Как подключить джойстик

Как подключить джойстик



По моим наблюдениям, самолетные симуляторы, или проще "леталки", сегодня на полках магазинов залеживаются. Народ больше интересуется стратегическими играми и всевозможными "бегалками", которых по следам Quake навыпускали в немеренном количестве.

А ведь во времена ХТ'ишек и 286-х "леталки", хотя их и можно было по пальцам перечесть, без сомнений, были самыми популярными компьютерными играми. И даже успешно конкурировали с дедушкой всех Quake - с первым "коридорным боевиком" Wolfstein. Что же случилось?

Ведь качество самолетных симуляторов многократно возросло. Вспомните, какая графика была в первых F-19 и F-15. Никаких подробностей - на экране видно символическое голубое небо без намека на облака, столь же символическая равномерно зеленая земля, точки, символизирующие воздушные и наземные цели, которые даже при максимальном приближении не превращаются в нечто опознаваемое. А сейчас над графикой в симуляторах трудятся 3D-ускорители, полно текстур, полупрозрачных облаков, применяются спецэффекты дымки - что еще надо?

Компьютеры стали настолько мощными, что без проблем справляются с имитацией поведения самолета и управления им настолько точно и близко к реальности, что иногда кажется, что с этой игрушкой только летчик-истребитель с солидным опытом способен разобраться. И который летает, а не сидит в общаге по причине отсутствия керосина, зарплаты и вообще хронического кризиса. Собственно, вот вам и причина падения интереса к этому жанру.

Слишком сложным стало управление. Причем если над авионикой истребителей годами бьются мощнейшие аэрокосмические корпорации, сотни и тысячи инженеров и ученых, то игрушку создают несколько программистов и художников. Они, конечно, воспроизводят все в кабине примерно как в реальной жизни, но ведь тумблеры на экране можно только нарисовать. Пытаться управлять современным истребителем с помощью компьютерной клавиатуры - дело заведомо дохлое. В самолете кнопок куда больше, а ведь есть еще и ручка управления, и педали...

В общем, я убедился, что без джойстика с современными "леталками" не совладаешь. Зато приобретение этого не слишком дорогого, по большому счету, устройства способно заново открыть для вас Небо. И как ведь приятно, оказывается, взмыть ввысь и сразиться с врагами в заоблачных высотах, имея в своем распоряжении надежные крылья, сверхмощные турбины, прекрасную умнейшую электронику и непобедимое оружие, а не ползая до одури по загаженным подвалам в кромешной темноте с дебильным шмайсером в руках и базукой за плечом.

И что мешает купить джойстик и пользоваться им? Даже "навороченный" джойстик стоит сегодня, по геймерским меркам, недорого - порядка 20-30 баксов. Так что цена не должна стать преградой. Возможно, многих отпугивает непонятная процедура подключения и калибровки, о которой почти нигде не прочитаешь. Да в этом ничего страшного нет! Смотрите сами.

Подключение джойстика

Для примера разберем, как подключить и откалибровать аналоговый джойстик самолетного типа. В продаже есть еще разнообразные рули и цифровые многокнопочные контроллеры, но они не слишком удобны для управления самолетом. Даже программируемые цифровые джойстики, привлекая универсальностью, не так приятны в "леталках", к тому же и стоят дороже.

Однако из аналоговых возьмем джойстик "навороченный", то есть обладающий почти максимальными возможностями управления. Такой, например, как Genius Flight2000 F-22 от фирмы KYE Systems Corp. Кстати, его рукоятка "слизана" с реально применяющейся в новейшем американском истребителе F-22 компании "Локхид-Мартин", так что вы можете испытать те же ощущения, что и настоящий пилот.

Этот джойстик, кроме двух обязательных осей - перемещение рукоятки вперед-назад и вправо-влево, оснащен регуляторами тяги (Throttle) и поворота (Rudder). Разумеется, в настоящем истребителе сектора тяги не вынесены на рукоятку, а управление рулями поворота выполняется педалями, но нельзя же за $25 купить кабину целиком. На Genius Flight2000 F-22, как и на большинстве подобных устройств, эти органы управления выполнены в виде вращающихся регуляторов. Throttle размещен слева от рукоятки, и крутить его удобно большим пальцем левой руки, а Rudder - на обращенной к дисплею стороне станины джойстика и попадает под указательный палец левой руки.

Правой рукой вы управляете рукояткой, на которой есть кнопка стрельбы в виде спускового крючка и три дополнительные кнопки. В играх они выполняют разные функции, обычно с их помощью переключают оружие, перебирают цели, стреляют из пушки. Во многих игрушках допускается поменять их назначение по своему усмотрению. Справа от кнопок 3 и 4 на рукоятке находится четырехпозиционный переключатель направления обзора - взгляд из кабины вперед, направо, налево и назад. Кстати, вы пробовали во время боя смотреть по сторонам с помощью клавиатуры?

Так выглядит типичный аналоговый самолетный джойстик. В разных моделях возможны нюансы, связанные с расположением и оформлением кнопок и регуляторов, формой рукоятки. При выборе обязательно попробуйте ворочать джойстиком и нажимать его кнопки. Главное, чтобы он хорошо сидел у вас в руке и не вызывал дискомфорта, чтобы кнопки вы могли нажимать молниеносно, не глядя и не задумываясь, и каждую из них легко определяли на ощупь.

Для подключения такого аналогового джойстика не требуется установка драйверов. Необходимо только, чтобы в компьютере был игровой порт. Он обязательно присутствует на звуковых платах и иногда встречается на платах портов ввода-вывода, которые применялись в 486-х и более старых компьютерах.

Выключите машину (это обязательно при подключении любых кабелей), найдите сзади на системном блоке игровой порт. Его разъем 15-контактный двухрядный, немного больше, чем у последовательного порта для мышки, и меньше, чем у параллельного принтерного. Вставьте в это гнездо кабель от джойстика и включайте компьютер. Подключение завершено.

Калибровка джойстика

Теперь джойстик надо откалибровать. Делается это для того, чтобы настроить программы на свободное положение рукоятки, диапазон ее отклонений в стороны, а также на диапазон регулировок тяги и поворота. Кроме того, программа калибровки позволяет проверить, все ли кнопки работают.

С тех пор как все поголовно игровые программы начали использовать интерфейсы Microsoft DirectX, проблема калибровки джойстика перестала, собственно, быть проблемой. Сделать это надо всего один раз. Нет больше необходимости в каждой игрушке запускать встроенную процедуру калибровки. Как же это выполняется.

На панели управления Windows 95 или 98 найдите значок Game Controllers. В появившемся окне перечисляются все установленные джойстики, рули и другие подобные приспособления. Пока список пустой. Нажмите на кнопку Add и выберите подходящий джойстик из списка. Для этого вам надо знать, сколько у него осей и кнопок управления. В случае Genius Flight 2000 F-22 можно установить трехосный четырехкнопочный джойстик (правда, не все возможности будут задействованы - не включится рычажок обзора). Если вы приобрели более хитрое устройство, поищите его в конце списка, где перечислены самые популярные контроллеры от ведущих производителей. Или нажмите кнопку Add Other и загрузите файл с прилагающейся дискеты. Возможно, лучший вариант - самостоятельно сконфигурировать джойстик, пользуясь пунктом Custom (первая строка списка).

Конфигурируя джойстик с помощью окна Custom, вы указываете число осей (для Genius Flight2000 F-22 их можно указать 3 или 4, будет работать одинаково - почему, скажу потом), кнопок и наличие рычажка обзора (Point of View Hat, или сокращенно POV). Потом следует дать имя своему джойстику, под которым он будет вставлен в список окна Add Game Controller. Определив конфигурацию, нажмите на кнопку ОК и, вернувшись в основное окно Game Controllers, нажмите на кнопку Properties.

Приступаем к собственно калибровке. В открывшемся перед вами окне свойств джойстика включите опцию Rudder/Pedals, которая активизирует управление поворотом независимо от того, сколько осей вы указали раньше. Таким образом будут задействованы все 4 оси джойстика - две на рукоятке, а также регуляторы тяги и поворота. После этого нажимайте кнопку Calibrate.

Шаг 1

Теперь надо выставить центральное положение рукоятки. Отпустите ее, после чего крестик следует передвинуть в центр квадрата с помощью регуляторов центровки. В модели Genius Flight2000 F-22 эти регуляторы размещены снизу на станине джойстика. В других устройствах они иногда расположены рядом с рукояткой. Кстати, то, что регуляторы размещены снизу, довольно удобно. Вы не заденете их случайно в пылу схватки и не собьете центровку, из-за чего полет может стать кошмаром.

Выставив крестик по центру, нажмите кнопку на рукоятке джойстика. На экране появится следующее окно. Теперь надо настроить диапазон перемещения рукоятки. Для этого опишите ею несколько раз подряд круги, отклоняя ее до упора. Крестик в квадратном окошке будет перемещаться вслед за рукояткой, но не доходя до края. Это нормально, компьютер как раз и должен запомнить, насколько отклоняется он от центра, и в дальнейшем внести необходимые корректировки, чтобы обеспечить полные перемещения по осям 1 и 2.

Описав пару кругов, нажмите кнопку джойстика. Следующее окно просит вас подтвердить, что рукоятка, когда вы ее отпустили, вернулась в центральное положение. Если надо, снова подправьте центровку и нажмите кнопку на рукоятке.

Шаг 2

Определяется диапазон регулировки тяги, то есть начальное и конечное положение регулятора оси 3 джойстика. Поверните несколько раз регулятор тяги до отказа вперед и назад. На экране начнет меняться высота столбика под номером три. Вы опять увидите, что не удается полностью задействовать весь диапазон регулировки - драйвер пока настраивается на крайние значения. Нажмите кнопку на рукоятке.

Шаг 3

Следующим шагом вы настроите диапазон перемещения регулятора поворота. Поверните Rudder вправо и влево до упора несколько раз подряд и снова нажмите кнопку на рукоятке. Как и на предыдущем этапе, можно наблюдать за изменением индикатора, он помечен цифрой 4.

Шаг 4

После того как компьютер настроился на все четыре оси джойстика, предстоит показать ему, как работает рычажок обзора POV, расположенный на рукоятке. Делается это в четыре приема. Сначала вы передвигаете рычажок вперед, в окошке настройки загорается стрелка вверх. Потом, не отпуская рычажок, нажимаете на клавиатуре клавишу ввода, как того требует инструкция, но можно и мышкой щелкнуть по кнопке Set POV. Теперь компьютер предлагает сдвинуть рычажок вправо, загорается правая стрелка. Снова нажимаете клавишу ввода. Процедура повторяется для перемещения рычажка POV вниз и влево.

После этого окно на экране меняется и компьютер сообщает вам, что джойстик успешно откалиброван. Вам надо нажать кнопку Finish, чтобы сохранить изменения в файле конфигурации.

Тестирование джойстика

Вернувшись после сохранения параметров калибровки на диск в окно свойств джойстика Game Controller Properties, не спешите покидать его. Полезно перейти на страничку Test и проверить, насколько хорошо вам удалось откалибровать джойстик.

Страничка тестирования разбита на три участка. В зоне Axes вы убеждаетесь, что джойстик правильно отцентрован, наклон рукоятки обеспечивает полное перемещение указателя-крестика в стороны, вращая регуляторы тяги и поворота, вы можете использовать весь диапазон управления. Как видите, усилия не пропали даром, и теперь компьютер понимает, когда регуляторы вашего джойстика стоят в нулевом положении, а когда выведены до отказа.

В зоне Point of View Hat можно проверить, как реагирует компьютер на рычажок переключения обзора. Сдвигайте его вверх-вниз и вправо-влево, на экране должны появляться соответствующие стрелки.

Третья зона позволяет проверить работу кнопок джойстика. При нажатии на спусковой крючок должен загореться индикатор 1. Причем он не гаснет, пока вы держите кнопку нажатой - это обеспечивает непрерывную стрельбу. Кнопка, расположенная на выступе слева на ручке, которую удобно нажимать большим пальцем правой руки, имеет номер 2. Кнопки 3 и 4 размещены на ручке сверху. Проверьте их работу тоже.

Если все нормально, закрывайте окно свойств джойстика, нажав кнопку ОК. Быть может, не все у вас получилось или вы не совсем довольны? Тогда повторите процесс калибровки, вернувшись на страничку Settings.

На взлет!

Я, быть может, излишне подробно описал процедуру подключения и калибровки джойстика. На самом деле, на все уходит минут пять, не больше. Так что не надо пугаться, настроить джойстик - не проблема.

Главное, что с калибровкой вам придется возиться очень редко, возможно - то вообще только один раз, когда вы принесете его из магазина. Все игровые программы, использующие Windows и интерфейс DirectX, воспользуются результатами вашего труда и не потребуют калибровки заново. И вы сразу можете взлетать и громить врагов в небе, на суше и на море. Или в космосе.

Между прочим, я уже не раз сталкивался, что игра не просто предполагает наличие джойстика, а категорично требует его. Упомяну X-Wing vs. Tie Fighter от компании Lucas Arts - замечательную космическую "стрелялку" из серии Звездных войн, и iF/A-18E Carrier Strike Fighter от Interactive Magic - мощнейший симулятор современного палубного истребителя. Без джойстика они просто не работают, что разумно, так как, управляя ими с клавиатуры, вы получите исключительно негативные эмоции. Гарантированно.

Успешного боя и легкой посадки, господа!

Роман Соболенко,
(roman-sobolenko@usa.net)

Джойстик предоставлен фирмой Smart
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 1998 год в рубрике hard :: ввод

©1997-2024 Компьютерная газета