...
...

Федерация исключительно добровольного общения

С некоторых пор я ношу значок. Небольшой, круглый, в центре собачка такая симпатичная, длинноухая, дискету в зубах держит. По кругу надпись "Всемирная любительская компьютерная сеть Fidonet" и цифры какие-то непонятные. Те, кто дискету и текст издалека не разглядел, причисляют меня к обществу охраны животных. Пора внести ясность.
Так вот, я "фидошник", член этой самой Fidonet — некоммерческого сообщества людей, объединенных при помощи телекоммуникаций. Компьютер, модем и пакет специальных настроенных программ — вот все, что для этого надо. И никаких там провайдеров. Плюс самое главное — желание больше знать и уметь, желание общаться и помогать другим. Собачка — это наша эмблема, причем официальная, а цифры — мой адрес. Почему, что и как — обо всем по порядку.

Идея создания некой системы электронной почты для обмена письмами принадлежит двум американцам. Они еще в восьмидесятые годы начинали с двух компьютеров, подбирали программы, настраивали, писали что-то свое, желая просто общаться друг с другом. Потом идея понравилась другим, и сеть стала разрастаться. Название свое она получила от распространенной клички дворовых собак в Америке — "Fido" (что-то типа наших "Шарик" или "Жучка"). Эти непородистые, но очень дружелюбные и преданные существа несут в себе, на мой взгляд, основу философии FodoNet. Ведь, строго говоря, Fido — некоммерческая, бесплатная система электронной почты. Ее еще называют сетью друзей. Это значит, что никто из членов сети не извлекает никакой материальной выгоды из своего членства, получение адреса бесплатное, и вся эта структура (с нескольких машин в США в 1984 году до 5 тысяч станций по всему миру в 1989-ом) держится исключительно на всех этих энтузиастах.
Возможно, причиной такого бурного роста Fidonet являются правила поведения, которых должен придерживаться каждый член сети. Каждый человек, подключенный к Fidonet, должен вести себя корректно. Не допускается оскорбление коллег, разжигание межнациональной розни. Существует строгий запрет на использование Fidonet в коммерческих целях, т.к. люди, передающие ваши письма, не преследуют никакой коммерческой выгоды и было бы неэтично использовать чью-то добрую волю в своих корыстных целях. И, самое главное, члены сети должны подчиняться законам страны, в которой они живут. Ни в коем случае переписка не должна использоваться в преступных целях. За исполнением всех этих требований строго следят координаторы сети Fidonet. Если какой-либо член сети нарушил хоть одно правило, он немедленно будет отключен без права когда-либо снова подключиться к Fidonet.

Как же это все устроено и работает? Основой Fidonet являются узлы — компьютеры с модемом и настроенным пакетом специальных программ. Узел в терминологии Fido зовется по-английски Node, или на жаргоне "нода". Хозяин такой ноды зовется SysOp ("сисоп"), и он является полным хозяином своей станции. Он предоставляет доступ к сети, кроме себя самого, еще и "пойнтам" (от англ. point — точка). Это люди, у которых тоже есть компьютеры и нужные программы и которые держат связь со своим узлом (он для них является "боссом") и, передавая ему некую информацию, могут общаться с другими членами сети. Дело в том, что узлы тоже связаны между собой обязательством регулярно звонить друг другу и принимать или получать информацию. Таким образом, пройдя порой долгий путь через несколько узлов, ваше письмо из Минска через какое-то время будет прочитано в Киеве, Москве или еще где-нибудь.
Для того чтобы как-то упорядочить всю эту тучу народа и сделать так, чтобы ваше письмо дошло, куда надо, есть система адресов. Мой адрес, например, выглядит так: 2:451/11.42. Первая цифра до двоеточия означает зону. В FidoNet весь мир поделен на шесть зон. Мы с вами живем во второй. 451 расшифровывается как 45-ый регион, сеть номер 1. Зоны делятся на регионы (45 — Беларусь,50 — Москва, 46 — Украина), регионы на сети (более местные деления). Единичка соответствует Гродненской области, а, например, 0 — Минск, 4 — Брест. После наклонной черты идет цифра 11 — номер узла. И наконец, после точки — мой номер на узле, мой "пойнт".
О количественном составе узла трудно судить по номеру последнего пойнта, поскольку номера в процессе занимаются и освобождаются, девушки выходят замуж, на время забрасывают виртуальное общение, кто-то переезжает, кто-то в силу различных причин переходит на другой узел и так далее. Однако фидошников довольно много — по моим примерным прикидкам в 45 регионе нас около двух с половиной тысяч. И вряд ли человек, однажды "попробовавший" Fido, сможет забросить это дело навсегда.

Адрес каждого вновь прибывшего вместе с сетевым именем (это написанное латинскими буквами имя и фамилия) и другой технической информацией фиксируется в так называемом пойнт-листе. Этот список периодически обновляется и рассылается всем участникам, чтобы они могли писать друг другу письма. Объем зонального пойнт-листа очень велик, поэтому обычно используется региональный вариант. Вдобавок есть ноделист (список узлов, тоже обновляемый), чтобы узлы могли работать друг с другом, а также чтобы письмо, посланное вами в другой регион, благополучно дошло по назначению. Ведь программам вашего босса нужно знать, на какой узел (из всех, на которые он звонит) отправить ваше письмо, чтобы оно кратчайшим путем дошло до адресата. Для этого используются хитрые правила маршрутизации, но чтобы это все работало, сисопу нужно правильно настроить свою "ноду".
Итак, если кто-то захотел присоединиться к армии фидошников, что он делает? Как правило, все начинается с путешествий по так называемым BBS-кам. В компьютерной прессе (или у друзей) узнаем телефон и время работы одной из таких станций. Компьютер, модем и любая терминальная программа у нас есть. Звоним на эту самую BBS (Bulletin Board System — электронная доска объявлений). Весь наш диалог ведется с программой, установленной на том компьютере, который ответил на наш звонок, но при желании можно позвать и "поговорить" (набирая слова на клавиатуре) с сисопом, хозяином BBS. Он может оказаться фидошником, а его компьютер вдобавок узлом Fidonet, и тогда можно договариваться о выделении адреса. В любом случае, работа с BBS приносит пользу — скачав оттуда список ближайших узлов с координатами их сисопов, можете обратиться туда, к тому же на любой из таких станций масса полезной информации: программы, документация, устав Fidonet и так далее. При личной встрече, по телефону или же при электронной переписке сисоп вправе поинтересоваться вашими знаниями в области компьютеров (никому не хочется лишних проблем), профессией, а также другими данными. А при выделении адреса он снабдит вас необходимыми программами и поможет в настройке. Обычно у сисопа уже есть готовый пакет, в котором надо только прописать свой адрес и еще кое-какие мелочи, основные же параметры уже заданы и все готово к работе. Выбранный вами узел может работать круглосуточно, а может и в определенное время. Режим этот нужно строго соблюдать, ведь этот номер телефона может использоваться сисопом и для других целей.

Когда ваша программа набирает номер и соединяется с компьютером узла, они обмениваются специальной информацией, включающей в себя ваш адрес и пароль. И если все верно, то есть программа узла "узнала" в звонящем одного из своих пойнтов, она может "отдать" приготовленные для него файлы и принять что-то от него. Что там может быть? Ну, во-первых, это собственно письма — так называемый "нетмайл". Во-вторых, есть такое понятие, как эхоконференции ("эхи"). Они представляют собой тематические области, куда можно писать письма, и они будут прочитаны всеми, кто "подписан" на данную конференцию. Там обсуждаются различные вопросы по теме конференции, есть определенные правила поведения и есть человек, который следит за выполнением этих правил всеми подписчиками. Другими словами, эхоконференции представляют собой циркулирующие между узлами-подписчиками файлы с письмами, эти файлы получают все участники и хранят базу данных с письмами конференций у себя на компьютерах. Подписчиками, строго говоря, могут быть только узлы, и приходящие на узел письма со "свежими" сообщениями рассылаются пойнтам, которые на них подписаны (пойнт может подписаться только на те конференции, на которые подписан его нод). Чтобы подписаться, надо написать письмо на адрес узла со специальной командой — и программа, следящая за подпиской, зарегистрирует ваш адрес и будет с этого момента слать вам все письма, что будут приходить на узел в рамках этой конференции. Есть еще другой вид конференций — "файлэхи", там, вместо писем, регулярно приходят файлы, например свежие пойнт-листы, новые версии антивирусов или какие-нибудь другие полезные программы.
Тематика эхоконференций самая разнообразная. Здесь и программирование и отдельные его направления, настройка разных программ, кулинарные рецепты, уход за животными, свежие анекдоты, ремонт техники, новинки видеофильмов, любовь, знакомство с противоположным полом, книги, музыка... В общем, когда говорят, что в том же Intenet'е есть все, то Fido ничем не хуже. К тому же есть определенные преимущества. Во-первых, фидошные программы отличаются разнообразием настроек и способностью работать в автономном режиме без участия оператора. Вы пишете в специальном редакторе письма, "заказываете" нужные вам файлы из списков (или сначала сами списки). А в нужное время (да хоть ночью) ваш компьютер в состоянии сам позвонить на узел (или узлы, ведь никто не мешает вам быть пойнтом у двух или более боссов) и "скачать" нужные вам файлы, передать написанное вами и получить свежую почту. Не получится дозвониться с первого раза — через какое-то время попробует снова, упакует для отправки и распакует принятое, поздравит друга-фидошника с днем рождения, написав ему письмо, а все свои действия запишет в журнал, надо только все это настроить.

Во-вторых, в конференциях фидонет очень много людей, опытных профессионалов в том или ином деле. И это не обязательно компьютерщики и программисты (которых, наверное, большинство), но и юристы, музыканты, садоводы-любители, строители, радиоинженеры, экономисты, журналисты, медики, автомеханики, повара и кулинары. Пусть для них это всего лишь хобби, но их совет может оказаться как раз к месту. Они привыкли к такому общению, они готовы вам помочь и вы сами можете быть им полезны. Они все теперь ваши друзья, разве это плохо?
В-третьих, на узлах (и не только) лежит огромное множество самых различных программ, текстов и другой нужной информации, и, столкнувшись с какой-нибудь проблемой или подыскивая какую-нибудь программу, вы наверняка сможете ее там найти. Фидошники вообще решение любой проблемы начинают с вопросов в конференцию — вот имею тут такие-то "грабли", если кто по ним уже "находился", помогите советом. И то правда, зачем изобретать велосипед?
Fidonet — это целый мир, со своими законами, неписаными правилами, традициями и жаргоном. Вы никогда не видели группу молодых (и не очень) людей, пьющих пиво где-нибудь в парке или в лесу у костра и при этом использующих в разговоре малопонятные окружающим слова и выражения? Так, может быть, вы были свидетелем "сисопки" или "пойнтовки" — регулярных встреч фидошников. И несмотря на то, что Fidonet "любительская" и "некоммерческая", большинство этих людей настоящие профессионалы своего дела (а остальные скоро ими будут). Попробуйте сами без посторонней помощи настроить пакет программ для пойнта или открыть узел и набрать с десяток пойнтов — сразу поймете, о чем я говорю.
Эти люди не лишены чувства юмора, и интересы их не ограничиваются компьютерами и Fido как таковыми. Здесь очень интересно, в конференциях жизнь кипит ничуть не хуже, чем в неформальных "посиделках" на кухне "за бутылкой чая". Я в фидонет уже около восьми месяцев и ни разу не пожалел, что приходится ежедневно "забирать" почту (хотя это делает за меня мой компьютер, пока я сплю), чтобы она не скапливалась на диске у босса, что нужно периодически возиться с настройками программ, чтобы поддерживать все это хозяйство в нормальном виде, что надо отвечать на письма, которые приходят лично мне, ежедневно перечитывать десятки писем в конференциях, выискивая полезную для себя информацию, отвечать, если знаешь, спрашивать, терпеливо ждать ответа. Ведь каждый день узнаешь что-то новое, полезное, постоянно держишь себя в профессиональной форме.

И потом, все не перестаешь удивляться, как умно организована и как четко функционирует такая большая и сложная система. Вот представьте себе, вы набрали письмо в редакторе, сохранили. Указали там имя, адрес. При запуске программы она отправила это письмо вашему боссу. Там другая программа "переложила" этот файл в нужный каталог, чтобы при прозвонке на нужный узел письмо попало туда. Там оно еще раз отсортировалось, и так до победы — пока тот человек, которому вы это письмо пишете, не попадет к нему на компьютер. У боссов тоже есть адреса, только той части, что после точки, у них нет. Быстрее всего письмо дойдет до человека, который числится на вашем же узле.
А вот, скажем, конференции. Вы читаете, например, обсуждение видеофильмов. И решили высказать свое мнение. Отвечаете на выбранное письмо, цитируете пару его строк, дописываете свои измышления (все это в удобном, настраиваемом редакторе) — и ваше письмо попадает на узел. Там оно попадет ко всем людям, подписанным на эту конференцию, а также будет переслано на другие узлы. Подписчики его получат, прочитают, что-то вам ответят. Вот и разговор получился. Случается, что обсуждение какой-нибудь темы в конференции тянется неделями, а породивший этот разговор своим вопросом уже давно и думать о нем забыл. Некоторые даже такой тактики придерживаются: влезть, изложить свое мнение (пусть даже заведомо ошибочное) и потом наблюдать, как на тебя "наезжают". А в споре, как известно, рождается истина.

Главное в любой "эхе" — соблюдать ее правила. Они периодически публикуются, то есть модератор (главный в эхе, ее, так скажем, сисоп) посылает письмо, адресованное всем (просто в поле кому написано "All", ведь в эхе все письма читаются всеми, но кому оно конкретно адресовано в данный момент, всегда указано). В этом письме излагаются правила (тематика, язык, то, о чем запрещено писать, и так далее) и четко определено, какие наказания могут последовать за их нарушение. А наказать модератор может очень строго: от предупреждения до отключения на большой срок. Он пишет официальное письмо сисопу узла, чей пойнт провинился, и тот в настройках своего пакета ставит соответствующие отметки. И как бы вы ни старались, ни одного письма из этой эхи вы не получите и писать туда не сможете, ваши письма будут игнорироваться. Мало того, модератор может даже весь узел "отрубить". Как бы ужасно все это ни звучало, соблюдать правила несложно, достаточно не писать анекдотов в эху по философии, не обсуждать погоду в конференции по визуальному программированию и вообще вести себя прилично.
Со временем на диске вашего компьютера скапливается большой объем писем (письма разных конференций объединены в базы данных специального формата). Однако можно их периодически "чистить" с помощью редактора, а также ваша программа, ответственная за обработку конференций (она называется эхопроцессором), может быть настроена таким образом, что сама будет "убивать" старые письма, оставляя в базе только сообщения месячной (или как настроите) давности или же последние 100 сообщений. А еще в фидо часто встречаются так называемые "роботы" — программы, автоматически производящие какие-то действия. Ну, например, робот у моего босса поздравляет пойнтов с днем рождения, посылая соответствующее письмо в конференцию. Как правило, на каждом узле есть пара-тройка "локалок", подписчиками которых являются только члены этого узла или еще пару близлежащих ему "дружественных" узлов. Эта программа делает все сама, ведь босс тоже человек и может забыть. Главное, чтобы он не забыл ее настроить, то есть прописать для всех пойнтов рядом с адресом дату рождения и сочинить поздравительный текст. Другие роботы могут например, подсчитывать статистику на узле и писать в эху соответствующий отчет: кто больше всех "качает" почты, кто больше передает файлов и так далее. А есть еще так называемые FAQ-серверы. FAQ — сокращение от англоязычной фразы "часто задаваемые вопросы". Такие программы занимаются тем, что отвечают на письма с вопросами по конкретным темам, управляются они специальными командами и, обрабатывая эти команды, "роются" в своих базах данных и пишут письма с ответами. И все это без вмешательства человека.

Ну, и наконец, все это бесплатно. Только абонентская плата за телефон. Но вы же и не качаете сотни килобайт только для того, чтобы увидеть во всей красе интернет-страничку фирмы Microsoft. Количество времени, в течение которого ваш телефон занят под нужды фидонет с хорошим модемом, составляет в среднем максимум 20 минут в день, даже если вы подписаны на десяток-другой конференций. А при нашем качестве линий это немаловажно.
Ну, вот, наверное, и все, что я хотел рассказать вам о Fidonet. Для первого знакомства, по-моему, достаточно, тем более, что, как оказалось, в редакции тоже есть "наши люди" и тема, скорее всего, будет продолжена. Я намеренно не вдавался в технические и исторические подробности, не собирал специально материал для этой статьи. Все вышеизложенное — мое личное впечатление и мой личный опыт общения в Fido. Дружеская переписка с людьми, которые находятся от тебя порой за тысячи километров и которых ты никогда не видел и не увидишь лично, обсуждение проблем, океан полезной информации — все это Fido. И здесь никто никому ничего не должен, кроме взаимного уважения, строгого соблюдения правил и следования принципу "помогай, старайся отвечать на вопросы, какими бы примитивными они тебе ни казались, сегодня ты помог кому-то, завтра тебя забросают письмами в ответ на твой вопрос или просьбу о помощи". Это нелегко, это отнимает довольно много времени, но поверьте, она того стоит, эта самая Федерация Исключительно Добровольного Общения (сокращенно ФИДО).
Андрей Кулабухов

© Компьютерная газета

полезные ссылки
Оффшорные банковские счета