Лед и пламя

Для художественного творчества компьютер открыл невиданные раньше возможности. В графическом редакторе вроде Adobe Photoshop можно сделать буквально все что угодно! Причем не надо месяцы тратить на рисование пейзажей, руки остаются чистыми, а работы свои так легко всем показать, выставив их в Интернет, что увлечение графикой стало массовым.

В Интернет, кстати, можно найти кучу всяких советов и хитрых трюков, помогающих получить неожиданные эффекты, интересные текстуры и вообще научиться серьезно работать с программами растровой графики. Несомненно, сегодня самый доступный и мощный из таких редакторов - Adobe Photoshop. Для него третьими фирмами написано множество подключаемых модулей plug-in, которые, по мере выхода новых версий, становятся все совершеннее и позволяют даже новичкам, не прилагая особых усилий, произвести впечатление на зрителей.

Но профессионал моментально раскусит секрет и назовет фильтр, которым вы пользовались. В этом нет ничего плохого, разумеется, когда речь идет о выполнении обычных заказов или разработке тех же Web-страниц. Но, согласитесь, в работах, цель которых продемонстрировать как раз мастерство и творческие возможности автора, использование таких инструментов не одобряется коллегами. Тонкости надо знать и ручками уметь работать. К тому же так и интереснее.

Эффекты, о которых сегодня хочу вам рассказать, наверняка знакомы опытным компьютерным художникам (мне их описание попалось на глаза года три назад, если не раньше). Эти приемы столько раз описывали на разных Web-сайтах, так что сейчас и не определишь, кто их придумал первым. Но хотя эти трюки уже "с бородой", да и несколько известных мне фильтров делает нечто очень похожее, думаю, для тех, кто хочет научиться делать в Photoshop великолепные вещи, рассказ о них придется кстати.

Живой огонь

Хотя в заголовке на первом месте стоит лед, начнем все же с пламени. В обоих случаях используется схожий прием, но есть и существенные различия, которым надо уделить основное внимание. На примере горящей надписи, создать которую проще, мне кажется, как раз легче познакомиться с общей для этих художественных трюков частью.

Начинаем. Нам потребуется однослойное изображение - белая надпись на черном фоне. Удобнее всего использовать режим серых полутонов. Эффект пламени более выразителен на широком светлом шрифте без засечек. Можно применить и массивный шрифт, обведя буквы по контуру, - тоже получается интересно. Я выбрал второй вариант (рис. 1).

Первый этап состоит в применении фильтра Wind, вызываемого в Photoshop 5.0 через меню Filter/Stylize (как и договаривались, будем пользоваться исключительно стандартными средствами Photoshop, аналоги которых присутствуют и в других графических редакторах). Перед вызовом эффекта ветра надо повернуть изображение на 90? по часовой стрелке (команда Image/Rotate Canvas/90? CW), поскольку в фильтре Wind нет вертикального направления ветра. Мы включим направление From the right, а силу ветра оставим минимальную - Wind (рис. 2). Чтобы следы ветра получились более мощными, следует применить фильтр хотя бы два раза подряд, нажав клавиши Crtl + F. После чего возвращаем изображение в нормальное положение командой меню Image/Rotate Canvas/90? CCW.

Следующим шагом придадим надписи и языкам ветра рваную форму, более соответствующую пламени. Для этого воспользуемся фильтром Diffuse, вызвав его через то же меню Filter/Stylize и установив режим Normal. Правда, надпись уже приобрела интересный вид (рис. 3)? Но она пока "рассыпается" на мелкие крупицы, что на языки пламени не похоже. Придадим им большую реалистичность с помощью размывания фильтром Gaussian Blur при небольшом радиусе. В данном случае он составил порядка 1.3 пиксела, но для надписи большего размера потребуется, конечно, и больший радиус.

Сглаженные фильтром Gausian Blur языки огня уже начали дрожать, но мало. Усилим их дрожание с помощью фильтра Ripple (рябь), который вызывается через меню Filter/Distort. Он обычно применяется для жидких субстанций, но сейчас прекрасно подойдет и для их прямой противоположности. Только надо не перестараться с волнами: зададим амплитуду (Amount) порядка 80 - 100, да и длина волны пусть будет небольшой, выберем Small или Medium. Что получается, контролируйте в окошке быстрого просмотра при масштабе 100% (рис.4).

Итак, огонь уже полыхает, но только он черно-белый и поэтому не производит настоящего впечатления. Раскрасить изображение можно множеством способов, но в данном случае необходим самый, пожалуй, редко используемый как начинающими, так и опытными художниками. На последнем этапе надо перевести изображение из черно-белого полутонового в индексированный цвет. Обратите внимание, что преобразование происходит без потерь, поскольку в режиме Grayscale, как и в Indexed Color, глубина цвета составляет 8 бит. Но есть между этими режимами и существенная разница. У каждой картинки с индексированным цветом существует палитра, включающая до 256 оттенков, произвольно выбираемых из палитры True Color.

Изменить палитру изображения с индексированным цветом можно с помощью команды меню Image/Mode/Color Table. Редактор Photoshop предлагает несколько заранее подготовленных палитр, из которых выберем загадочно названную Black Body (рис. 5). В принципе ничего загадочного в ней нет. Цвета, входящие в эту палитру, начиная с верхнего левого угла таблицы, соответствуют свечению постепенно нагреваемого абсолютно черного тела (вспомните школьную физику). При замещении исходной черно-белой таблицы Grayscale на Black Body черный и белый цвета в изображении останутся без изменений. Вместо промежуточных оттенков серого будут использованы соответствующие им по положению в таблице красные и желтые цвета. Так огонь станет обжигающим (рис. 6).

