Как купить компьютер и получить от этого удовольствие

аши сограждане имеют богатый опыт общения с продавцами хлеба, мяса, стирального порошка или джинсов. Этому учила жизнь при Советском Союзе, этому продолжает учить жизнь в независимой Республике Беларусь. Опыт общения с торговлей, в среднем, скорее отрицательный, чем положительный. Покупая персональный компьютер (порождение западной технологии и атрибут западного образа жизни), мы почему-то надеемся на западный уровень сервиса при этом. Опыт общения с моими коллегами по компьютерному бизнесу в Минске и областных центрах показывает, что он уже ушел от уровня Комаровки, но еще далек не только от Манхэттэна, но и от Бульварного Кольца.
Обобщая этот опыт, попробую дать несколько рекомендаций, которые, возможно, помогут сэкономить время, деньги и нервы.

Читаем рекламу
Затраты на рекламу в компьютерном бизнесе, пожалуй, превосходят все области потребительских товаров, исключая жевательную резинку, тампаксы и памперсы. При этом сам предмет весьма разнообразен и интересен сам по себе, что позволяет часть рекламы подавать в занимательном виде, с кучей технических деталей. Это позволяет будущим покупателям приобщаться (по их мнению) к таинственному миру компьютеров, сидя в мягком кресле и попивая холодное пиво. Однако, в большинстве случаев обилие информации лишь усугубляет ситуацию, создавая полный сумбур в головах.
Разобраться в компьютерной рекламе нелегко даже для профессионала, не говоря уже об обычном потребителе. Но можно дать несколько рекомендаций по грамотному чтению "между строк" рекламных объявлений.

1. В объявлении (в 9 случаях из 10) указывается только стоимость системного блока, без монитора, иногда даже без клавиатуры и "мышки" (не говоря уже о CD-ROM и звуковой карте, без которых трудно представить современный компьютер). Причем системный блок рассчитывается в минимально возможной конфигурации, которая так же далека от пригодной для работы, как "Запорожец-965" от нормального автомобиля.

2. Следствие: не выбирайте фирму по принципу минимальной цены, даже если конфигурация компьютера Вам подходит. Масса мелочей, незаметных для непосвященного (например, процессоров AMD в наличии нет, есть Intel, который на 40$ дороже) сведут всю экономию на нет. Поскольку в республике большинство компьютеров собирается под заказ, то информацию из рекламы в большинстве случаев можно рассматривать только как анонсирование "любимых" процессоров (или других узлов) конкретной фирмы-продавца. Если цена в фирме N потрясающе низка по сравнению с конкурентами, попросите, чтобы вам рассказали о конфигурации поподробнее. Однажды мне принесли потрясающе дешевый прайс (разница в цене с нашими компьютерами была чуть ли не 100 долларов). Я позвонил и попросил посчитать некоторую конфигурацию. Сумма получилась подозрительно низкая, и я попросил уточнить комплектацию. Помимо винчестера Samsung и платы на чипсете ALI (экономия примерно 25 у.е.), в компьютере оказался не Pentium-II/300, а Celeron-300A. Когда я заметил, что это все-таки две большие разницы, мне заявили, что по тестам они почти не отличаются и сослались на мою же статью. Как говорят американцы, "no comment".

3. Многолетняя гарантия (больше полутора-двух лет) на системный блок мало что дает в реальной жизни. Маловероятно, что компьютер останется неизменным больше года: увеличится оперативная память, появится модем или новая видеокарта. Не все фирмы любят модернизировать проданные компьютеры, либо учитывают снятые при модернизации запчасти по разорительно низкой цене. Одному знакомому за системную плату Intel 430FX и Pentium-100 предложили при апгрэйде 20 (двадцать!) у.е. Конечно, я понимаю, что такие слабые системы не очень пользуются спросом, но надо же совесть иметь... Для информации: аналогичный набор стоит $60-65, если его приобретать в Ждановичах. Частники предлагают более выгодные условия, но Вы, скорее всего, потеряете право на гарантийный ремонт у продавца по пункту "признаки самостоятельного ремонта и вскрытия", имеющемуся в любом гарантийном талоне. По моему мнению, установка больших гарантийных сроков берет начало от одного анекдота про Ходжу Насреддина: "За двадцать лет кто-нибудь помрет — или я, или ишак, или султан".

4. В компьютерном бизнесе НЕ БЫВАЕТ скидок на 20-30%. Для этого надо либо "накрутить" сначала процентов 40-50, либо держать цену на некоторый товар полгода (при всеобщей тенденции снижения цен). Есть, правда, еще один вариант — намеренная дезинформация. Одна минская фирма перед Новым Годом дала рекламу, в которой анонсировалась 20% скидка на компьютеры. Ради интереса я набрал телефон фирмы. Милый женский голос сообщил, что новогодняя скидка составляет 20$ или 8 Мб памяти. Когда я поинтересовался, почему имеет место такая нестыковка, тот же голос бойко (поскольку я был далеко не первый, а скорее 101-й) сообщил, что "художник при разработке макета случайно нажал не на ту клавишу". Посмотрите на клавиатуру и убедитесь в правдоподобности этого утверждения. В правдивость только слабо верится.

5. Не обращайте внимание на утверждения типа "бесплатное подключение к Internet" или "тостер в подарок". Все такие подарки оплачиваются покупателем, причем по самому крутому тарифу.

Список подобных утверждений можно продолжать, но лучше перейдем к полезной информации, которую можно получить из рекламы.
Во-первых, по номеру телефона можно примерно определить адрес, где находится фирма. Выбирайте фирму поближе к дому или офису.
Во-вторых, иногда указываются дополнительные услуги: доставка, ремонт с выездом к заказчику, и т.д. Если Вам это действительно нужно — выбирайте такую фирму. Лучше заплатить $15 за доставку (которая подразумевает установку и подключение) компьютера из Минска за 150 км в колхоз "Красный партизан", чем везти его на грузовике и убедиться на месте, что шофер по незнанию поставил на ящик с монитором тракторный аккумулятор и раздавил его всмятку.
Как правило, подобный сервис оказывают небольшие фирмы. Крупные фирмы работают, в основном, с корпоративными клиентами, и им недосуг возиться с установкой свежей версии драйвера видеокарты на Ваш домашний компьютер.
Вот, в общем, и все. Дальше начинается этап обзвонки фирм, которые приглянулись.

Садимся на телефон

Перед тем как звонить в компьютерную фирму, желательно хотя бы примерно сформулировать основные вопросы. При этом все зависит от реального уровня познаний покупателя в тонкостях компьютерной "начинки". В общем, имеется два варианта разговора.

Квалифицированный покупатель
Этот термин подразумевает, что покупатель имеет представление о конфигурации приобретаемого компьютера хотя бы в общем виде: марка и частота процессора, объем памяти, объем винчестера, уровень видеосистемы. Если похожая модель есть в объявлении, проще отталкиваться от нее. При разговоре следует уточнить следующее:
1. Что входит в стоимость, указанную в объявлении. Иногда в стоимость не включается клавиатура и мышка, а видеокарта берется самая дешевая (например, S3 Trio 64V+ c 1 Мб памяти за 15 у.е., которая устарела морально).
2. Уточните тип и марку системной платы. Не все любят платы на чипсетах VIA или SiS, предпочитая Intel. Для обычных применений большой разницы нет, а разница в цене составляет 10-45 у.е. не в пользу Intel. Кроме того, при выборе чипсета Intel проблематична поддержка новейших процессоров (типа AMD K6-2 3D).
3. Уточните тип винчестера. Конкретные требования дать трудно, все зависит от личных пристрастий покупателя. В настоящее время лучшими из массовых моделей большинство минских экспертов считают Quantum и Fujitsu.
4. Начинайте вносить изменения: объем оперативной памяти, видеокарта, винчестер, мультимедиа.
5. Одно из самых важных устройств — монитор. Советую подойти к его выбору серьезнее всего, поскольку несколько процентов потери производительности из-за неправильно выбранного чипсета вы не заметите без специальных тестов, а монитор будет мозолить глаза (в прямом смысле) очень долго. К тому же, монитор — устройство абсолютно независимое, и если предложенная вместе с компьютером модель Вас не устраивает, смело покупайте его в другом месте.
Пара слов о небольших изменениях в конфигурации компьютера. Близкие по пользовательским параметрам видеокарты под шину AGP (например, Trident 985 и Premedia II) отличаются по цене примерно вдвое — 35 и 65 у.е., а винчестер емкостью 3.2 Гб стоит всего на 5-10$ больше, чем 2.1 Гб той же фирмы. Поэтому не пренебрегайте советами продавцов — они знают такие нюансы гораздо лучше.
Если какие-то компоненты предлагаемой системы отличаются от Вашего представления о них (например, другой чипсет — VIA MVP3 вместо знакомого Intel 430VX), не постесняйтесь спросить продавца, чем это вызвано. Не исключено, что Ваши познания просто устарели.

Не очень квалифицированный покупатель
Если будущий покупатель не очень уверен в полноте своих знаний, то он, как правило, прибегает к помощи знакомых, которые (по его мнению) больше разбираются в предмете. Советами пренебрегать не стоит, хотя с некоторой оглядкой. Часто в роли эксперта выступает соседский мальчик, у которого уже есть компьютер. Позволю себе сделать предположение о примерной конфигурации подобной машины: Pentium II-400, 64RAM, системная плата ASUS P2B, диск Ultra Wide SCSI 4.3 GB с адаптером ADAPTEC AHA-2940, видео 3Dfx Voodoo-II (или Riva TNT), монитор Sony 15'', CD ROM 32-speed, звуковая карта AWE-64 Gold, колонки с сабвуфером.
Машина, конечно, неплохая и очень даже работоспособная. Но несколько избыточная для обычных офисно-домашних приложений. Получив просьбу подобрать "современный компьютер", подобный специалист исходит из чисто технических предпосылок, забывая о решаемых на нем задачах. В результате цена подобного набора приближается к 2000$, что более чем круто для среднестатистического покупателя. Типичная "рабочая лошадка" стоит 800-900$, и ее потребительские характеристики мало чем будут отличаться.
Еще несколько цифр для ориентировки:
— самый дешевый компьютер из новых (не бывших в эксплуатации) узлов с 14'' цветным монитором стоит около 500$.
— CD-ROM, звуковая карта и колонки дополнительно стоят еще примерно 80-90$.
— 15'' монитор приличного качества добавит еще 60-70$.
Самый простой способ — это позвонить (или поехать) на фирму и честно сказать: "Мне нужен компьютер с принтером для офиса, и я хотел бы уложиться в 1000 у.е." Поверьте, что вы сообщили исчерпывающую информацию для специалиста. Вам зададут пару уточняющих вопросов относительно параметров монитора и принтера, после чего подберут конфигурацию компьютера с точностью до рубля (зеленого, разумеется), которая полностью удовлетворит Вашим требованиям.
Это кажется слишком простым, и клиенты сразу начинают искать подвох. "Неужели не обманут???" Могут, но это маловероятно. По той причине, что обман рано или поздно всплывет. Далее следует чистая арифметика: один удовлетворенный клиент приведет еще троих, а один недовольный отвадит семерых. Судите сами, есть ли резон обманывать.
И вообще, менеджер в компьютерной фирме получает зарплату за то, что он помогает клиенту в подборе товара, а не за выполнение роли переходника между телефоном и калькулятором. Поэтому не стесняйтесь спрашивать у него, что он может посоветовать; не мешайте ему отрабатывать собственную зарплату.
Желание действовать по своему разумению может вызвать в дальнейшем проблемы из-за того, что купленная техника не подходит для решаемых задач. Чаще всего это проявляется при выборе принтеров и подобного периферийного оборудования.
Ориентируясь только на цену, заказчик приобретает самый дешевый струйный принтер (например, HP DeskJet 400). Через некоторое время выясняются некоторые неприятные нюансы: картриджа хватает на неделю, стоит он дорого, а перезарядку чернилами не любит, печатает медленно и т.д. В результате он заявляется к продавцу с претензией, что ему якобы продали плохой принтер. Следует встречный вопрос продавца: а что, собственно говоря, вам нужно на нем печатать, и в каких количествах? И вдруг выясняется, что на самом деле нужен лазерный принтер с разрешением 1200*1200 dpi и скоростью печати не менее 20 ppm. Стоит он, естественно, заметно больше 140 у.е., но зато способен справиться с возлагаемым на него объемом работы за конечное время.

Соображения по поводу brand-name
В данном случае имеются в виду не компьютеры известных производлителей, а "породистые" комплектующие. Стоит ли ставить на компьютер материнскую плату подороже (ASUS или Intel) или обойтись более дешевой на аналогичном чипсете (например, Lucky Star). Разница в цене — порядка 60-80 у.е., а при нашем хроническом безденежье это более чем ощутимо. Однозначного ответа тут не может быть.
С одной стороны, чем "солиднее" фирма, тем больше денег покупатель выкладывает за громкое имя (а также за красивую коробку и пухлое руководство, которое мало кто читает). С другой стороны, дешевые платы, как правило, работают медленнее (иногда процентов на 20-30), и для ресурсоемких задач это может быть существенно. Рекламируемая сверхнадежность фирменных плат практически никому не нужна, поскольку через полтора-два года она уже безнадежно устареет, а такой срок вполне отработает какой-нибудь Super Grace или Tomato (если с самого начала не будет конфликтовать с другими компонентами компьютера).
Еще один аспект. При последующей модернизации стоимость старой системной платы, которую Вам зачтут при покупке новой, слабо зависит от ее марки, а только от чипсета. Поэтому, если в обозримоим будущем планируется модернизация, а компьютер не будет использоваться для моделирования ядерного взрыва в реальном времени, целесообразнее купить плату подешевле, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.
Вадим Винокур


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1998 год в рубрике hard :: pc

©1997-2024 Компьютерная газета