Aureal Vortex — звук, имеющий объем

Хорошо, что спустя много лет появилась возможность оснастить персональный компьютер аудиокартой, не вызывающей претензий ни по качеству звука, ни по процедуре установки и настройки. Впрочем, те годы, в которые пользователи радовались исторгаемым компьютером хрипам и стонам - лишь бы они хоть немного членораздельными были, - не прошли даром. За этот срок на несколько порядков выросли возможности микроэлектронной промышленности, что отразилось на производительности микросхем и компьютерной архитектуры. Появлению недорогих аудиокарт с достойным качеством звучания и богатыми функциональными возможностями предшествовали, во-первых, переход на шину PCI, а во-вторых, создание новых аудиопроцессоров с невиданными раньше вычислительными способностями.

Звуковой чипсет Aureal Vortex уже с полгода тревожит поклонников компьютерных игр. Платы, на нем построенные, в продаже не залеживаются. И если вы еще не успели познакомиться с ними собственноручно, стоит помочь вам исправить эту ошибку.

Плата Pine PT2628
Конечно, со всеми платами на Aureal Vortex сразу я вас не познакомлю. Для этого надо гораздо больше места в газете, чем имеется сейчас в моем распоряжении. Предлагаю для начала рассказ о звуковой плате Pine PT2628 Shubert 64 A3D-1 PCI, недорогой (она стоит порядка $26) и весьма приличной по качеству. Начну со скучного перечисления ее характеристик и возможностей. Если цифры вас не интересуют, можете смело перейти к той части, где я поделюсь своими впечатлениями от этой платы.

Плата эта построена на чипсете Aureal Vortex первого поколения, в котором реализована технология A3D-I. Она поддерживает спецификацию 2.1 шины PCI, что позволяет ей параллельно обрабатывать несколько независимых потоков аудиоданных, не отнимая много ресурсов у центрального процессора и не замедляя работы системы в целом. В частности, на воспроизведение одного потока 16-битового стереозвука с дискретизацией 44.1 кГц уходит всего 0.5% пропускной способности шины PCI.

Pine PT2628 способна синтезировать звук с помощью волновых таблиц. Она оснащена 64-голосым синтезатором, обеспечивающим звук профессионального качества. Поддерживаются программируемые эффекты, такие как реверберация и хор, а также технология DLS, позволяющая подгружать дополнительные звуковые наборы.

При записи или воспроизведении оцифрованного звука частота дискретизации достигает 48 кГц. Плата имеет 16-разрядные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, поддерживает полнодуплексный режим работы, то есть способна одновременно и записывать, и воспроизводить цифровой звук. Полоса частот при этом составляет от 20 Гц до 20 кГц.

На Pine PT2628 предусмотрены четыре внутренних стереовхода - два для подключения CD-ROM, по одному для платы MPEG-декодера и для любого другого аналогового звукового источника. Есть также один монофонический порт, предназначенный для модема. Набор внешних портов включает MIDI-разъем для джойстика, микрофонный и линейный входы, линейный выход и гнездо для подключения стереоколонок.

Плата поддерживает технологию Plug & Play, единственная перемычка на ней предназначена для предусиления микрофонного сигнала. Ее программные драйверы обеспечивают совместимость с Sound Blaster Pro, AdLib, Windows Sound System, Direct Sound, Active X. Кроме того, они позволяют во многих играх воспользоваться преимуществами технологии A3D.

Впечатления от музыки Не скрою, что мне уже давно хотелось попробовать, что такое звуковые платы на Aureal Vortex. Да вот никак не получалось. Поэтому представившаяся возможность протестировать Pine PT2628 вызвала большой энтузиазм. С другой стороны, эта плата относится к разряду самых дешевых аудиоакселераторов на Aureal Vortex, поэтому я не ожидал от нее сверхъестественных возможностей.

С точки зрения воспроизведения музыкальных записей Pine PT2628, откровенно скажу, не показала ничего нового. С помощью программного генератора частот я убедился, что она поддерживает заявленный частотный диапазон, хотя по краям падение, пожалуй, слишком большое. Уровень шумов очень хороший - порядка 90 дБ. Шумы не прослушиваются при максимальной громкости внешнего высококачественного усилителя, не говоря уже о воспроизведении через компьютерную акустическую систему.

Музыку Pine PT2628 воспроизводит и записывает примерно так же, как и хорошо знакомые всем PCI-аудиокарты на чипсете Ensoniq 1370. То есть это уровень Creative Sound Blaster PCI 64.

Игры и позиционный звук

Гораздо больше обещает Pine PT2628 геймерам. К сожалению, у меня не нашлось ни одной игры, поддерживающей технологию A3D, но на прилагаемом к плате компакте есть несколько программ, демонстрирующих возможности позиционного звука.

В чем суть этой технологии. Если раньше в игровых программах приходилось довольствоваться предварительно записанными (и далеко не всегда с высоким качеством!) звуками, которые накладывались друг на друга по простейшей методике, то разработка аудиочипов с большой вычислительной мощностью позволила применить те же подходы, что в 3D-графике.

Аудиопроцессор строит объемную трехмерную картину игрового поля, размещая на нем источники звуков. Затем производятся вычисления, учитывающие направление движения объектов-источников, изменение положения слушателя (геймера), рассеянные фоновые звуки, все это суммируется с учетом интерференции и отражений звуковых волн от предметов. В принципе, вы получаете возможность на слух точно определить, где находится тот или иной объект, куда он движется и с какой скоростью. Как в реальной жизни.

Чипсет Aureal Vortex с помощью технологии A3D и призван с этим справляться. При прослушивании демонстрационных примеров через наушники позиционная звуковая технология произвела на меня весьма хорошее впечатление. Правда, не меньшими возможностями обладает конкурирующая технология EAX, продвигаемая фирмой Creative. Другое дело, что Sound Blaster Live! по цене нельзя сравнивать с Pine PT2628.

Подключив к аудиоплате колонки, я понял, что трехмерная звуковая картина утратила свою точность примерно наполовину. Наверное, для ее качественного воспроизведения двух колонок маловато. К сожалению, подключение полной пятиканальной акустики к плате Pine PT2628 не предусмотрено - только один выход для колонок, а не два, как на последних платах от Creative.

Что имеем в итоге?

Если сформулировать впечатления от Pine PT2628 кратко, надо заметить, что при хороших характеристиках эта плата обеспечивает достаточно высокое качество воспроизведения музыки, уступая лишь гораздо более дорогим компьютерным решениям и бытовой аппаратуре высшего класса. Игровые возможности PT2628 производят серьезное впечатление, особенно при использовании наушников. Чем больше выходящих сегодня игр будет поддерживать технологию A3D, тем выгоднее станет приобретение этой платы.

Главным недостатком Pine PT2628 я считаю невозможность подключения к ней акустической системы из четырех колонок с сабвуфером, способной с максимальной точностью передать расположение игровых объектов в окружающем геймера пространстве. К тому же и музыку на такой системе слушать приятнее - по суммарной мощности она способна полностью озвучить комнату средней площади.

С картой Pine PT2628 поставляется неплохой набор программного обеспечения. В него входят драйверы для операционной системы и два варианта мультимедийной деки - Willow Pond и Voyetra. Прилагается также программный MIDI-синтезатор Yamaha 128.

После установки драйверов для настройки звуковой карты и доступа ко всем ее функциям вам предоставляется собственная панель управления - Vortex Control Panel. Это очень удобное средство, вызываемое щелчком по значку на панели задач. Приятно, что все касающиеся звука установки собраны в одном месте и не придется долго искать, где включить ту или иную опцию. Через Vortex Control Panel можно запускать стандартные аудиоприложения Windows - Sound Recorder, Media Player, CD Player. Тут вы найдете и демонстрационные программки A3D. К программному обеспечению Pine PT2628 претензий у меня не имеется, более того, идею единой панели управления хотелось бы порекомендовать всем производителям звуковых карт.

А в целом, если позволите так выразиться, Pine PT2628 может гораздо больше, чем стоит.
Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета