Заклинание геймера: Два-Вуду-Два

Заклинание геймера: Два-Вуду-Два



Компьютерная трехмерная графика и моделирование существуют давно. Но настоящий бум на рынке начался с меткой подачи компании 3Dfx Interactive, Inc. Выпустив акселератор Voodoo, предназначенный не для профессиональных работ, а именно для геймеров, она растормошила самую широкую прослойку пользователей - всех, кто не прочь получить от общения с компьютером удовольствие. И с тех пор не уступает лидерства.

Завалив самой созданный рынок массовыми 3D-ускорителями первого поколения, компания 3Dfx позаботилась о том, чтобы не затеряться среди множества фирм, бросившихся утолять геймерский спрос на дорогие игрушки. Она выпустила второе поколение своего победоносного чипсета задолго до того, как этот шаг сумели повторить конкуренты. И вот уже скоро год как не утихают страсти по поводу того, насколько оправдано покупать 3D-платы на базе Voodoo 2.

Причем если раньше их преимущество над другими решениями было совершенно очевидно - они и быстрее, и качество графики более высокое, и самой широкой поддержкой среди производителей программ пользуются, - то сегодня появились и другие ускорители второго поколения, уверенно догоняющие и обгоняющие Voodoo 2 по производительности.

А посему хотелось бы еще раз остановиться на особенностях предложенного 3Dfx чипсета, его достоинствах и отличиях от других возможных решений. Давайте посмотрим, может, у него еще остались сильные преимущества перед конкурентами?

Архитектура Voodoo 2

Если другие фирмы выпускают чипы, предоставляющие полный набор графических функций, а часто обеспечивающие еще поддержку и цифрового видео, то 3Dfx решила не отказываться от продукта, делающего только одно дело, но зато очень серьезно.

Платы на Voodoo 2 служат дополнением к уже установленной в компьютер графической карте и приступают к работе лишь тогда, когда вы запускаете полноэкранное приложение с 3D-графикой. Оконный режим эти акселераторы не поддерживают, поэтому их использование ограничено игровыми программами.

К обычной видеоплате акселератор на Voodoo 2 подключается внешним кабелем-переходником. Проблем с совместимостью обычно не возникает, хотя на Web-сайте компании 3Dfx отдельно рассматриваются вопросы подключения 3D-акселераторов к дешевым платам на базе старых чипов от S3. Не имеет также значения, на какой шине стоит ваша основная графическая плата - это может быть и PCI, и AGP. Терпимо относятся платы на Voodoo 2 и к частоте шины PCI, в слоты которой они устанавливаются.

Чипсет Voodoo 2 состоит из трех микросхем - одного геометрического и двух текстурных процессоров. Четвертый большой чип, который вы видите на плате внизу слева, - это преобразователь GENDAC, формирующий аналоговый сигнал для монитора на основе содержимого кадрового буфера.

Память, установленная на плате с Voodoo 2, распределена между тремя процессорами чипсета. Под нужды геометрического процессора выделено 4 мегабайта. Эта память используется и в качестве кадрового буфера. Каждому процессору текстурирования достается половина оставшейся памяти - 2 мегабайта на 8-мегабайтной плате или 4 мегабайта на плате с 12 мегабайтами.

Важнейшая особенность архитектуры Voodoo 2 - способность использовать вычислительные возможности сразу двух акселераторов, для чего они объединяются через интерфейс SLI (Scan Line Interactive). В этом случае работа по построению картинки распределяется между шестью, а не тремя процессорами. Однако фактически объем используемой памяти не увеличивается. В память на обе платы поступает одна и та же информация.

Разумеется, использование сразу двух акселераторов Voodoo 2 обходится дороговато. Эти платы и по одиночке пока многим не по карману, а купить сразу две одинаковые себе могут позволить только слишком богатые или слишком увлеченные 3D-игрушками. Компания обещает, что производительность при этом вырастет раза в два. Так ли это?

Как собрать MegaMonster

MegaMonster - маркетинговое название, которое придумала компания Diamond для режима SLI. Поскольку именно ее 8-мегабайтные акселераторы Monster 3D II я выбрал для эксперимента да и термин MegaMonster звучит приятнее, давайте им и воспользуемся.

Итак, чтобы проверить, насколько интересен режим MegaMonster, вам потребуется обзавестись двумя одинаковыми платами на Voodoo 2. Желательно также, чтобы они были от одного производителя. Хотя эти акселераторы и похожи друг на друга, как близнецы, тем не менее фирмы используют разную память; есть и другие мелкие особенности, способные помешать реализации MegaMonster.

О том, как установить две платы, большинство производителей, включая и Diamond, в инструкции особо не распространяются. Поэтому коротко расскажу об этом. Акселераторы устанавливаются в свободные слоты PCI на материнской плате, после чего их надо соединить коротким шлейфом-переходником. Кстати, не обязательно ставить платы в соседние PCI-слоты, их можно разнести настолько, насколько позволяет переходник. Внутри системного блока компьютера больше ничего делать не надо.

Снаружи следует переключить кабель монитора на разъем одной из плат Voodoo 2. С этой же платой прилагаемым к Voodoo 2 кабелем соединяется ваша основная графическая карта. Разъемы второй платы Voodoo 2 оставляете свободными.

При загрузке операционной системы будут обнаружены два 3D-акселератора, и для каждого из них надо отдельно поставить драйверы. Это делается точно так же, как для одной платы. Открыв драйвер, посмотрите на его информационной страничке, включился ли режим SLI. Если этого не произошло, проверьте крепление внутреннего переходника и попробуйте перезагрузить компьютер.

Что это дает

Конечно, обещанного прироста производительности я не увидел. Она выросла, но далеко не в два раза. Результаты эксперимента приведены на диаграмме. Я не стал показывать данные для всех тестовых игр, поскольку картина примерно такая же, как для любимого Quake II.

Кроме роста производительности, я вновь обратил внимание на высочайшее качество 3D-графики, обеспечиваемое чипсетом Voodoo 2. Ни одна из плат, которые я до сих пор тестировал, на дает такой картинки. Включая и Matrox Millennium G200, которая также принадлежит к новому поколению акселераторов. В следующий раз рассчитываю рассказать вам о Diamond Viper V550 на nVIDIA RIVA TNT. Быть может, этот акселератор превзойдет Voodoo 2?

Несомненно, качество картинки увеличилось благодаря более высокой скорости смены кадров. Но есть и другое преимущество, обеспечиваемое конфигурацией MegaMonster. В этом случае вы можете перейти на более высокое разрешение - 1,024 х 768 пикселов и выше. Такие разрешения недоступны при использовании одной карты на Voodoo 2.

Три специализированных процессора чипсета Voodoo 2 и так значительно разгружают вычислительные ресурсы компьютера от расчетов по 3D-графике. Быстродействие игровой 3D-графики при использовании Voodoo 2 зависит от того, какой центральный процессор у вашего компьютера, меньше, чем при работе других акселераторов. Сдвоенная конфигурация MegaMonster меня просто удивила.

Скорость кадров изменилась незначительно при переходе на более высокие разрешения. Если при разрешении 640 х 480 пикселов в Quake II я получил 63.7 fps, то при переключении на 1,024 х 768 скорость упала всего до 60 fps! Вот вам уникальная возможность развлекаться 3D-играми при максимальном разрешении без ущерба для скорости реакции системы. Другие 3D-акселераторы этого позволить не в состоянии.

Пора подвести итоги. Использование двух акселераторов на Voodoo 2 дает ощутимый, но никак не двукратный прирост производительности. Возможно, скорость можно еще поднять за счет более кропотливой настройки драйверов, но на это у меня не хватило времени. При этом скорость почти не зависит от разрешения и вам доступны все разрешения, которые только поддерживает ваш монитор. Качество изображения не имеет аналогов и с переходом на MegaMonster только улучшается.

Главным недостатком, разумеется, остается жутко высокая цена. Кроме этого минуса я столкнулся с неуверенной работой некоторых игрушек, которой никогда не наблюдал при использовании одной платы на Voodoo 2. Кстати, режим SLI можно выключить в драйвере, для этого не надо доставать вторую плату.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Платы предоставлены фирмой CD-Life
- титульная страница



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета