как после нее вы вряд ли удержитесь от восклицания: "Ага, я же говорил(а), что где-то здесь были шумы!" и с чувством победы возьметесь за их удаление.

В заключение по традиции приведу пример более или менее универсального алгоритма обработки.

1. Normalize.

2. Компрессия с параметрами, указанными на рисунке 2 (первая полоса 20..200).

3. Компрессия во второй полосе (200..2000 Gain Processor (Attack Time=1 Release Time=200) Level Detector(Attack Time=0.5 Release Time=30)).

4. Компрессия в третьей полосе (2000..20000 Gain Processor (Attack Time=1 Release Time=100) Level Detector(Attack Time=0.5 Release Time=20)).

5. Normalize.

Можно попробовать нормализировать сигнал после каждой стадии. Если требуемая плотность звука не достигается, увеличьте глубину компрессии (чем дальше динамическая линия от диагонали, тем глубже эффект).

В следующем выпуске мы завершим тему подготовки композиции к окончательной записи на оригинал (есть еще такой прибор - эквалайзер). Да, кстати, насчет формулы я пошутил.

Федор Трухачев

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Ремонт ноутбуков, компьютеров, мониторов