Попробуйте поиграть с таблицей индексированных цветов. Очень забавные эффекты получаются при выборе других стандартных палитр, но этим дело не ограничивается. Чтобы вручную заменить в палитре любой оттенок, достаточно щелкнуть мышкой по его ячейке. Нажав и не отпуская левую кнопку мышки, можно выделить диапазон ячеек и даже всю таблицу. Вам надо будет указать лишь крайние значения цвета в выделенном диапазоне, а все промежуточные программа рассчитает сама.

Замерзшее слово

Наигрались? Переходим тогда ко второму эффекту. Для надписи, которую предстоит "заморозить", лучше взять тяжелый шрифт, можно и с засечками. Я выбрал гарнитуру Comic Sans. Для исходной картинки лучше применить формат Grayscale, но подойдет и RGB Color. Набрав черным цветом текст, не спешите объединить его с белым фоном - нам потребуется соответствующая буквам маска.

Чтобы ее получить, щелкните мышкой при нажатой клавише Ctrl по текстовому слою в палитре Layers. Перед применением первого фильтра, который поможет образовать по контуру букв кристаллики льда, выделенную область изображения надо инвертировать, нажав для этого клавиши Ctrl + Shift + I (рис. 7). Теперь сливайте два слоя командой Layer/Flatten Image или Layer/ Merge Down (клавиши Ctrl + E) и вызывайте из меню Filter/Pixelate команду Crystallize. Размер ячейки для кристаллизации зависит от величины букв; так как для примера я использовал небольшую картинку экранного разрешения, подошло значение параметра Cell Size, равное 10 (рис. 8).

Кристаллы льда должны присутствовать не только на внешнем контуре букв, где мы их видим сбоку. Чтобы заполнить ими лицевую поверхность надписи, надо сначала инвертировать выделенную область, открыв для действия следующего фильтра только сами буквы. Применим фильтр Add Noise из меню Filter/Noise, задав характер распределения Gaussian, уровень шума 100 и включив монохроматическое заполнение (если вы работаете в режиме Grayscale, последнее не потребуется). После срабатывания фильтра Add Noise на поверхности букв появилось множество белых и серых точек, но это еще никоим образом не кристаллы (рис. 9). Получить их поможет простейшая операция - размывание фильтром Gaussian Blur при радиусе порядка 1.5 пиксела.

Куда все исчезло после Gaussian Blur? Не бойтесь, сейчас мы вернем кристаллы на поверхность. Для этого из меню Image/Adjust вызовем команду Curves, предназначенную для коррекции полутонов с помощью передаточной кривой. Нам потребуется хитрой синусоидальной формы кривая, состоящая из нескольких волн (рис. 10). После ее применения к выделенной области на буквах появятся тени, соответствующие намерзшим на них кристаллам льда.

Все, больше нам выделяющая буквы маска не нужна, ее можно сбросить клавишами Ctrl + D. Пока мы работали с "негативным" изображением, пора его инвертировать командой Image/Adjust/Invert, вызываемой также клавишами Ctrl + I (не путайте их с сочетанием Ctrl + Shift + I, инвертирующим не цвет, а маску).

На следующем этапе нам предстоит приделать к ледяным буквам сосульки. Их мы получим с помощью фильтра Wind из меню Filter/Stylize. Все делается точно так же, как в предыдущем примере, - поворачиваем картинку на 90? по часовой стрелке, применяем несколько раз эффект ветра, поворачиваем против часовой стрелки. Только теперь нам потребуется противоположное направление ветра - From the left, чтобы сосульки свисали вниз.

Итак, мы уже получили черно-белое изображение ледяных букв. Пришло время заняться его раскраской. Если вам понравился использованный при создании пламени метод применения индексированных цветов, можете попробовать его и теперь. Но палитра Black Body уже не подойдет, разумеется. Если вам не лень, переведите картинку в негатив, примените к ней Black Body и снова инвертируйте цвета. Вы получите голубую надпись с синими сосульками, не слишком правдоподобно выглядящую. Реалистичности добиться можно, создав свою таблицу цветов.

Лучше (и в данном случае проще) использовать другой способ тонирования черно-белого изображения. Из меню Image/Adjust вызовите команду Hue/Saturation, которой так пугаются новички. В ней нет ничего страшного и заумного, если потратить время и прочитать в книжке, как она действует. Включив режим тонирования (опция Colorize), передвиньте движок тона (Hue) в положение 200 (рис. 11). На цветовом круге значению 200? соответствует область перехода между голубыми и синими тонами. Опция Preview также поможет вам подобрать правильный оттенок для льда.

Чтобы навести последний глянец, наверное, стоит поставить пару блесток на самые яркие кристаллики люда. Для этого надо взять аэрограф и воспользоваться дополнительным набором кистей (рис. 12). Аэрограф подходит лучше кисти, потому что, нажимая его в одной точке несколько раз подряд, вы плавно изменяете яркость звездочки, и это легко контролировать. Но не ставьте, пожалуйста, слишком много блесток - от шедевра до кича один шаг.

Не надо эпилога

В этом рассказе не стоит спешить поставить точку. Я буду рад, если удалось познакомить вас с неизвестными дотоле приемами работы в Photoshop. Описанные эффекты привлекательны сами по себе, но еще важнее те шаги, из которых они состоят. Думаю, что многие художники, знакомые с изложенным порядком действий, не часто задумывались над тем, как и где их можно еще использовать. Например, редко кто сегодня применяет индексированный цвет, разве что на заключительной стадии разработки картинок для Web. Но посмотрите, какие интересные вещи получаются при замещении цветовых таблиц. Одним словом, есть над чем подумать и что попробовать. Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1999 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета