Статистика - дело важное

Развитие Internet-технологий и все большая их применимость в бизнесе вынуждает все большее количество людей заниматься изучением web-дизайна, методик построения и грамотной организации информации, способов промоуции сайтов и web-страниц в сети.

По web-дизайну и программированию на html вышло уже достаточно много статей, справочников и пособий. А промоуция осталась как бы за бортом. Конечно, существуют материалы, где рассказывается, как зарегистрироваться на том или ином поисковом сервере, как правильно прописывать заголовки своих страниц, чтобы роботы "поисковиков" потом правильно, включая все ключевые слова, проводили их регистрацию. Но самое главное в промоуции сайта - это анализ полученной после нескольких дней (недель, месяцев) функционирования сайта или странички информации и построение дальнейшей адекватной этим данным рекламной кампании. Для сбора анализируемой информации сегодня существует множество средств. Одно, и, пожалуй, наиболее важное из них, - это счетчики. И речь в данной статье пойдет в основном именно о счетчиках. Не о тех счетчиках, которые красиво крутятся, пляшут, переливаются разноцветными красками и показывают некие, никому не понятные циферки. Также и не о тех счетчиках, что висят у нас в коридоре и измеряют потраченные киловатт-часы. Речь пойдет о мощных и надежных инструментах для контроля эффективности рекламной кампании, об их выборе, инсталляции и использовании.

Зачем они нужны?

Как показывает опыт, в раскрутке сайта хороший счетчик - это самый нужный и удобный инструмент для оценки эффективности ваших действий в процессе рекламных кампаний. Несмотря на существование неких общих правил и принципов, которые довольно детально описывают порядок проведения рекламной кампании, реакция аудитории на те или иные действия всегда индивидуальна и может дать совершенно непредсказуемые результаты. Вследствие этого необходимо постоянно контролировать поток посетителей и вычислять эффективность ваших действий. Грамотно выбранный счетчик при этом может сэкономить очень много времени и повысить эффективность рекламной кампании лучше, чем пачка денег средней толщины.

Что в идеале требуется от счетчика?

Что должен уметь делать счетчик, кроме банального подсчета посетителей? Он должен уметь учитывать подробности, причем самые разнообразные. Вот список самых необходимых данных, которые должен бы был предоставлять счетчик:

1) Кто пришел (имя хоста, браузер, система);

2) Откуда пришел (по ссылке с какого сайта);

3) Когда пришел (с точностью до минуты, больше не надо);

4) Сколько времени провел (очень хотелось бы);

5) Куда ушел (практически это реализуется с помощью скриптов и переадресации);

6) Сколько посетителей всего;

7) Сколько уникальных посетителей всего.

Теоретически этих данных достаточно, даже иногда с избытком. Конечно, можно еще получить цифры экранного разрешения, использования Java апплетов, cookie и пр., причем сделать это весьма несложно. Однако, насколько я знаю, все эти цифры давно исследованы, и статистику по любому из этих параметров можно получить на сайтах многих исследовательских (аналитических) компаний. Эти данные медленно меняются для всей Сети и практически не зависят от конкретной аудитории, поэтому информация, предоставленная аналитиками, будет, скорее всего, точнее и полнее той, которую выдаст счетчик.

Кроме, собственно, учета посетителей, счетчик должен уметь делать выводы из полученных данных: качество и полнота этих выводов определяет качество счетчика и удобство работы с ним. Вот то необходимое, что должен уметь делать счетчик:

1) Распределение посетителей по часам;

2) Распределение посетителей по дням недели;

3) Все уникальные пользователи и количество посещений каждым из них страницы (т.е. IP адреса);

4) Все ссылки, по которым пришли пользователи, отсортированные по их вкладу в общий трафик.

Счетчик, который в состоянии выдать подобную статистику, - очень хороший инструмент для вебмастера. Хороший, но не превосходный, так как, по большому счету, ему недостает нескольких вещей:

1) Анализ маршрута пользователей по сайту;

2) Сортировка доменов по вкладу их в общий трафик;

3) Активизация пользователями тех или иных ссылок, форм и Java апплетов;

4) Полнота загрузки пользователем страницы;

5) Регистрация таких действий пользователя, как печать страницы, скачивание ее с помощью teleport или подобных программ.

Что со всем этим делать?

Каждое действие вебмастера провоцирует приток или отток посетителей; естественно, что для разумного управления необходим грамотный анализ последствий совершенного действия. Для этого, как уже говорилось, удобно использовать счетчик. Причем, поскольку для разных действий меняются разные параметры в посещаемости, желательно, чтобы счетчик предоставлял как можно более полную информацию о посетителях. Разберемся более подробно с полученными данными, будем исходить из того, что на руках имеются все-таки не голые данные, а уже обобщенная статистика.

Распределение посетителей по часам и дням. Этот параметр определяет фактически распределение спроса на тематику вашего сайта, при условии равномерности поступления внешней рекламы.

Соответственно, если сети баннерного обмена, в которых участвует сайт, поддерживают таргетинг, то имеет смысл выбрасывать баннеры именно в моменты наивысшего спроса на ту или иную тематику. Параметр этот может очень сильно меняться, однако, не быстро. Существенную помощь в определении спроса может оказать статистика по баннерам. Дело в том, что количество обращений на главную страницу говорит о наличии спроса на тему только косвенно, а скорее является результатом агрессивности или, наоборот, излишней скромности вашей рекламной кампании. Тогда как "кликабельность" или количество просмотров баннеров на внутренних страницах уже говорит о реальном спросе на сайт. Конечно, если есть возможность поставить счетчик на все страницы сразу, то это будет и точнее и удобнее.

Все уникальные пользователи упорядоченные по количеству обращений к вашему ресурсу. Эти данные могут помочь вам лучше понять свой собственный сайт. После того как вы отбросите свои собственные посещения, все IP адреса можно поделить на три категории:

1) Посетившие вас один раз;

2) Посетившие вас очень много раз (бо-лее20);

3) Посетившие вас несколько раз (от пяти до двадцати).

Первая категория - это случайные посетители, а также люди, обманутые рекламой сайта. Эта группа представляет скорее количественный интерес, нежели качественный. Она позволяет определить процент посетителей, которые остаются на сайте для прочтения информации. Точных цифр на это счет пока что нет, но примерно можно сказать следующее: если соотношение ушедших сразу и оставшихся составляет более чем 9:1, то первая страница анализируемого сайта откровенно неудачна. Это означает, что по тем или иным причинам пользователь не в состоянии уяснить себе суть предоставляемой информации или ему кажется недостоверными предлагаемые на сайте сведения, или проводимая рекламная кампания не соответствует содержанию сайта. Возможно также, что страница просто долго загружается и многие пользователи просто не могут дождаться окончания этого процесса.

Вторая категория - это основная аудитория (те люди, ради которых сайт был создан). Этих людей надо холить, лелеять и всячески оберегать.

Ну, и наконец третья - это потенциальная аудитория. Для грамотной оценки этих двух потоков посетителей необходим счетчик, который поддерживал бы все страницы ресурса.

Конечно, IP статистика позволяет проводить полномасштабный анализ аудитории. Действительно, IP адрес скрывает в себе большое количество информации и добыть ее совсем несложно, причем полученные данные будут обладать высокой степенью достоверности (не менее анкетной), а следовательно, вполне пригодны для работы. Тем не менее, такого рода анализ требует колоссального времени и, чаще всего, специальную аналитическую группу для исследования этой статистики. Поэтому обычно приходится ограничиваться просто констатацией количества пользователей.

Все ссылки, по которым пришли посетители (referrer). Собственно, ссылки - это самые запрашиваемые при раскрутке данные. Безусловно, необходимо знать состав, технические особенности, язык, расположение аудитории, но общее представление об этих параметрах мы интуитивно и так имеем без счетчика. Напротив, вклад того или иного залинкованного на вас сайта в общий трафик очень сложно определить "на глазок".

Вот простейший пример. В Internet десятки тысяч досок объявлений самого разного размера и посещаемости, понятно, что помещать объявление на все доски нет никакой возможности, да и необходимости тоже. К тому же помещенное объявление постоянно обновлять. Поэтому, поместив объявление на большое количество досок, нужно не рвать на себе последнюю тельняшку в попытках поддержать свое объявление в топах досок, а подсчитать referrer через день, два, неделю. После этого малоэффективные и "пустые" доски отбрасываются, и объявление помещается на ограниченное количество заведомо качественных досок.

Очень удобно, если счетчик в состоянии распознавать зеркала (их иногда можно задать вручную), а также обсчитывать не только ссылки, но и целиком домены. Например, если ваш знакомый ставит ссылку на вас в нескольких разных разделах своего сервера или страница генерируется CGI скриптом, то в результате получается набор разнородных ссылок, не слишком удобных для обработки. Все эти ссылки придется вручную собирать, тогда как учет зеркал и целиком доменов позволяет сделать это быстро, безошибочно и, главное, автоматически. То есть наличие подобной опции в счетчике позволит более точно определить вклад того или иного домена в общий трафик на сайте.

Существуют и более эффективные способы сбора статистических данных, но если нет возможности доступа к логам сервера и мощных аналитических пакетов, то счетчик является, пожалуй, наиболее удобным и дешевым инструментом для работы со статистикой.

Автор благодарит Федора Вирина за ценную информацию, использованную при подготовке данной статьи.

Подготовил Максим Круглов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1999 год в рубрике интернет :: вебмастеру

©1997-2024 Компьютерная газета