...
...

Хороший звук может обойтись недорого

Хороший звук может обойтись недорого



Со звуковыми платами для РС всегда проблем хватало. Раньше как установишь новую игрушку, так и по новой настраивай ее на свою аудиокарточку. Адрес порта, номера каналов IRQ и DMA геймеры ночью в кошмарных снах видели.

Спасибо Microsoft, когда игры стали писать под ее интерфейсы DirectX (в числе которых есть и звуковой интерфейс DirectSound) и под Windows 95, возни с настройкой намного меньше. К тому же современные звуковые платы используют шину PCI. Она поддерживает технологию Plug & Play, компьютер самостоятельно распределяет ресурсы между PCI-устройствами и их конфигурирует. Да и не нуждаются такие платы уже во всяких мудреных и ненадежных IRQ да DMA.

В общем, теперь поставил плату, включил машину, засунул компакт с драйверами - софт установился и можно больше не беспокоиться. Так-то оно так, да не совсем. Когда звуковые платы, перейдя на PCI, начали гордо именоваться аудиоакселераторами (впрочем, небезосновательно, так как они от ISA-карт отличаются как земля от неба), появилась другая беда.

Новые звуковые чипсеты, ориентированные на PCI, просто впечатляют своей недоделанностью. Характеристики вроде бы и высокие, но звук отвратного качества. Трехмерное звучание продекларировано, но обнаружить его невозможно. Одним словом - первое поколение и есть первое. В продаже появились карты второго и третьего поколения, уже избавившиеся от детских болезней, но стоят они недешево.

Из тех недорогих PCI-аудиокарт, что прошли через мои руки, наилучшее впечатление оставили построенные на базе AudioPCI ES1370 от компании Ensoniq. Среди них есть и навороченные, и сильно упрощенные, такие как PCI Sound 3D-32PnP.

Возможности PCI Sound 3D-32PnP

Хоть мне и не удалось найти "авторов" платы, которую вы видите на снимке, но это не испортило впечатления от знакомства с ней. Эта плата построена на микросхеме AudioPCI ES1370, что и определяет ее характеристики и возможности. Она обеспечивает высококачественный и чистый звук с хорошо проработанными низами и верхами. Нет шумов, бубнения и прочих гадостей, так надоевших по дешевым платам на чипах ESS.

32-голосый табличный MIDI-синтезатор платы PCI Sound 3D-32PnP оперирует 128 инструментами стандартного набора General MIDI (GM). Сэмплы хранятся на жестком диске. Поддерживаются 2- и 4-мегабайтные наборы, которые подключаются с помощью драйвера и подгружаются в системную память компьютера. Всего может быть загружена 61 drum-программа и 128 инструментов МТ-32. Эмулируется работа FM-синтезаторов AdLib и SoundBlaster Pro.

PCI Sound 3D-32PnP обеспечивает 16-битовое звуковоспроизведение с дискретизацией до 48 кГц и диапазоном частот от 20 до 22,000 Гц. В реальности по краям диапазона наблюдается существенный спад АЧХ. Зато соотношение сигнал/шум вызывает уважение - 90 дБ. Это уже не первая плата на ES1370, у которой я практически не заметил шумов при подключении к мощному внешнему звуковому усилителю и полной громкости. Отсутствие шипения в наушниках при играх и прослушивании CD - "фирменная" черта плат на чипсете Ensoniq, что в первую очередь и заставляет обратить на них внимание.

На этой плате нет встроенного усилителя. С одной стороны, это помешает использовать ее с пассивными колонками, но, с другой, у кого сегодня вы такие колонки видели? К тому же качество интегральных усилителей на аудиокартах для РС обычно не выдерживает критики, так что его отсутствие, может быть, и к лучшему?

Небольшой квадратный чип, который вы видите на снимке, - кодек АК4531. Он обеспечивает управление шиной PCI, при этом ES1370 выступает ведущим устройством. Как вы, конечно, знаете, у шины PCI пропускная способность гораздо больше, чем у ISA. Это и дает возможность использовать системную память для хранения MIDI-сэмплов и обработки эффектов.

Среди эффектов, кстати, привычные реверберация и хор. Трехмерное звучание, обеспечиваемое многоуровневым расширением 3D Spatial, естественно, также присутствует. Плата PCI Sound 3D-32PnP совместима с Microsoft Direct Sound 3D, так что ее 3D-звучанием могут воспользоваться и игровые программы.

Установка

Для подключения внешних устройств на PCI Sound 3D-32PnP, как обычно, предусмотрены порт джойстика (он же используется для MIDI), линейный аудиовыход, линейный и микрофонный входы. При подключении электретного микрофона работает схема предусиления басов (на 30 дБ). Внутри системного блока к PCI Sound 3D-32PnP можно подключить дисковод CD-ROM, плату TV-тюнера и модемную карту для телефонной голосовой полнодуплексной связи. Перемычек на плате нет, все параметры конфигурируются через драйвер. К недостаткам этой платы можно отнести отсутствие подписей под внутренними коннекторами. К тому же все четыре разъема абсолютно одинаковые, что еще больше запутает того, кто поленится изучить документацию.

Радует то, что не возникает проблем при установке драйверов, хотя в процедуре этой есть несколько тонкостей. При установке в CD-ROM прилагаемого компакта (на нем, кстати, в файлах для Word записана вся документация) автоматически стартует программа инсталляции, написанная Ensoniq и подходящая для всех плат на базе чипсета AudioPCI. Она предлагает установку софта для Windows 95 и 3.1, а также поможет установить входящую в комплект программу Voyetra AudioStation, у которой привычный по бытовой технике интерфейс для управления воспроизведением и записью. Инсталляция драйверов для Windows NT 3.51 и 4.0 производится вручную. После перезагрузки появится значок микшера на панели задач. Микшер предложен свой, более удобный, чем стандартный из Windows.

Любителям Quake придется еще немного потрудиться. Quake не любит драйверы от плат на Ensoniq, глотает звуки и хрюкает. Проблему легко устранить, если почитать документацию на Quake II. Файл Release.txt рекомендует ввести с консоли команду "s_primary 0", которая приведет все в порядок и будет автоматически занесена в Config.cfg при нормальном выходе из игры.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой Sky Systems
- титульная страница



© Компьютерная газета

полезные ссылки
Ремонт ноутбуков, компьютеров, мониторов