CHINE

Что любопытно, совершенно французская команда CRYO INTERACTIVE больше всего прославилась своими мультимедийными игровыми проектами, события в которых разворачивались либо очень и очень давно, либо где-нибудь далеко от Франции. Например, в Египте времен Нефертити или в холодном свете какой-нибудь чрезвычайно далекой звезды в десятом тысячелетии нашей эры. Может, это случайность, но последний проект CRYO, названный CHINE, также предлагает "прогуляться" в далекое прошлое, да еще и перенестись на другую сторону планеты — в императорский Китай. Что вы, собственно, знаете о Китае? Понятно, что там живут китайцы, говорят они на китайском языке и, пожалуй, изобрели порох, которому, почему-то, не нашли иного применения, кроме как фейерверков. Ну, еще чай они там пили и европейцев к нему пристрастили. Вот и все. Так вот, могу вас заверить — о Китае, тем более о древнем, вы не знаете ничего. И я не знал. Во всяком случае до тех пор, пока не очутился в шкуре главного надзирателя при дворе одного из китайских императоров году этак в 1200-м. Завязка вышла простая, как понюшка табака. В одном из многочисленных залов не менее многочисленных дворцов Запретного Города красивым ранним утром был найден главный евнух Ванг, как обтекаемо выражаются медики, "в критическом состоянии". Однако перед тем как предстать перед светлыми очами Великого Дракона, старик успел-таки что-то там пролепетать о злых драконах с красными глазами, от лап которых он принял смерть. Вообще говоря, у Императора главных надзирателей было четверо, но с печальной новостью к нему в то утро пришел именно я, а потому мне и было поручено до заката солнца "убивцев" отыскать, их вину неопровержимо доказать и все, в комплекте, к Его Императорскому величеству на "разбор полетов" доставить. Ежели управлюсь — награды сулили мне невиданные, почести — неслыханные, а уж деньжищи — так и вообще "немереные". Правда, хоть вслух не произносилось, в противном случае ждала меня одна неприятная хирургическая операция по удалению головы... Вот тут-то я и понял, что в Средневековом Китае разбираюсь ничуть не лучше, чем свинья в апельсинах.
Все дело в том, что не одна только CRYO над этим проектом трудилась. В разработке игры CHINE приняли участие Объединение национальных музеев Франции и Canal Multimedia, что настраивает на определенный лад уже само по себе. В последний раз, когда собиралась эта компания, на свет вышел нашумевший "ВЕРСАЛЬ", поразивший многих бывалых игроманов высоким качеством воспроизведения королевской резиденции в Версале. Данный случай также не стал исключением.

Первое, что следует отметить, это скрупулезно точное воспроизведение Запретного Города, внушительного сооружения общей площадью более десяти квадратных километров. Причем графический движок позволяет рассмотреть его практически во всех деталях. Бродить, правда, разрешается не где вздумается, а исключительно между заранее намеченными точками, однако качество картинки на стыке движения и стояния совершенно не меняется. Эффект получился более чем впечатляющий.

Второе, это общая атмосфера. Честно скажу, такого я не ожидал даже от CRYO. Мало того, что все персонажи подобраны и действуют строго в соответствии с жесткой иерархией того времени. В "китайском стиле" выдержано практически все: музыкальное сопровождение, стилистика письменности, манера изъясняться, порядки и обычаи повседневной жизни, даже сам сюжет. Подобное достойно восхищения. Недаром в проекте CHINE приняли участи ведущие французские специалисты-историки. Результат получился — пальчики оближешь.
Уже после первых пяти минут блужданий по огромному древнему городу становится ясно, что без серьезной теоретической подготовки не то что преступников изловить, до собственного кабинета добраться практически невозможно. К счастью, для этого не придется искать ближайшую библиотеку и закапываться с головой в пыльные талмуды. Компакт-диск CHINE имеет огромную встроенную энциклопедию по Китаю периода примерно года с 900 по 1907. За каких-то сорок — пятьдесят минут вы почерпнете достаточно для того, чтобы, с одной стороны, понять — что там и как, а с другой — чтобы откровенно ужаснуться уровнем существовавшей тогда бюрократии. Да знай это наши столоначальники, они бы от зависти удавились. Можете себе представить: вся территория Запретного Города разбита на многочисленные зоны и перегорожена капитальными десятиметровыми стенами, на каждом углу — охрана, каждому сотруднику, исключая разве что самого Императора, выдается не только удостоверение личности, но еще и отдельный пропуск для доступа в каждое конкретное помещение, пропуска обновляются ежедневно, каждая бумажка должна пройти через руки буквально каждого дворцового чиновника. Просто ужас какой-то. А у вас времени всего часов десять...
Третье — это сами персонажи. Они очень хорошо прорисованы и действительно похожи на живых. В том смысле, что на лицах присутствует мимика, в зависимости от степени подчиненности они кланяются (опять же дифференцированно) или, наоборот, высокомерно взирают на вас то ли как на зарвавшегося варвара-оккупанта, то ли как на невесть откуда взявшегося таракана посреди благородного собрания.

Правда, эти же достоинства игры CHINE оборачиваются ее недостатками. К сожалению, разработчики слишком увлеклись точным воссозданием в виртуальном пространстве перипетий древнекитайской жизни. Видимо, на саму игру не осталось ни времени, ни сил, ни денег. Сюжет CHINE абсолютно линеен, что на рубеже двадцать первого века выглядит даже несколько оскорбительно. Вам, как главному оперуполномоченному, предстоит, минимально отклоняясь от неведомой сходу генеральной линии, пройти через контрольные точки, поговорить с ключевыми персонажами в заранее определенном порядке и собрать необходимые доказательства. Трудностей, фактически, окажется всего три: почти полное отсутствие в Запретном Городе какой бы то ни было жизни, непередаваемая своеобразность стиля общения и совершенная непонятность смысла многих логических связок сюжета. Из встроенной в игру энциклопедии следует, что одних только поваров в Запретном Городе было около восьмисот человек, плюс полсотни официантов, до двух с половиной тысяч евнухов, почти две тысячи чиновников, около пяти тысяч солдат охраны, а по ходу всего процесса вам удастся найти от силы три десятка персонажей. Из них половина — замершие истуканами дворцовые стражники, и еще четверть — антураж для подчеркивания социального статуса того или иного действующего лица. Да и с самими разговорами в CHINE дела обстоят туго. Все диалоги заранее записаны и представляют собой неизменные анимированные ролики, которые к тому же прокручиваются всего один раз. К счастью, разработчики из CRYO не стали возлагать большие надежды на вашу память и предусмотрели автоматическое конспектирование всех разговоров и сообщений. Эту шпаргалку полезно периодически просматривать, так как, в отличие от игрового процесса, конспект составлен по принципу: я сказал то-то, а он ответил то-то. Весьма удобно для анализа высказываний разных людей, ибо ваше виртуальное "я" особой дипломатичностью не отличается, предпочитая упорно гнуть свою линию и всячески пользоваться своим высоким саном.

В целом же игра CHINE получилась довольно средней. Нечто вроде одноразовой салфетки в очень красивой упаковке. Стоит один раз пройти сюжет до конца и интерес пропадает. Однако я бы все же рекомендовал CHINE в качестве полезного неординарного школьного учебного пособия по древней истории Китая и Дальнего Востока.
Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета