...
...

О бедном пирате замолвите слово...

Похоже, что на нашу голову сваливается очередная административная инициатива - борьба с компьютерным пиратством. В России это прошло примерно два с половиной года назад: облавы ОМОНа на Митинском рынке, публичные сожжения компактов и прочие устрашающие действия основательно "потрясали" московскую околокомпьютерную общественность. Ждет ли наш спокойный (по сравнению с бывшей столицей нашей бывшей родины) город Минск нечто подобное? Скорее всего нет. ОМОН на ближайшие пару месяцев будет обеспечен работой более важной, чем облавы на мелких коммерсантов. А все административные меры теряют свою эффективность по экспоненте.

Не так давно я был в Москве. На Арбатской площади (в самом центре города) в подземном переходе обосновалась некая фирма, торгующая CD-ROM. Склад в бывшей каптерке для веников, стенды с дисками на каждом из многочисленных выходов. Цены в пересчете - как в Минске, ассортимент тоже ничем не отличается.

Завязался разговор с одним продавцом о дисках, от том, о сем... На вопрос "А как у вас, в Москве, с "пиратами" борются?" парень поморщился, но поведал примерно следующее. Раз в неделю милиция устраивает облаву: всех продавцов грузят в автобус, везут в отделение, читают лекцию, выписывают штраф и через пару часов отпускают.

На следующий день продавцы со своими дисками стоят на прежнем месте, а через неделю все повторяется заново. В результате - все при деле и более-менее довольны. Классический пример сочетания крутых административных мер с российским идиотизмом.

Можно долго рассуждать о потенциальном экономическом ущербе, нанесенном многочисленными пользователями нашей страны гигантам мировой софтверной индустрии. Однако, как всегда, ситуация не однозначна.

Я не буду повторять набившие оскомину доводы о разнице доходов "у нас" и "у них" и сопоставлять их со стоимостью программных продуктов. На эту тему уже все сказано.

Приобретая программный продукт, западный пользователь получает не только компакт-диск с дистрибутивом, толстые книжки с руководством пользователя, упакованные в красивую коробку. Он получает возможность консультироваться по бесплатной телефонной линии (типа 1-800-ххххххх), что для новичков весьма полезно. Он также (как правило) бесплатно получает "заплатки" к обнаруженным в пакете ошибкам. И так далее. Качество подобного сервиса будет обсуждено ниже.

В нашей странt (имеется в виду вся территория бывшего Советского Союза) практически никто из производителей программного обеспечения не имеет такого вида услуг. Мы попадаем в категорию "прочие страны", и предназначенная для нас "горячая линия" находится где-нибудь в Ирландии или Германии. Скажите, пожалуйста, много ли у нас end-user'ов, владеющих иностранным языком настолько, чтобы внятно объяснить свою проблему сервисному инженеру и понять его ценные указания? Я уже молчу о стоимости такого звонка. Поэтому пользователь, отдавший все-таки полноценные трудовые рубли за лицензионный пакет, вправе выставить производителю встречный иск за "недопоставленный" сервис. Но проще всего, конечно, сесть на автобус и съездить на местный рынок. Это и много дешевле, и консультацию у знакомого компьютерщика из соседней фирмы (подъезда) получишь без проблем.

В этом смысле поддержка пользователей LINUX организована более демократично. Пакет можно получить почти бесплатно, фактически по цене компакт-диска. Далее, если хватает мозгов, можно настраивать все самостоятельно, а если нет - можно обратиться в соответствующую фирму, которая за определенную плату восполнит ваш пробел. Конечно, на таком бизнесе шестьдесят миллиардов не заработаешь, но на хлеб с маслом (даже в западном понимании) вполне хватит. То есть, сервис оплачивается не всеми покупателями в принудительном порядке, а только теми, кому он действительно нужен.

Подобный сервис, только на другом ценовом уровне, в отечественной практике встретился мне только в бухгалтерских продуктах "1С". Базовый пакет стоит достаточно недорого, телефонная поддержка (в Минске, по крайней мере) вполне внятная и квалифицированная, а за настройку под особенности своей фирмы будь добр выложить вполне весомую сумму. Не хочешь платить - довольствуйся ведением банка и кассы либо разбирайся в настройке самостоятельно.

То, что часть тех же "1С: Бухгалтерия" работает в виде пиратских версий, отчасти даже делает рекламу: при переходе на более продвинутую (корпоративную) версию пользователь покупает легальный продукт, да еще и настройку заказывает. Тем более, что последнюю версию "1С: Предприятие 7.5" без документации настраивать ой, как непросто.

Еще дальше пошла минская фирма "Golden Software". Как-то в прессе проскочило сообщение, что фирма распространила несколько тысяч экземпляров своей программы для печати платежных документов. Продукт, конечно, функционально ограниченный, как и следует из его названия, но лично мне он нравится больше, чем "1С", по причине большей приближенности к нашим белорусским реалиям. Распространение, насколько я могу судить, идет и с помощью пиратских сборок типа "Минск-98". Чем проще продукт, тем больше вероятность того, что его будут использовать нелегально. Поэтому разработчики плюнули на потерянную выгоду от продажи дешевого пакета (раньше он стоил не то 10, не то 15 у.е.), а использовали его как приманку для потенциального клиента. Прямо по Дейлу Карнеги: "Если тебе достался лимон (на американском слэнге - предмет или явление, от которого больше головной боли, чем пользы) - сделай из него лимонад".

Кстати, на благословенной родине "Кока-колы" и персональных компьютеров пиратство тоже процветает. Правда, процент ворованных продуктов там раз в пять ниже, чем у нас. Просто так пиратские сборки там не купишь, поскольку торговля ими карается очень жестоко. Плюс к этому всеобщее стукачество (которое вводится в мозги с детского сада под названием "законопослушание") ведет к тому, что народ просто боится. Особенно на работе.

Года полтора назад я познакомился с одним канадцем, который приехал к своим дальним родственникам в Минск. Он оказался почти моим коллегой, и естественно, разговор за столом перешел на компьютеры (проклятый синдром канадских лесорубов: в лесу - разговор о женщинах, с женщинами - исключительно о лесе). Мое чудо "формозной" сборки (тогда - 5х86-133) на него впечатления не произвело, но оснащение софтом привело его в полный восторг: "Это же стоит огромных денег!!!" Краткий рассказ о происхождении программного обеспечения вызвало настороженную реакцию ("Пират-ство - это нехорошо"), но на рынок в Ждановичи он съездить согласился. Выбор его ошеломил, полчаса его грызли сомнения, но увидев, что продавцов и покупателей никто в кутузку не тянет, расслабился. Любовь к халяве взяла верх, и за следующие два часа он накупил дисков сотни на полторы "условных единиц" с пор-третами не наших президентов. Больше на тему пиратства я с ним тактично не заговаривал.

Он же рассказал мне о хваленых "горячих линиях". Естественно, что на эту муторную и нудную работу никто классных специалистов не сажает. Тем более, что львиная доля вопросов на уровне "Где находится клавиша any key?". Поэтому звонок на такую службу выливается в переключение между работниками на предмет поиска того, кто этот ответ знает и тянется 20-30-50 минут. А в результате не исключен ответ: "Вы знаете, вам надо к специалисту обратиться". При более высоком (как ни странно) уровне пользователей в нашей стране такой сервис сто лет не нужен. У нас если пользователь, способный собрать/разобрать компьютер, как автомат Калашникова, звонит в службу поддержки, то значит вопрос действительно серьезный, требующий недюжинного опыта и подготовки.

Вот и идут наши люди к пиратам и компьютерщикам, на пиратской же продукции взращенным.

Кстати, пиратские диски обеспечивают один из наиболее конкурентоспособных товаров, экспортируемых из нашей страны, - мозги программистов и просто компьютерных пользователей. Возможно, это не патриотично, зато верно.

Так что, в большинстве случаев пиратство в нашей стране - вещь необходимая и неизбежная. Единственная область программного обеспечения, где у меня срабатывает совесть, - отечественные разработки. Я еще не забыл, каким трудом зарабатывается отнюдь не длинный рубль программиста, и стараюсь в меру сил не мешать его получать другим. Тем более, что заплаченные деньги, как правило, окупаются.

Вадим Винокур


© Компьютерная газета

полезные ссылки
Ремонт ноутбуков, компьютеров, мониторов