Opcode Fusion: FILTER (основные положения)

Opcode Fusion: FILTER (основные положения)

В данной статье мы обсудим достаточно интересный и, без сомнения, мощный аудио-плагин для систем Premiere, AudioSuite и DirectX.

Opcode Fusion: FILTER предоставляет пользователю обширные возможности по модификации сэмплов путем эмуляции типичных аналоговых фильтров. FILTER содержит в себе набор цифровых эмуляций классических аналоговых фильтров, ринг-модуляторов и дисторшнов. В частности, это Lowpass фильтр (две различные модели; модулироваться может частота фильтра и резонанс), Highpass фильтр (частота фильтра и резонанс могут модулироваться), EQ Boost фильтр (частота и глубина наложения могут модулироваться), Bandpass фильтр (частота фильтра и частотный диапазон могут модулироваться), Notch (band reject) фильтр, Ring Modulator (пилообразные, синусоидальные, квадратичные и треугольные модуляторы; частота и глубина наложения могут модулироваться), Overdrive (для создания эффектов типа дисторшн).

Fusion Filter позволяет использовать до трех фильтров одновременно, соединенных параллельно, последовательно или в "гибридной" комбинации. Вдобавок ко всему FILTER содержит следующие полностью программируемые модуляционные источники: вплоть до шести раздельных LFO (низкочастотные осцилляторы), вплоть до шести раздельных импульсных последовательностей (используется редактор схожий с тем, который есть в ритм-машинка, что позволяет создавать импульсные последовательности, а затем использовать их для модуляции любого из трех возможных фильтров для превращения любого звука типа pad, drone или эмбиентной текстуры в пульсирующий ритмический луп), вплоть до шести задаваемых пользователем envelope (вы можете нарисовать любую форму envelope для того, чтобы после модулировать с ее помощью любой из трех возможных фильтров), вплоть до шести экстрагируемых envelope (вы можете экстрагировать envelope из любого цифрового аудиофайла и использовать ее для модуляции любого из трех возможных фильтров, что очень полезно для придания ритмической основы одного файла другому), envelope follower (использует громкостную envelope для модуляции какого-либо или всех возможных фильтров).

Пользовательский интерфейс данного плагина достаточно интуитивен. Для изменения параметров используются фэйдеры, ручки, числовые окна, кнопки и селекторы.

Идеологически, FILTER можно разделить на 5 модулей: Filter Module (рис. 1), Order Module (рис. 2), Modulator Module (рис. 3.), Output Module (рис. 4), Control Module (рис. 5).

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Filter Module

Данный модуль используется для установки типа фильтра (для одного или нескольких возможных фильтров). Здесь вы также можете установить основные параметры (такие, как частота среза, резонанс, ширина полосы и глубина наложения) для каждого из фильтров. Еще здесь устанавливается значение частотной модуляции и резонансной модуляции для каждого из трех фильтров. С помощью ручек вы регулируете выходной уровень каждого из фильтров. Исходя из иллюстрации 1, вы видите, что интерфейс достаточно прост и понятен. Единственное, на что я бы хотел обратить ваше внимание, - это селектор типов фильтров. Здесь вы можете выбрать: LP 2 Pole (lowpass фильтр, варьируемый резонанс, 12dB на октаву), LP 4 Pole (lowpass фильтр, варьируемый резонанс, 24dB на октаву), LP 6 Pole (lowpass фильтр, варьируемый резонанс, 36dB на октаву), LP Warm (lowpass фильтр, варьируемый резонанс, 24dB на октаву, но его звуковые характеристики несколько иные, чем у LP 4 Pole), HP 2 Pole (highpass фильтр, варьируемый резонанс, 12dB на октаву), HP 4 Pole (highpass фильтр, варьируемый резонанс, 24dB на октаву), HP 6 Pole (highpass фильтр, варьируемый резонанс, 36dB на октаву), EQ Boost (однополосная эквализация с фиксированной шириной полосы (1 октава), варьируемая частота и уровень наложения, 24dB на октаву), Bandpass (Bandpass фильтр, варьируемая ширина полосы, 12dB на октаву), Notch (band reject фильтр, варьируемая ширина полосы, 12dB на октаву), RM Saw (ring modulator multiplier, умножает на пилообразную волновую форму ваш цифровой аудиофайл, что создает диссонансные обертона), RM Sin (этот ринг-модулятор умножает на синусоидальную волновую форму ваш цифровой аудиофайл, что создает менее диссонансный саунд, чем при использовании пилообразных и квадратичных волновых форм), RM Squ (этот ринг-модулятор умножает на квадратичную волновую форму ваш цифровой аудиофайл, что создает наиболее жесткие диссонансы), RM Tri (этот ринг-модулятор умножает на треугольную волновую форму ваш цифровой аудиофайл, что создает немного больше диссонансов, чем при использовании RM Sin, но гораздо меньше, чем при исользовании RM Squ и RM Saw), OverDrive (специальный тип lowpass фильтра, который сперва искажает входную волну, а затем пропускает ее через фильтр).

Order Module

Order Module имеет две основные функции: в нем устанавливается статус каждого из трех доступных фильтров (активный, неактивный, открытый), а также для установки порядка коннекции этих фильтров. Вы можете получить огромное количество любопытных эффектов, просто комбинируя различные способы коннекции и изменяя статус фильтров.

В этом модуле хотелось бы обратить ваше внимание на функцию Connection Order. Fusion Filter содержит три независимых фильтра, которые вы сможете соединить пятью различными способами (рис. 6): Serial (выход с первого фильтра обрабатывается вторым фильтром, а выход со второго фильтра обрабатывается третьим фильтром, выход третьего фильтра подается на главный выход плагина. В результате получается сильно обработанный сигнал, который не содержит в себе подмикшированного оригинального сигнала. Установка для какого-либо фильтра параметра open-circuiting разрывает цепочку, в результате чего на выход не подается никакого сигнала), Parallel (каждый из трех фильтров взаимодействует напрямую с исходным сигналом, позволяет создать три различных эффекта с помощью фильтров, а затем смикшировать полученный результат, используя ручки level control в каждом из фильтров. Если вы отключите один или несколько фильтров, некоторое количество необработанного аудио будет добавлено к выходному сигналу (используя bypassed filter's level, можно отрегулировать, какое именно количество необработанного аудио будет добавлено)), Serial/Parallel (эта функция позволяет сначала профильтровать сигнал, а затем разделить его и пустить через два соединенных параллельно фильтра, выходные данные с которых будут смикшированы), Parallel/Serial (первые два фильтра работают непрямую с исходным сигналом, после чего результат их совместной работы подается на вход третьего фильтра, а уже потом на общий выход), Split Serial (разделяет обработку звука на два потока. Первый поток содержит пару последовательно соединенных фильтров, выход с последнего из них микшируется с выходом еще одного фильтра, соединенного параллельно вышеназванной паре).

Modulator Module

Этот модуль используется для выбора, установки и конфигурирования модуляторов, для контроля над двумя параметрами каждого из трех доступных фильтров (всего шесть модуляторов).

Существует три основных типа источников модуляции, доступных для использования в Fusion FILTER: LFO, Envelope и Sequence. Также существует несколько дополнительных псевдоисточника: None (для выключения модулятора) и Copy From (для копирования всех параметров из других модуляторов).

К сожалению, объемы статьи не позволяют более подробно рассмотреть этот модуль. Надеюсь, что вы будете в состоянии разобраться в нем сами.

Output Module

Этот модуль используется для установки общего выходного уровня звука. Слева от ручки установки уровня находится пик-индикатор, который работает следующим образом.

Когда прослушиваемый сигнал находится в пределах -24dB, он зеленого цвета. Желтым он становится тогда, когда некоторые порции сигнала превышают порог в -24dB, но не выходят за пределы -6dB и не вызывают клиппинга. Пик-индикатор становится красным, когда выходной сигнал превышает уровень в 0dB и вызывает перегрузки.

Control Module

Предоставляет основные сервисные функции, общие функции управления плагином и возможности работы с пресетами.

Кнопка Preview служит для предварительного прослушивания небольшого зацикленного кусочка файла перед его непосредственной обработкой. Длина куска зависит от типа приложения, из которого был вызван плагин.

Кнопка Bypass отключает обработку исходного сигнала при предварительном прослушивании.

Setup/Copy. Эти кнопки служат для сравнения настроек фильтров двух пресетов. В основном фильтры имеют два буфера в памяти, которые названы Setup A и Setup B. Когда вы нажимаете Setup A, вы можете редактировать параметры, сохраненные в Setup A. Вы также можете скопировать их в Setup B с помощью кнопки Copy To B.

Кнопки Import/Export. Нажмите Import для импорта установок, находящихся в любом из Fusion FILTER патчей, в открытое окно плагина. Эта кнопка может использоваться для вызова фабричных пресетов от Opcode или для вызова сохраненных пользовательских пресетов.

Нажмите Export для экспорта текущих настроек Fusion FILTER в файл стандартного патч-формата.

В завершение этого краткого путешествие во внутренности Opcode Fusion: FILTER хотелось бы отметить его явные достоинства по отношению к уже существующей многочисленной армии плагинов-фильтров. FILTER вряд ли может использоваться для серьезной фильтрации звука. Этим занимаются соответствующие программы для удаления шумов и т.п. Скорее всего, как и его аппаратные аналоги, FILTER должен использоваться для дизайна звука. Его возможности открывают широкие горизонты в обработке барабанных лупов (комбинирование в композиции чистых и обработанных лупов для придания большей динамики и разнообразия треку), падов, атмосферических подкладок (для придания им ритмической составляющей). Также, на мой взгляд, этот плагин может пригодиться для подгонки пульсирующих звуков под основной бит, что иногда бывает необходимо во избежание аритмии.

К несчастью, именно плагинов для дизайна звука больше всего и не хватает. Пока в большинстве случаев этим занимаются специальные аппаратные модули, а программ еще очень мало.

При подготовке статьи использовалась информация,предоставленная компаниейOpcode Systems, Inc.
Ник Худяков (I.C.)
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета