Мультимониторная поддержка в Windows'98

С появлением обновленных "форточек" - Windows'98 - возник и вопрос о том, а что же существенно нового может нам это дать. Этот вопрос постоянно обсуждается в компьютерной прессе. И интегрированные в эту OS скандальные банальности (Internet Еxplorer), и обновленный интерфейс, и оптимизация OS, да и все остальное, что в большинстве случаев можно было бы отнести к категории "примочек", многие из которых и ранее уже были знакомы и доступны, циркулируя в виде патчей и отдельных программ - все это могло быть введено в очередную версию той же OS без лишнего шума.

Одной из самых малоприметных особенностей этой операционной системы (по уровню создаваемого в прессе шума) является ее способность поддерживать мультимониторную конфигурацию компьютера без использования специальных и дорогостоящих видеокарт. Мы помним, что приоритет в этом деле принадлежит "эппеловцам", и поэтому не считаем это идеологической революцией, однако мы все же преимущественно не "эппеловцы" и такую возможность получили впервые. И именно эта особенность Windows'98 является, на наш взгляд, и наиболее существенной, и наиболее интересной, - и практически наиболее важным отличием обновленной OS.

В прошлом проблема мультимониторной поддержки была предметом, интересующим исключительно профессионалов, и решалась (для пользователей IBM-совместимых компьютеров) только путем использования профессиональных дорогостоящих видеокарт (типа Matrox Millennium и др.), определенно недоступных для подавляющего большинства пользователей. Получалось так, что для широкого круга обычных пользователей как бы и не было ни нужды в этом, ни проблемы.

Прежде всего, целесообразно сделать небольшую арифметику. Второй монитор - это увеличение общей площади вдвое примерно за + ~ $200-250 (для 15" мониторов, к примеру). То же самое в части общей площади мы могли бы получить, заменив 15" монитор на 21" (2x152=~ 212). Однако 21" монитор вместо 15" - это уже + ~ $1500 (если совсем без претензий) и все $3000-3500, если захочется иметь что-нибудь стоящее (!). Безусловно, есть задачи, для решения которых без этого не обойтись, но во всех остальных случаях (и для подавляющего числа пользователей) 21", вместо 2x15", - это не более, чем просто журавль в небе. Однако в среде Windows'98 практически все это (а в большинстве случаев и более того, что получается в одномониторной конфигурации) можно иметь при использовании двух недорогостоящих мониторов (и второй совсем уж недорогостоящей видеокарты).

В двух- или мультимониторной конфигурации мониторы (и их видеокарты) не равнозначны. Такие функции, как 3D ускорение, а также все полноэкранные программы и DOS, поддерживаются только первой (основной) видеокартой; и для этого может быть использован только один монитор - тоже первый (или основной). В мультимониторной конфигурации видеокарты устанавливаются в той последовательности, в которой BIOS системной платы сканирует (опрашивает) слоты расширения. С этим в недавнем прошлом была связана следующая существенная проблема. Все известные нам системные платы с AGP - от ASUSTEK, CHAINTECH, GIGABYTE и др. - опрашивали вначале PCI слоты, а затем - AGP. Таким образом, основной могла быть только видеокарта PCI, что делало невостребованными и все новые видеокарты в AGP исполнении (такие, к примеру, как i740, Matrox Millennium G200 и др.), и технологию AGP в целом. В настоящее время эта проблема уже разрешена в некоторых (последних) моделях системных плат, а для их ранних модификаций разрешается путем обновления их BIOS'ов. Для новых моделей системных плат (и, соответственно, обновленных версий BIOS'ов) уже предусматривается выбор последовательности опроса слотов расширения в установках BIOS'а.

Помимо этого, при установке видеокарт следует также иметь в виду, что на разных системных платах PCI слоты опрашиваются либо сверху вниз (и в этом случае основную видеокарту нужно устанавливать в верхний слот), либо, наоборот, снизу вверх (и в этом случае видеокарты следует устанавливать наоборот тоже).

В мультимониторной конфигурации в качестве основной видеокарты может быть использована любая. Никаких ограничений в этой части мы не обнаружили, в частности, для видеокарт Matrox Millennium G200, ASUS 3DP-V3000 (Riva 128), ATI XPert@Work (Rage PRO), S3 Trio (3D), S3 Virge DX(GX2), PERMEDIA 2, Alliance AT25 + 3Dfx Voodoo Rush и др. В то же время в качестве второй видеокарты согласны работать немногие. В частности, из пяти видеокарт на чипе i740 (от Intel, ASUSTeK, ProLink, Gigabyte и NoName) в качестве второй видеокарты бесконфликтно устанавливались только видеокарты от Intel и ProLink (на разных системных платах), от ASUSTeK (на своей), а от Gigabyte - не стала работать (в качестве второй) даже на своей же матери. Отказывались работать вторыми и видеокарты на чипах Riva 128, 3D Rage PRO и др. Вероятно, существуют два аспекта совместимости для вторых видеокарт - аппаратный и программный. Вторая видеокарта должна иметь специальную поддержку мультимониторной конфигурации в драйвере, т.е. драйвер видеокарты должен быть очень свежим или входить в набор драйверов Windows 98, но иногда (например, для таких устаревших плат, как S3 Trio 64 V+/V2) даже входящие в Windows 98 драйверы не поддерживают мультимониторную конфигурацию.

Не менее важно и следующее. Наш опыт показывает, что при прочих равных в мультимониторной конфигурации целесообразнее использовать видеокарты с общей родословной. Нами замечено, что от выбора сопрягаемых видеокарт зависит стабильность работы компьютера. К примеру, в конфигурации с использованием пары видеокарт на чипах от S3 - Virge /GX2 (в качестве основной) и Virge /DX (в качестве второй) - мы практически не наблюдали зависаний, при том, что при сопряжении одной из этих двух видеокарт (на чипах S3 Virge /GX2 или DX) с любой другой (из упомянутых выше), т.е. на чипах Riva 128, 3D Rage PRO, Permedia 2 и пр., наблюдались зависания компьютера (преимущественно при работе на втором мониторе). Это не исключает, вероятно, и других удачных комбинаций, но мы можем предположить, что лучше использовать одинаковые или, по крайней мере, "родственные" видеокарты. Также производительность дополнительных видеокарт заметно падает, и особенно сильно, если основная не родственна дополнительной.

Нами были также замечены конфликты EMM с мультимониторной конфигурацией. Если дополнительная видеокарта не работает, попробуйте временно закомментировать строку запуска EMM. Если после этого видеокарта заработала, попробуйте разкомментировать EMM и удалить из строки запуска параметры типа Include (I=xxxx-xxxx) и Highscan, и др. (простейшая строка запуска: EMM386.EXE RAM). Заметим, что EMM - один из наименее конфликтных диспетчеров памяти.

Монитор на второй видеокарте следует установить вручную и настроить его отдельно, поскольку в мультимониторной конфигурации он определяется некорректно. Нельзя допускать совпадение частот обновления экрана на основном и втором мониторах, это приводит к "биениям", которые наблюдаются в форме слабовыраженных поперечных полос, движущихся вертикально в противоположных направлениях: на основном мониторе - сверху вниз, к примеру, а на втором - снизу верх (или наоборот) с периодичностью порядка одной или нескольких секунд.

При установке Optimal на первом будет максимальная частота (например, 85 Hz), а на втором - минимальная (например, 60 Hz), что снижает качество изображения на втором мониторе (и приводит к сильному утомлению). Следует на основном мониторе выставлять максимальную частоту, а на втором - на один шаг ниже.

Не следует устанавливать различное пространственное разрешение для мониторов - это приводит к зависанию (преимущественно при запуске) многих программ, например, TrueSpace 3 и AweVBank. Установка разной глубины цвета допустима. Можно использовать два метода адресации цвета - палитра (8 bpp) и RGB (High Color - 15/16 bpp и True Color - 24/30 bpp). Желательно, чтобы совпадал, по крайней мере, метод адресации цвета, но система работает надежнее, если глубина цвета совпадает точно. Замечено, что большинство приложений не отображает подсказки инструментов (tooltips) на втором мониторе - они оказываются на первом. Элементы некоторых приложений (например, Adobe PageMaker) не функционируют на втором мониторе, но работают на первом.

Из "физических" проблем наблюдалась еще и следующая. Удобнее работать, когда мониторы сдвинуты поплотнее. Тем не менее, это оказалось возможным далеко не для любых моделей мониторов. При сближении мониторов иногда наблюдается их взаимное влияние. Наиболее сильные искажения геометрии изображения наблюдались при сближении мониторов SONY, причем влияние монитора типа MULTISCAN TRINITRON CPD-100GST на качество изображения монитора CPD-100ES практически не ощущалось, а наоборот - было очень сильным. Эти мониторы целесообразно несколько раздвинуть, что разрешает проблему.

Заметим также, что для мультимониторной конфигурации целесообразно использовать только однотипные мониторы или, по меньшей мере, мониторы с одинаковой кривизной электронно-лучевой трубки. В противном случае не избежать неудобств и утомления, связанных с адаптацией зрения (под кривизну и размеры экрана).

И в заключение. Мы пока не обнаружили ни одной задачи, в которой использование двухмониторной конфигурации не давало бы дополнительных возможностей, преимуществ и удобств. В простейших случаях - это всегда электронный copy-holder под рукой (окно редактора, к примеру) и возможность переносить из него нужный материал в рабочую программу, будь то окно почтовой, версточной или любой другой программы, просто мышкой. В любых других случаях, работая в многооконной, по своей основной сути, OS и в многооконных программах, можно расселить "форточки" наиболее рациональным и удобным образом и избежать таким путем и потерь времени, и неудобств, связанных с бесконечным хлопаньем активизируемыми окнами.

Но это не все. В мультимониторной конфигурации можно и одно окно растянуть на все мониторы сразу. И это позволяет уже иметь при использовании 15" мониторов то, что невозможно получить на упомянутом выше 21" мониторе, а лишь на гипотетическом 30" мониторе - в пол-экрана, если используется два 15" монитора, и в полный экран - на четырех 15" мониторах.

Двухмониторная конфигурация компьютера определенно развращает, и отказаться от нее так же трудно, как и вернуться из изолированной квартиры в коммуналку, поскольку для многооконных операционных систем (Windows) одномониторная конфигурация так же неудобна и противоестественна, как и для человека - та же коммуналка. По этой причине Windows'98 можно рассматривать и как начало великого исхода из коммуналки для форточек.

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1999 год в рубрике soft :: win

©1997-2024 Компьютерная газета