...
...

Пару слов о компьютерной акустике — Targa SPK41Q

kg85002a.jpg (20007 bytes) Чтобы насладиться при прослушивании музыки, надо пользоваться высококачественной аппаратурой. Это понятно. А как обстоит дело с компьютерным звуком? Бытует мнение, что звук на уровне бытовой Hi-Fi системы тут просто недостижим. Так ли это?
Помнится, в студенческие годы мы с друзьями из кожи вон лезли, чтобы обзавестись мощной и высококлассной аудиоаппаратурой. О таком разнообразии техники лучших марок, как сейчас, и мечтать не приходилось — даже советская аппаратура высшего класса была жутким дефицитом. Поэтому большая часть времени уходила на скрупулезнейшее изучение характеристик, основ построения аудиоэлектроники, споры за бокалом пива о том, какой усилитель или колонки лучше.
На цифры отвечали цифрами, причем о цене особенно не задумывались — все равно не достать, какая уж тут разница, что сколько стоит. Накопленные тогда знания не исчезли из памяти. Если коротко, то вот по каким параметрам надо выбирать хорошую аппаратуру.
Диапазон воспроизводимых частот должен охватывать все звуки, доступные уху человека. Хотя редко кто слышит звуки с частотой ниже 20 Гц и выше 18 кГц, минимальным считается диапазон 20 Гц — 20 кГц. Спад амплитудно-частотной характеристики на его краях не должен превышать 1 дБ. Другой важный параметр — коэффициент общих гармонических искажений. Приемлемый уровень для аппаратуры высокого класса — не более 0.03%. Меньше — лучше.
Необходимо также обратить внимание на соотношение сигнал/шум, которое в идеале должно превышать 90-100 дБ. Диапазон чувствительности нашего уха — около 100 дБ. Динамический диапазон аппаратуры, то есть соотношение воспроизводимых ею самых громких и самых тихих звуков, естественно, также должен быть близок к этой величине. Однако 90 дБ и выше удалось достичь только при переходе на цифровую звукозапись, аналоговые источники обеспечивают динамический диапазон порядка 40-60 дБ.
При выборе колонок следует еще учитывать мощность и звуковое давление. Если с мощностью более или менее понятно, то на уровень звукового давления часто внимания не обращают. Этот параметр также измеряется в децибеллах (реже — в паскалях) и для хорошей акустики составляет порядка 96 дБ при номинальной мощности. Почему, думаю, понятно. Общие соображения относительно колонок таковы: хороший звук дают многополосные (не меньше 3 динамиков) колонки большого объема, оснащенные фазоинвертором (возвращает часть низких звуковых волн из внутренней полости колонки в помещение).

Особенности компьютерной акустики
А вот это-то и стало препятствием при создании компьютерной акустики высокого класса. Колонки надо умудриться поставить на столе непосредственно перед пользователем; следовательно, они должны быть компактные и не слишком мощные. Их к тому же придется экранировать металлом, чтобы не создавали помех монитору, так что на резонансные качества древесины (корпуса колонок Hi-Fi не делают из чего попало, как и скрипки) рассчитывать не приходится.
Поиски решения заняли не так уж мало времени. В результате появились совершенно новые психоакустические технологии, которые сегодня успешно внедряются и в бытовую акустику.
Например, разделение между стереоканалами лучше всего воспринимается ухом в области высоких и средних частот. На низких частотах — примерно от 20 до 200 Гц — мы его практически не ощущаем. Появилась идея сделать акустические системы, состоящие из трех компонент — двух стереофонических сателлитных колонок (левой и правой) и среднего низкочастотного динамика-сабвуфера. Сателлитные колонки, воспроизводящие только средние и высокие частоты, получились компактными и дешевыми. А сабвуфер надо просто поставить на пол или ниже поверхности стола. Можно сбоку — звук все равно будет вас окружать.
Кроме всего прочего оказалось, что на вставляемой в компьютер плате ну никак нет возможности разместить высококачественный многоканальный усилитель мощности. Его перенесли в колонки, которые стали активными. Впрочем, сателлитные колонки обычно делают пассивными, помещая мощный трехканальный усилитель внутрь сабвуфера. Благо его объем это сделать позволяет.

Targa SPK41Q — недорого и круто
Пользователи чаще покупают пару активных стереоколонок для своего компьютера. Как хороши бы они ни были, все равно не смогут обеспечить такое качество звука, как трехкомпонентная система. Причина странных на первый взгляд предпочтений — акустика с сабвуфером обходится куда дороже. Правильно? Нет!
Убедиться в этом представилась возможность, когда взял трехкомпонентную акустическую систему Targa SPK41Q, которая стоит всего $55. Есть, конечно, и более дорогие системы, обеспечивающие более высокое качество звука, но и относительно простая Targa SPK41Q выглядит куда предпочтительнее двухколоночных решений.
В состав Targa SPK41Q входят две пассивные сателлитные колонки, каждая из которых оснащена высокочастотным динамиком диаметром 3 дюйма. Они компактны, снабжены удобной проволочной подставкой. Усилитель размещен в сабвуфере. Его мощность составляет 30 Вт на канал (RMS).
Заявленный диапазон воспроизводимых частот — от 20 Гц до 20 кГц. Впрочем, мне показалось, что высоких частот маловато. Возможно, виновата в этом звуковая карта, к которой я подключал Targa SPK41Q, но не исключено, что эта беда на совести сателлитных колонок. С низкими частотами проблем нет. Окраска звука — европейская, не такая мягкая, как у азиатской аппаратуры.
На передней панели сабвуфера рядом с отверстием фазоинвертора находятся органы управления колонками. Это выключатель питания (Targa SPK41Q подключается к 220 В через адаптер), удобный большой регулятор громкости, регулятор басов и две кнопки Hi-Cut и Surround — первая включает фильтр высоких частот (так сказать, шумоподавление), а другая позволяет использовать схему пространственного звучания. Если действие Surround хорошо заметно и иногда полезно, то влияния Hi-Cut на звук я так и не обнаружил. Может, к лучшему.
Если для взыскательного меломана Targa SPK41Q не подходит (возможно, виновата в этом звуковая карта), то для бодрых компьютерных игр лучше не придумаешь. И дешевле, уточню. В "стрелялках" типа Quake от разрывов ракет земля трясется, а гранаты падают и катятся с великолепным металлическим звоном. Один из экспертов, принявших участие в тестировании, даже заметил, что Targa SPK41Q мешает ему сражаться в Deathmatch — непривычно хороший и богатый звук отвлекает.
Как видите, цена уже не мешает купить трехкомпонентную систему, построенную специально для компьютерных аудиоприложений. Как-нибудь поговорим и о более дорогих акустических системах.

Роман Соболенко

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Оффшорные банковские счета