Что такое IMPP?

Те, кто пользуются Интернет, знают, что такое ICQ. Многие им пользуются (потому как удобно). Некоторые пользуются IRC и Yahoo! Pager. Совсем немногие пользуются AIM (America OnLine Instant Messages). Но мало кто точно знает, как они работают.

21 июля Microsoft заявила о начале предоставления новой услуги IMS (Internet Messaging Service), аналогичной всем вышеперечисленным, которая позволит большему количеству пользователей общаться между собой в реальном режиме времени и которая будет интегрирована во все коммуникационные программы Microsoft.

MSN Messenger Service будет сообщать, когда ваши друзья находятся в Сети (если у них, конечно, установлена аналогичная программа), позволяет пользователям обмениваться короткими сообщениями, а также отправлять и получать электронную почту с сервера hotmail.com.

Кроме того, MSN MS первая подобная программа, которая позволит пользователям одной сети IMS общаться с другой, не менее развитой сетью AOL IM.

Для привлечения интереса к собственной службе Microsoft объявила о ежедневном розыгрыше призов (в размере 5000 долларов), а также гран-при в 10000 (долларов же). Правда, мы с вами не сможем в них участвовать (US residents only:).

Самостоятельно подключиться можно. Программа является самой маленькой из всех известных мне - install занимает всего 320 (!) Кб. Скачать даже на 14400 можно за 5 минут (http://messenger.msn.com).

"Общение по-прежнему является краеугольным камнем в Интернете, а мгновенные системы связи становятся одним из самый популярных способов общения между людьми", - заявил Бред Чейз (Brad Chase), вице-президент коммуникационного подразделения Microsoft. - "Мы хотим предоставить людям способ кросс-программного общения".

Как уже говорилось ранее, MSN Messenger Service позволит общаться между собой пользователям самой крупной сети бесплатной электронной почты HotMail (40 миллионов пользователей), а также с любым пользователем AOL. Пользователи MSN MS пользуются простым и понятным интерфейсом (что может быть сложного в этих программах?), а также исчезает необходимость запуска различных приложений Instant Messenger.

"Точно так же, как потребители ожидают, что телефоны различных марок должны работать друг с другом, так и мы желаем создать единую сеть для мгновенных сообщений", - отметил Чейз. - "MSN Messaging Service является первой программой для интероперирования, то есть обращения к различным провайдерам таких услуг одновременно из одной программы".

Кроме того, 21 же июля Microsoft заявила о поддержке разработки единого протокола для мгновенного сообщения и протокола присутствия (Instant Messaging and Presence Protocol - IMPP).

Сама программа очень тесно интегрируется практически со всеми коммуникационными программами Microsoft. IE 5.0 поддерживает однокнопочный доступ к MSN MS, программу можно запустить напрямую из браузера.

Outlook Express 5.0 могут даже наблюдать статус других пользователей MSN MS в папке Outlook Express Contact, а также просматривать электронную почту в одной программе.

Также MSN MS и HotMail делят один логин и одно имя пользователя - а значит, пользователи смогут быть предупреждены о новой почте на сервере, а также перейти в Inbox одним нажатием кнопки (правда, Inbox будет открыт в браузере, но это ничего). Совместно с NetMeeting можно использовать MSN MS в качестве средства для Интернет конференций (как аудио, так и видео) - если вам этого захочется.

К чести Microsoft следует отметить, что присутствует новый статус пользователя, доступный далеко не во всех программах - Invisible. С этим статусом вы всем кажетесь off-line, в то время как можете наблюдать статус других пользователей (а также отсылать им сообщения). И если вам проще общаться на французском, немецком или китайском, то варианты таких программ также существуют.

Правда, если вы не подписаны на услуги и бесплатный электронный адрес HotMail, вам придется это сделать (и там интерфейс действительно жуткий; не пугайтесь, когда в середине выбора страны у вас вдруг начнет что-то подгружаться - это загружается список городов вашей страны).

Тем временем, объединение IM сетей AOL и Hotmail вызвало некоторое смущение в стане противников такого объединения (такие тоже есть).

Дело в том, что способ, которым это было сделано, очень близок к схемам взлома таких сетей. Проще говоря, Microsoft воспользовались хакерскими наработками в этой области - что само по себе не ново. Впервые они делают это настолько открыто. Противники такого объединения заявили о продолжающейся разработке единого стандарта IMPP.

Вообще, этим занимается IETF (Internet Engeneering Task Force) - лаборатория по разработке Интернет стандартов. В настоящий момент около сорока видов таких систем сосуществует в Сети (а если вспомнить, к чему привела война форматов видеокассет, с уверенностью можно сказать, что понимать друг друга они еще не скоро начнут).

И так бы они и возились с разработкой стандарта, если бы не группа очень мощных и богатых компаний, которые занимаются электронной коммерцией. Дело в том, что IMPP как нельзя лучше вписывается в их планы всеобщего перевода покупателей в Сеть. Среди них сказались такие гиганты, как Infoseek, GO Network, Tribal Voice, PeopleTalk, Activerse.

Последние занимаются разработкой Java-приложений с 1993 года.

Однако для того, чтобы понять, как действует IMPP, необходимо немного теории.

Далее в тексте слова, набранные СТРОЧНЫМИ буквами, будут являться абстрактными мета-определениями InternetDraft документа, выпущенного IETF в качестве стандарта для интероператорской работы по протоколу IMPP.

Сама модель делится сразу на две больших группы услуг: PRESENCE SERVICE (P-SERV) (обработка присутствия) и INSTANT MESSAGE SERVICE (обработка мгновенных сообщений).

Естественно (и неудивительно), что информация о присутствии - это PRESENCE INFORMATION (P-INFO). IMS служит для доставки INSTANT MESSAGES в INSTANT INBOXES.

Разберем сначала PRESENCE SERVICE. В эту услугу включаются два типа клиентов - PRESENTITIES (т.е. те, кто присутствуют, точнее, передают о себе PRESENCE INFORMATION - вы по отношению к P-SERV), а также WATCHERS (те, кто получают PRESENCE INFORMATION). К ним будут относиться все остальные пользователи, а также сам провайдер.

WATCHERS в свою очередь делятся на FETCHERS и SUBSCRIBERS. FETCHERS просто запрашивает у P-SERV текущее состояние определенных PRESENTITIES (фактически P-INFO).

Таким образом, FETCHERS - это провайдер, который просто отслеживает текущее состояние пользователя (включая его атрибуты - Idle, Active/Available, Busy и так далее).

В отличие от него SUBSCRIBERS запрашивают у P-SERV изменения P-INFO определенных PRESENTITIES. SUBSCRIBER - это все пользователи сети, которым важно не само состояние, а его изменение (находитесь ли вы в сети в данный момент, изменения вашего статуса и атрибутов).

Существует также понятие WATCHER INFORMATION специально для WATCHERS.

Таким же образом, как и P-INFO, эта информация предоставляется WATCHER'ам - однако на более глобальном уровне (т.е. данные самого провайдера об активности его клиентов).

В данном случае представляется информация в сети провайдеров.

Согласно данной модели такая информация предоставляется провайдерами друг другу о состоянии и атрибутах клиентов (рассматривая предыдущий случай, AOL IM и MSN MS по отношению друг к другу являются WATCHERS).

INSTANT MESSAGE SERVICE - служба по доставке мгновенных сообщений - делится на две группы "клиентов": INSTANT MESSAGE USER AGENTS (IMUA) и INSTANT INBOXES (IIBOX).

Ни один пользователь не может быть четко отнесен к одной группе - так как они слишком тесно взаимосвязаны в понятиях P-SERV.

IMUA (то есть, сама программа передачи сообщений) создает INSTANT MESSAGE (IMSG) и передает его IMS (провайдеру такой услуги) для последующего перенаправления в определенный IIBOX (другому пользователю). INSTANT MESSAGE SERVICE (IMS) либо доставляет IMSG клиенту (IIBOX), либо сообщает о невозможности доставки. Очевидно, что, отправляя сообщение, пользователь является IMUA, а получая - IIBOX.

Особенностью IIBOX является то, что P-INFO содержит ряд реляционных элементов, в частности, один, с которым все знакомы.

IIBOX имеет PRESENCE STATUS - имеющим как минимум два значения - OPEN (когда IIBOX может принимать сообщения) и CLOSED (когда IIBOX не может принимать сообщения).

Модель STATUS подразумевает наличие нескольких статусов (имеющих значения для программы или для пользователя), в частности idle, not_here, busy и так далее.

Основным в системе, тем не менее, являются PRINCIPALS - то есть фактически пользователи. В многооператорских сетях возникают сложности (как, например, наличие двух одинаковых имен у пользователей разных сетей), но следует помнить, что в одной системе не может быть двух одинаковых PRINCIPAL'ов - он бывает только один. PRINCIPAL общается с системой из "реального мира" (сами подумайте - как часто именно вас касалось, что такое же имя, как у вас, есть еще у кого-то).

Стоит рассмотреть всю эту систему на примере. В частности, на наиболее часто использующемся "списке друзей" (buddy list). Практически каждое приложение, работающее в системе IMS, имеет окно, в котором высвечиваются текущие пользователи, занесенные в список (фактически PRESENTITIES), а также их статус, комментарии и любая иная дополнительная информация.

Таким образом, нам необходимо описать лист друзей как комбинацию PRESENCE USER AGENT (PUA) - (самой программы ICQ, AOL IM, IRQ, YP и так далее), WATCHER USER AGENT (WUA) (конкретного провайдера) для выделенного PRINCIPAL'а (пользователя), использующего единичное PRESENCE (имя пользователя) и являющегося SUBSCRIBER (т.е. находящегося в сети).

Соответственно IMS - это просто список друзей, с возможностью обмена мгновенными сообщениями (т.е. приема и передачи таких сообщений).

IMS в таком случае будет выглядеть как комбинация PUA (программы), WUA (провайдера), INBOX USER AGENT (клиента сообщений), IMUA (клиента присутствия) для одного выделенного PRINCIPAL'а (пользователя, использующего единичное PRESENCE и являющегося SUBSCRIBER) с одним INBOX.

Таким образом, используется только один адрес, передаваемый в составе PRESENCE INFORMATION.

Стандартизация протоколов в Сети является одной из важнейших задач упрощения общения и передачи данных. Даже наличие нескольких языков написания (SHTML, Java, ActiveX, Pearl и т.д.) в значительной степени затрудняет работу.

Единый стандарт поможет пользователям по-настоящему общаться, даже если они используют различные программы различных провайдеров. Ведь посылая почту с Yahoo!, вы уверены, что сможете прочитать ее на net@address .

Кирилл Sedai КАЛИТА


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета