...
...

Путешествие по виртуальным морям

Путешествие по виртуальным морям

Есть в жизни вещи, привлекающие многих людей. Одно из таких явлений - море. Не песчаный или галечный пляж, а именно море. Соленые брызги волн. Паруса, наполненные ветром. Ревущие шторма. Красота. Помните картины Айвазовского? Вот уж кто тонко чувствовал море! Мне кажется, что с переходом на двигатели внутреннего сгорания мы лишились огромной части прекрасного. Кто хотя бы один раз видел трехмачтовый барк "Товарищ" или "Крузенрштерн", идущий под всеми парусами, тот меня поймет. Я уже не говорю про знаменитую "Catti Cark", признанную самым красивым парусным судном всех времен. Хотя, конечно, и нынешние корабли не лишены своеобразной красоты. От океанских круизных лайнеров так и веет урбанистической красотой в стиле "техно" и ощущением несокрушимости (хотя иногда ощущения бывают обманчивы).

К сожалению, мы живем в стране, где нет выхода к морю (побережье Минского моря не в счет) и прелести морской романтики, увы, недоступны. На первый взгляд. К счастью, Интернет все же есть даже у нас, и значит еще не все потеряно.

Как и в любом другом увлечении, путешествие в морской мир начинается со всяческих журналов на морские темы. Один из них так и называется: "Море: морской журнал России" (www.ocean.ru/marine/marmagr.htm). На сегодняшний день опубликован уже третий номер "Моря", доступный совершенно свободно. В последнем номере особый интерес вызывают рассказы очевидца гибели парома "Эстония". Того самого, что затонул по непонятной пока причине во время рядового рейса двадцать восьмого сентября тысяча девятьсот девяносто четвертого года. Статья называется "ОН СИДЕЛ С ФОТОАППАРАТОМ В РУКАХ НА... ДНИЩЕ ТОНУВШЕЙ "ЭСТОНИИ"" (www.transport.ru:8100/2_period/more/95_11/estons.htm#E27E4). Это рассказ 34-летнего техника-лаборанта Микаэла Эуна из шведского городка Нурсборг. Он оказался в числе последних пассажиров, которым удалось добраться до открытой палубы "Эстонии". Судно уже так накренилось, что было трудно стоять. Все же швед успел найти красный спасательный жилет и одеть его на себя. А потом паром уже совсем стал ложиться боком на воду, вот почему Микаэлу, а он находился на обращенной к темному небу стороне, ничего не оставалось, как выползти на почти горизонтальный борт судна. Постепенно "Эстония" переворачивалась килем кверху. И швед, карабкаясь, выполз, в конце концов, в кромешной тьме на самое днище парома. "Когда я сидел на днище, - рассказал потом журналистам Микаэл, - увидел вдали огни двух других паромов, которые спешили нам на помощь. А внизу, в воде мигали небольшие аварийные лампочки спасательных плотов. Все остальное было во мраке..." Тут надо помнить, что на самой "Эстонии" освещение погасло раньше, а в тот момент вся ее надводная часть была уже под водой. Микаэл вспомнил, что в кармане его куртки лежал небольшой фотоаппарат "Олимпус", оснащенной вспышкой. Швед вытащил его и стал нажимать на спуск, освещая днище для ориентировки. Затем Микаэл сообразил, что вспышка дает сигнал подходившим паромам, поэтому он продолжал нажимать на кнопку спуска до тех пор, пока в "Олимпусе" не кончилась цветная пленка. Когда паром стал совсем уходить под воду, набежала огромная волна, которая смыла Микаэла в море.

Море, это огромный мир со своей жизнью и со своими опасностями. Это как горы или автономные путешествия в джунглях. Морской флот, по моему мнению, делится на большие лайнеры (очень похожи на плавучие острова для временного выхода сухопутных в открытое море, т.е. когда уже не виден берег...) для отдыха при минимальном риске и максимальном сервисе, грузовые суда (обычные трудяги моря) и яхты. Мне кажется, именно яхты сегодня сохранили дух морских странствий, когда человек остается в самом прямом смысле один на один со стихией. Сходите на www.ocean.ru/marine/ygalery.htm и увидите небольшую фотогалерею всевозможных яхт. Под парусами и в штиль. Это действительно очень красиво. А еще такие фотографии позволяют, пусть несколько поверхностно, почувствовать безбрежность и силу океана, а также крошечность суденышек, вышедших с ним посостязаться. Надо обладать недюжей силой воли, характером и смелостью, чтобы решиться на такой шаг.

Море имеет такую же длинную и интересную историю, как и все сухопутное. Взять хотя бы первенец флота Российского - "ШТАНДАРТ" (www.transport.ru:8100/2_period/more/95_11/statya1.htm#E28E21).

"Штандарт" строился по чертежам Петра 1 при его непосредственном участии с 24 марта по 22 августа 1703 года. Первые годы Петр Михайлов был его капитаном. В качестве флагманского корабля "Штандарт" принимал активное участие в Северной войне вплоть до 1719 года, когда по указу Петра был помещен на стоянку в Кронверкскую протоку, где должен был "сохраняться вечно как первенец флота и памятник отечественного кораблестроительного искусства". Фрегат "Штандарт"' получил свое имя в честь изменения царской геральдики в связи с завоеванием Балтийского моря: прежде двуглавый орел на императорском штандарте держал в лапах и клюве карты трех русских морей; теперь же "четвертое море присовокуплено".

В последнее время стало модным из конъюнктурных соображений печатать всякие глянцевые буклеты на исторические темы. В том числе и про наиболее известные суда. Зарубежные и отечественные. Какими убогими является большинство из них. Я думаю это все потому, что тираж маленький, дальше одного города или одной республики не уйдет, да и профессиональных историков вряд ли заинтересует, а для остальных и так сойдет. Интернет - дело другое. Любую страницу (если она, конечно, интересная и привлекательная) могут посетить миллионы человек независимо от национальной принадлежности, вероисповедания или географии проживания. Тут уж халтура не проходит. Поэтому web-сайты всегда оказываются значительно интереснее, качественнее и информативнее, чем печатные издания. Исключения из такого правила лично мне встречались крайне редко.

Так уж вышло, что море неразрывно связано с военной историей, а история флота, это прежде всего летопись военных походов, ожесточенных сражений и морских десантов. Понятно, что и в Сети чаще всего встречаются описания событий тех дней, если мы говорим об истории.

Например, "ПРОКЛЯТЫЕ ДАРДАНЕЛЛЫ" (www.transport. ru:8100/2_period/more/96_1/dardanl.htm#E27E6). В старинных английских лоциях сказано: "Дарданелльский пролив имеет длину порядка 36 морских миль с несколькими крупными изгибами, затрудняющими плавание. Пролив достаточно широк - в среднем 3 мили. Но имеются и узости. Так, на траверзе мыса Чанак ширина свободной воды составляет всего 0.7 мили или километр с четвертью... Природа здесь, несмотря на недостаток пресной воды, красива и экзотически живописна..." С этих живописных высот в 1915 году смотрели на фарватер больше полутора сотен артиллерийских орудий калибром от шести до пятнадцати дюймов. По ночам темноту рассекали пронзительные лучи стационарных прожекторов, чтобы никто не мог незамеченным проникнуть в эти воды. Турция, верная союзница Германии в Первой Мировой войне, бдительно стерегла единственную дорогу из Средиземного моря в Черное. Обороной пролива руководили опытнейшие германские офицеры. Даже сами воды Дарданелл несли смерть. С начала боевых действий турки выставили здесь десять минных полей - около четырехсот мин в общей сложности. Для того чтобы обеспечить полное господство Антанты в Восточной части Средиземного моря и наладить короткий путь для связи с союзной Россией, Главный Морской Штаб Великобритании разработал план уничтожения дарданелльских укреплений. Объединенная англо-французская эскадра должна была под огнем береговых батарей неприятеля преодолеть пролив, разгромить турецкие форты на обоих берегах, пробиться к Константинополю и взять город. После падения столицы, как предполагали лорды британского Адмиралтейства, Турция неизбежно должна была покинуть ряды воюющих держав. Впоследствии союзники предприняли самую крупную и самую безуспешную высадку морского десанты за первую четверть двадцатого века. А на то время этот десант был вообще самым грандиозным в истории мирового флота. Те события историки называют дарданелльской десантной операцией. Ее придумал, между прочим, тот самый Черчилль, который Уинстон, который руководил потом Великобританией во Второй мировой войне.

В Интернет очень много виртуальных морских музеев самого разного толка. От кибернетических копий обычных музеев до своеобразных выставок на конкретную тему. Спрашивайте в поисковых службах, там укажут много путей.

Любое судно есть творение рук человеческих. Если их прикладывали с умением и любовью, то получаются чудесные корабли. Большие и маленькие. Всякие, но всегда красивые и привлекательные. Взять хотя бы www.ocean.ru/marine/oyster.htm, страницу фирмы "Ойстер". Эта фирма уже в течение последних двадцати двух лет считается стандартом в мире яхтостроения. Да, именно так, стандартом является сама фирма. Потому что примером к подражанию служит практически все. Проекты и технические решения (некоторые из них представлены на web-странице), технология производства, дизайн помещений. Практически все. В Великобритании "Ойстер" так же известна среди яхтсменов, как BMW среди автомобилистов Германии да и всего мира.

История фирмы Ойстер началась 23 года назад, когда ее основатель и постоянный Председатель Ричард Мэтьюз победил на соревнованиях East Coast Offshore Championship на маленьком Hustler-25.5 под названием UFO.

Желая закрепить свой успех, Мэтьюз привлек судовых архитекторов Holman&Pye к проектированию 34-футовой крейсерской гоночной яхты UFO-34. С тех пор уже продано более 150 яхт. Хотя компания начала со строительства гоночных крейсерских яхт, сейчас она производит яхты для плавания в открытом море в комфортабельных условиях с максимально легким управлением. Компания предлагает наиболее полный спектр таких яхт длиной от 40 до 80 футов (12-25 метров). Типичным и наиболее популярным типом яхты является Oyster-55, ставшая двукратным победителем гонок Antigua Race Week среди почти 140 участников. Отличительной чертой большинства крейсерских яхт Ойстер является наличие так называемого палубного салона (Deck Saloon), который был впервые разработан Ойстером и стал очень популярным в последнее десятилетие. Одним из новых типов яхт, пущенных в серию в 1995 году, является Oyster-61. Эта яхта классического типа, являющаяся развитием типа Oyster-55.

Я не рекламирую яхты, просто только на фирменных страницах это чудо рук человеческих представлено во всей красе. Издали и вблизи. Внутри и снаружи. Только тут и на регатах. Да, кстати о регатах. Понятно, что как и автомобили, яхты существуют только ради двух предназначений. Просто езды и гонок. Да, гонок, которые во флоте парусном называются регатами.

Если бы вы знали, как много различных регат ежегодно проводится на нашей планете. От почти что ритуальных, например гонки вокруг какого-нибудь малюсенького островка на крошечном озере на приз муниципалитета, до грандиознейших забегов типа кругосветных плаваний или гонок через Атлантический океан на приз "Голубая лента Атлантики".

В конце девятнадцатого века, когда из Старого света в Новый и обратно перемещалось уже очень много людей и грузов, ходили всевозможные суда (от парусников до пароходов), был установлен приз. Его назвали "Голубой лентой Атлантики" и вручали тому гражданскому судну, которое пересекало Атлантический океан быстрее всех в обоих направлениях. Размер судна и тип двигателя в расчет не принимались. Решающей была исключительно скорость. Оно и понятно, обладатель "Голубой ленты" получал такое паблисити, что мог не беспокоиться насчет грузов и пассажиров. Они попросту валом валили. С тех пор много воды утекло. Океан быстрее и удобнее пересекать не на корабле, а на авиалайнере. Тем не менее, однажды учрежденный приз до сих пор оспаривается различными энтузиастами. Правда, теперь существует некоторое деление на классы судов. Свою "голубую ленту" разыгрывают яхтсмены, свою - пилоты реактивных катеров, и т.д.

Некоторое представление о мировых парусных регатах можно получить, если заглянуть на страницу www.ocean.ru/marine/sail_e.htm "Sailing Resources on the WWW". Более сорока наименований только общих гонок под парусами. А еще и регаты по конкретным классам яхт, гонки, посвященные выдающимся событиям, состязания, учрежденные известными людьми и проводящиеся конкретными яхт-клубами. Изумительное разнообразие. Настоятельно рекомендую посетить.

Вообще-то, это скорее для спортсменов и совсем уж увлеченных фанатиков. Хотя многие клубы, опубликовавшие свой адрес на этой странице, более чем популярно объясняют и правила состязаний, и особенности навигации, и тонкости хождения под парусами, а также поместили множество фотографий, рассказов участников и наблюдателей, турнирные таблицы и множество прочих интересностей.

Правда, говорить о регатах можно только в академическом плане. К сожалению, пока исключительно профессиональные яхтсмены могут позволить себе поучаствовать в мировых регатах. Все упирается в банальное отсутствие средств. Сама по себе яхта стоит очень и очень дорого. Особенно яхта гоночная. Еще далековато до времен, когда поучаствовать смогут себе позволить просто увлеченные люди. Зато уже вполне возможно просто прокатиться на хорошей яхте с обученным экипажем.

В Сети существуют и фирмы, предоставляющие всем желающим прогуляться под парусами. Например, фирма "Семь яхт" (www.ocean.ru/marine/7ycht_r.htm). Она предлагает российским клиентам чартерные услуги по более чем 40 яхтам на Мальте и большому числу других яхт через партнеров-брокеров в Средиземном море. Они также предлагают новые и подержанные яхты на продажу на российском рынке. Для иностранных компаний-владельцев "7 ЯХТ" предлагает команды профессиональных мореходов для сопровождения по цене в 2 раза ниже стандартных. Реклама, конечно, но она все же двигатель торговли, а значит достаточно скоро парусные яхты из совершенно отвлеченного понятия превратятся в развлечение доступное многим.

В общем, даже живя вдали от морского берега, очень даже можно слегка приближаться к нему с помощью Сети. Во всяком случае следить за парусными регатами и происходящими приключениями через Интернет гораздо удобнее, чем по телевизору. Ящик если показывает регаты, то исключительно в виде коротких информационных вставок в потоке мировых новостей, а WWW позволяет сесть уютно с большой чашкой горячего какао (или чего покрепче) и на часок-другой стать зрителем грандиозного действа, именуемого международной парусной регатой, причем зрителем особенным, можно сказать даже привилегированным, ибо кого еще будут возить с комфортом по океану, чтобы показать, как выглядит та или иная яхта в открытом море. А на серверах такого добра очень много. Стоит только заглянуть. Например, на people.netscape.com/flc/calendar/index.html, поисковик по регионам на тему парусных регат, или на www.usvi.net/usvi/activities/rolex/html/photo.htm, Интернет-журнал Neil Rabinowitz, страница регаты на приз Roltx. Там интересно!

И напоследок, в сентябре 1998 года началась одна из самых захватывающих и грандиозных океанских гонок парусных яхт - Mlibread. Полтора десятка лучших яхтсменов планеты на весьма хрупких с виду парусных судах, воплотивших наивысшие достижения технологии парусного судостроения, отправятся в многомесячный полет по гребням волн вокруг всего земного шара. Их путь пройдет через три океана вокруг всего земного шара через самые суровые широты. Гонки протяженностью 31600 морских миль будут состоять из 9 этапов. Начало гонкам будет традиционно положено в Саутхэмптоне (Великобритания), длина первого и самого длинного этапа составит 7350 миль и закончится он в знаменитом порту Южной Африки - Кейптауне. На втором этапе капитаны поведут свои суда через Индийский океан в австралийский порт Фримантл. После двух относительно длинных перегонов через два океана (длина второго этапа - 4600 миль) участники соревнований, а к этому времени лидеры в гонках уже определятся, прибудут в Сидней (длина этапа 2250 миль) и Окленд (Новая Зеландия). После перехода через Тасманово море (1270 миль) будет практически закончена первая половина кругосветного путешествия, и яхтсменов ждет грандиозная встреча в порту Новой Зеландии - родины лучших яхтсменов в мире. После необходимого отдыха экипажей и ремонта своих "винджаммеров" предстоит преодолеть, вероятно, самый трудный и решающий отрезок кругосветного пути, через ревущие сороковые и неистовые пятидесятые, вокруг мыса Горн в бразильский порт Сан-Себастьян (6670 миль). После выхода из Сан Себастьяна, на шестом этапе (4750 миль) будет практически замкнута кругосветка, однако после захода в Форт Лодердейл участников гонки будут ждать еще три этапа (спринтерский бросок в Балтимор-Аннаполис-870 миль, последний трансокеанский переход Аннаполис - Ла Рошель (3390 миль) и впервые организованный специальный финишный этап Ла Рошель - Саутхэмптон (450 миль). Седьмые гонки Whibread закончатся вручением наград победителям членами королевской семьи Великобритании.

Старт регаты Whibread уже дан. Это транслировали НТВ и ОРТ. Только совсем коротко. С помощью Интернет можно узнать о ней во всех подробностях. Всех ждет потрясающее зрелище.

Александр Запольскис. E-mail: leshy@nestor.minsk.by - титульная страница



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Регистрация компаний в Великобритании