Откровения Web-мастера

Окончание. Начало в №21 "КГ".

Программное обеспечение

Несмотря на повальное внедрение Web-технологий в весь современный софт, на мой взгляд, наилучшим средством для создания Web-страниц остается Microsoft FrontPage. Пусть он бывает в чем-то неудобен, но его универсальность и возможности выше других программ. Простые страницы можно делать в Word 97. Встроенный в последние версии IE FrontPage Express слишком уж легковесен для полноценного творчества. Он так же далек от FrontPage, как WordPad - от Word.

Corel Draw последних версий имеет в своем составе программу Corel Barista, но ее возможности пока нами плохо изучены. Ряд экспериментов с ней выявил некоторые глюки, из-за которых страница в браузере (мы используем IE5) выглядит некорректно. Экспорт HTML из Adobe PageMaker также примитивен.

Есть еще ряд условно-бесплатных программ для создания HTML-страниц, некоторые из них поддерживают WYSIWIG. Последнее кажется нам наиболее заманчивым, поэтому скоро мы скачаем такие программы и расскажем об их свойствах в ближайших номерах "КГ".

Я не упоминаю здесь всякие интересные штуки типа CGI-скриптов и Java-апплетов, они - тема отдельной статьи. Web-дизайн настолько широк и интересен, что обо всех его нюансах можно написать несколько книг (что, собственно, и происходит).

Для размещения страниц на сервере вам наверняка понадобится отдельная программа - FTP-клиент. Большинство бесплатных серверов использует именно этот протокол для загрузки файлов. Конечно, и IE легко работает с FTP-серверами, особенно 5-я версия (где можно видеть иерархию каталогов и файлов а-ля проводник Windows). Но, увы, при загрузке нескольких файлов сразу иногда IE глючит (обычно требует повторного логина - и все сначала). Так что лучше иметь какую-нибудь программульку, позволяющую upload, - на наш взгляд, наиболее универсальна WS_FTP.

Где размещать

Ну вот мы и добрались до размещения. Это второй этап после разработки и верстки в Web-издательстве. Вы спросите, а что же будет третьим? Это - продвижение, промоушн вашего творения.

В настоящий момент число бесплатных серверов для размещения страниц перевалило за два десятка. Когда я столкнулся с проблемой выбора хост-машины, в голове крутились лишь несколько из них, наиболее популярных. Вот они: Geocities, Tripod, Xoom, Fortunecity, Webjump, "Халява" и "Чат".

Все они предлагают немного разные условия. Самым соблазнительным казался Webjump - 22 Мб пространства бесплатно плюс адрес типа [yourname].[area].webjump.com. Однако его огромный рекламный баннер, вытянувшийся сверху во всю ширину страницы и навязчиво мигающий, отбил всю охоту. Не секрет, что бесплатный хостинг основан на высокой посещаемости базовых серверов и демонстрации рекламы.

Так что количество халявных мегабайт растет с каждым годом, но вот рекламу все демонстрируют по-разному. Geocities и Tripod (оба дают по 11 Мб) выбрасывают небольшое окно с баннером прямо перед вашими глазами ("срочно посетите наших спонсоров!"), причем не дожидаясь загрузки страницы. Раздражает это не меньше Webjump'а. Geocities к тому же придумал новый логотип в виде буквы g, который "скачет" по вашей странице при скроллинге. Загвоздка в том, что логотип сделан в виде Java-скрипта, который не поддерживается некоторыми браузерами и иногда глючит. Если ваш посетитель, едва оправившись от созерцания рекламного баннера, получит сообщение об ошибке (скрипт не поддерживается), у него совсем не останется желания идти дальше.

Наиболее скромен (поначалу - никаких баннеров!) Xoom, дающий 10 Мб бесплатно. Fortunecity дает в два раза больше и, в принципе, предварительно баннеров тоже не вешает. Баннер у вас разместят, если ваша страница будет иметь очень хороший траффик - большинству страниц это не грозит, но у Fortunecity об этом свое суждение - их баннеры появляются на вашей странице внезапно и надолго. Xoom лучше - вешает баннеры на весьма редких страницах своего сервера (на моей памяти, правда, он пару раз бывал недоступен, но сейчас все исправлено). Баннеры - неизбежная "плата за бесплатность", и если они портят восприятие вашей страницы, то лучше съехать на платный хост. Се ля ви. Так что рекомендуем вам для начала выбирать любой из этих серверов. По скорости доступа они примерно равны, а адрес страницы у Fortunecity длиннее и труднее для запоминания. У Xoom'а адрес вы выберете сами, введя при регистрации логин: members.xoom.com/Yourname/.

Желающие могут поэкспериментировать с другими хост-машинами, в том числе нашими. Честно говоря, у меня они иногда не вызывают доверия. Сбои на них устраняются дольше и мучительнее.

Помнится, периодически глючил "Чат", а у "Уикенда" полгода назад были какие-то хронические неполадки. "Халява" вроде понадежнее. Наверное, у буржуев сбои оборачиваются куда большими потерями в у.е., чем у нас.

Можно зарегистрироваться сразу на нескольких хостах и перемещать по ним содержимое сайта, если возникнет необходимость. Но это лучше делать, имея постоянный URL, чтобы не путать посетителей и не тратить время на индексацию. Для этого надо создать Web-псевдоним.

WWW-псевдоним

Согласитесь, короткий URL запоминается куда проще длинного. Сколько времени вам потребуется, чтобы запомнить "meltingpot.fortunecity.com/oregon/583"? А, к примеру, "myweb.da.ru"?

Несколько фирм - владельцев доменов второго уровня - предлагают услуги по созданию бесплатных псевдонимов для URL вашего сайта. Вид псевдонима может быть разным, например, welcome.to/yourpage, fly.to/yourpage, yourpage.host.net или yourpage.da.ru. Префикс www совершенно необязателен, несмотря на распространенное заблуждение. С другой стороны, автор этих строк в свое время все-таки создал псевдоним, начинающийся с www. Почему? А народ привык. Сделаешь без - наберут с www и получат error 404.

Создание псевдонима или как его еще назвают, переадресатора, процесс несложный и подробно на нем останавливаться не будем. Достаточно набрать URL нужного вам домена (например, www.da.ru), чтобы получить ссылку на регистрационную форму и необходимые инструкции.

Продвижение

Вновь созданный сайт будет обладать минимальной или вовсе нулевой посещаемостью. Это аксиома, которую трудно опровергнуть. В первую неделю существования вашего детища нужно будет потратить максимум усилий по рекламе сайта.

Где бесплатно и эффективно рекламировать сайт? Вопреки опять же массовому заблуждению, начинать надо не с поисковых машин. Про них - отдельная песня. Найдите для начала конференции по вашей теме. Это могут быть как группы новостей типа Usenet или Fido (последняя менее эффективна - добрая половина ее пользователей не имеют выхода в Сеть), так и доски объявлений на веб-сайтах. Эффект от объявления об открытии сайта, помещенного в конференцию, может превзойти все ожидания, особенно, если конференция носит массовый характер (число текущих сообщений порядка 300 и выше).

Оставляйте записи о себе, где только можно, в конференциях, гостевых книгах других сайтов, в ряде случаев даже не подходящих по теме - человеческое любопытство воистину безгранично.

Напишите письма владельцам веб-сайтов, схожих по тематике, предложите им обменяться ссылками. В большинстве случаев это тоже дает хороший эффект. Можно попробовать сделать рассылку рекламных e-mail'ов по некой существующей базе или воспользоваться соответствующими сервисами Интернет. Но помните - спамеров не любят нигде, и ваша рассылка может не стать исключением. Тогда первое впечатление о вас как о веб-мастере будет подпорчено.

Поисковые машины

Существует около полусотни поисковых систем, добрая половина которых находится в США. Часть поисковых машин весьма специфична и непопулярна.

При регистрации вашего сайта на поисковой службе можно не бояться банальностей и начинать с самых известных и посещаемых серверов. Это Altavista, Yahoo, Lycos и Infoseek. Из русскоязычных - Yandex и Rambler. Каких-то суперэффективных и малоизвестных "искалок" не существует.

Наиболее просто зарегистрироваться на Altavista. Yahoo недавно усложнила регистрацию с якобы благой целью - улучшить структурирование поиска. Вам предлагается выбрать подходящий раздел самостоятельно, после чего вводить URL. Сделать это непросто, и зачастую регистрация вообще не срабатывает.

Lycos и Infoseek, несмотря на популярность в США, вряд ли дадут что-то новое по сравнению с Altavista. В Америке использование определенных "искалок" - дело вкуса, да и пользователей Сети там больше - отсюда огромный траффик. У нас подход к поиску - калька с заокеанского подхода. Поэтому, несмотря на хвалебные отзывы, в частности, об Infoseek, я лично пользуюсь в 90% случаев Altavista, в оставшихся - Yahoo. Доводы в пользу других машин мне кажутся неубедительными.

В России машин, подобных Altavista, до сих пор нет. Наилучшей русской "искалкой" мне видится Yandex, Rambler тоже хорош иногда (в плане структурирования). При этом в ряде случаев обе системы выдают огромные списки документов совершенно не в тему. Вызвано это, скорее всего, плохой избирательностью робота в поиске ключевых слов. Кстати, в плане регистрации Rambler странным образом усложнен, и совсем не в лучшую сторону.

Процесс регистрации вашего сайта программой-роботом займет от 10 до 18 дней. Да-да, не удивляйтесь. Все эти "йяхи" и "альтависты" получают несколько десятков тысяч URL в день и для их отбора для системы требуется время. От вас, как правило, потребуют только URL. Никакого описания вводить не надо - робот-регистратор сам отберет нужные слова с вашей страницы. Так делают не все поисковые системы, но в большинстве - это правило.

Отсюда мораль - следите за содержанием главной страницы сайта. Регистрационные роботы страсть как любят заголовки страниц, и если ваша страница названа по умолчанию во FrontPage (типа New Page 1), то и найти ее потом можно будет только по этому сочетанию и никак иначе! Не переусердствуйте в названии, пусть оно будет конкретным, типа "Большая подборка музыки в МР3" - тогда каждое из этих слов может стать ключевым для поиска. Далее по приоритету идет первый абзац с главной страницы - его тоже стоить насытить конкретными определениями темы сайта.

Теперь про универсальные регистраторы (типа AddMe и @Submit), имеющиеся в Сети, которые сами индексируют ваш сайт на многих, едва ли не на всех доступных, поисковых машинах. Сервис этот удобен, но малоэффективен. Так что лучше не полениться и сделать все самому.

Счетчики и гостевые книги

Эти элементы придают веб-сайту некую завершенность и делают его информативнее в первую очередь для создателя. Счетчики посещений представляют собой мини-программы, написанные на Perl, Java или Visual Basic. Такие программы называют апплетами или CGI-скриптами. Совершенно необязательно помещать апплет в директории (она должна называться CGI-BIN) вашего сайта. Во-первых, большинство бесплатных хост-машин из соображений безопасности не разрешают их размещение (нужная директория отсутствует), а во-вторых, скрипты можно подгружать с других сайтов в процессе загрузки страницы. С "других сайтов" - тех, которые, собственно, и предлагают бесплатные скрипты для использования. Таким образом, программа физически лежит у них, а вы лишь вставляете ее вызов в HTML-код вашей страницы.

Особый интерес представляют апплеты, которые можно положить в виде исполняемых файлов на хост-сервер, но выполняться они будут на машине клиента. Но эти программы требуют отдельной статьи, затрат времени на их создание и обеспечение корректной работы. Поэтому на них мы останавливаться не будем.

Бесплатных скриптов-счетчиков в Интернет великое множество. Большинство из них легко настраиваются. Некоторые счетчики обладают расширенными функциями, а именно - считают не только общее количество посещений, а еще и уникальные посещения - то есть одного и того же человека, заходящего к вам, такой счетчик зарегистрирует только один раз (не персонально человека, конечно, а идентификатор IP клиентской машины). Поищите сайты по теме "CGI-script, Counter", выбор очень большой.

Гостевая книга - отличный элемент обратной связи, особенно для не имеющих e-mail посетителей. В России чаще всего принято пользоваться книгами русскоязычных сайтов Guestbook и Land. Там же можно соорудить книгу на английском. Гостевые книги бесплатны, они используют переадресацию с вашей страницы на свой сайт. Книгу можно создать самому, написав ее в виде апплета. Если у вас хорошо с программированием на Java - дерзайте!

Навороты

Развитие веб-технологий часто вызывает соблазн использовать самые современные из них при оформлении веб-страниц. Это очень ответственный шаг. Часто он становится большой ошибкой.

Для примера можно взять сайт самой Microsoft. С полгода назад он был кардинально переделан и теперь сплошь состоит из Java-апплетов. Конечно, с помощью них можно организовать удобные выпадающие меню, всевозможные подсветки и интерактивные окна. Но корректно связать их между собой - задача настолько нетривиальная, что даже программистам из Microsoft она не во всех случаях удалась. Попробуйте из меню Windows напрямую попасть на страницу Windows Update и вы меня поймете. Такого количества глюков, причем непостоянных и непонятно от чего зависящих, я не встречал нигде.

Помните и еще раз помните, что браузеры ваших посетителей совсем необязательно должны поддерживать любые Java-апплеты. Более того, даже последние версии браузеров иногда досаждают фразой о том, что "скрипт не поддерживается". IE5 Public Beta такого сообщения не выдает почти никогда... Но в ряде случаев ошибок прочтения скрипта выдает просто пустую страницу!

Все новомодные технологии - это хорошо, красиво и удобно. Но пусть их будет мало, ровно столько, сколько необходимо. Поверьте, старые добрые гиперссылки на обычные HTML-документы и картинки сослужат вам хорошую службу. То же самое и про фреймы - их "научились" поддерживать почти все браузеры. А вот технология SSI, которая дает тот же эффект, но использует динамический HTML и так называемые "манеры поведения" (behaviours) для элементов страниц, пока вряд ли пригодна к массовому использованию. Да, использование SSI вместо фреймов менее трудоемко, более выразительно. В случае с большим многостраничным сайтом SSI позволяет сэкономить время для разработки и внесения изменений. Но как отреагирует на это браузер посетителя?

Если вы не хотите подвергать риску свою репутацию и обезопасить посетителей сайта от досадных разочарований, лучше идти проторенным технологическим путем.

Сопровождение

Нужно обновлять сайт не реже одного раза в месяц. Это аксиома. Не верите - попробуйте не делать этого и следить за счетчиком посещений. Но самое страшное не снижение общего числа посетителей. Многие из них в конечном итоге плюнут на ваш сайт и забудут про него. Из процессов сопровождения можно получать дивиденды по росту траффика - сообщайте во все источники, которые вы использовали для раскрутки, о каждом изменении на сайте. Рост посещений будет налицо.

Своевременно исправляйте баги - нерабочие ссылки, сбойные картинки. Совершенствуйте структуру при добавлении новых документов. Отвечайте на все вопросы и пожелания посетителей. Тогда вы будете по-настоящему уважаемы.

Так что обновление, обновление и еще раз обновление - залог жизнеспособности сайта. Ни дизайн, ни качественная информация, будучи тем не менее, неизменными, не спасут вас. Не обновляемый сайт - мертвый сайт.

Что дальше

Ну вот, сайт создан, имеет хороший трафик, отзывы посетителей. Что делать, чему радоваться?

Теперь самое время спросить себя, удалось ли добиться поставленных целей? Нашли ли вы коллег по увлечению или показали свой талант миру, удовлетворив амбиции? Если да, то дело требует продолжения.

Поверьте, несмотря на обилие информации, Интернет все еще бесконечно далек от совершенства. Даже самые "вспаханные" темы можно повторять и улучшать. В Сети всем хватит места. Интернет не имеет границ. Можно создать англоязычную версию сайта, и если она окажется интересной, вы не поверите, с какой легкостью, оказывается, можно находить друзей по переписке и хобби в других странах мира.

Можно придать вашему сайту коммерческую направленность. Это бесконечно трудно, но в случае успеха вы получите неплохой доход. Помните, что деньги в Интернет зарабатываются еще большим трудом, чем в привычной, не виртуальной жизни. Электронная коммерция потребует от вас максимальной самоотдачи, и не на кого будет ссылаться, - это лучший способ доказать самому себе и другим, чего вы на самом деле стоите.

Грустно наблюдать, как умирают известные сайты. Сегодня наметилась целая волна забвения сайтов, созданных три-четыре года назад и очень популярных когда-то. Многие веб-мастеры как бы "устают", перерастая свое детище. Нет былого энтузиазма и запала... Но и это не беда. Всегда можно придумать что-то новое. Творческие люди никогда не останавливаются на достигнутом. Конечно, любым начинаниям есть предел.

Но... В конце концов, можно просто закрыть старый сайт и создать новый, совершенно другой. Или сохранить неизменным старый, объявив его частью истории. Но нужны ли Сети пыльные страницы? Ведь ушедшие безвозвратно сайты и постоянные перемены - это и есть часть сложной сути той среды, того организма, который мы называем Интернет. 

Евгений Бубенников



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике интернет :: вебмастеру

©1997-2024 Компьютерная газета