Propellerheads ReBirth RB-338 2.0 - новые возможности, новые горизонты

Propellerheads ReBirth RB-338 2.0 - новые возможности, новые горизонты

Не так давно возможности компьютера развились настолько, что он позволил заниматься синтезом звука в режиме реального времени. Это, конечно, большой скачок вперед, так как до этого на персоналку возлагались лишь обязанности секвенсора или в лучшем случае цифрового многоканального магнитофона.

С тех пор было разработано немало продуктов, позволяющих получить достаточно впечатляющие результаты, и что самое главное, которые вполне применимы в написании профессиональной музыки. О некоторых мы с вами уже говорили в предыдущих статьях "КГ", посвященных звуку, теперь же мы обратим свои взоры к новой версии программы Rebirth RB-338 2.0.

Первые версии Rebirth увидели свет где-то в 1996 году, когда маленькую, но удаленькую компанию Propellerheads взяла под свое крыло большая корпорация Steinberg. Не прошло и месяца, как Rebirth полюбился фэнам электронной танцевальной музыки во всем мире. По своей сути Rebirth - это набор популярных электронных модулей Roland TB-303 (басовая линия) и Roland TR808, которые являются артефактами таких стилей, как трэнс, техно, эйсид, эйсид-хаус.

Новая версия значительно расширила и без того мощные возможности программы. Была добавлена еще одна драм-машинка, на этот раз опционально это Roland TR-909, также в блок эффектов включили компрессор и возможность подключения дисторшна и фильтров на каждый из работающих каналов.

Но больше всего меня порадовала новая функция, позволяющая подключать так называемые модули ("Mod"), которые создаются как самой компанией, так и пользователями, и включают в себя обновленный интерфейс и другие наборы барабанных сэмплов.

Теперь рассмотрим структуру Rebirth более подробно и попытаемся остановиться на самых важных аспектах.

Внутреннее устройство Rebirth

Как уже сообщалось выше, Rebirth является комбинацией нескольких виртуальных звуковых модулей, синхронизированных между собой и подключенных к нескольким процессорам эффектов.

Для более полного изучения возможностей данной программы разделим ее на некоторое количество логических блоков, которые после рассмотрим в отдельности.

Основные составляющие Rebirth это: блок управления общим секвенсором, блок дисторшна, блок компрессора, блок задержки (delay), блок PCF (pattern controlled filter), мастер-секция . Модуль синтезатора басовой линии в свою очередь разделим на четыре подблока: подблок индивидуального секвенсора, подблок синтезатора и подблок мастер-секции модуля, подблок управления индивидуальным секвенсором. Также разделим на составные части и модули ударных : совмещенный подблок программирования ударных, подблок управления индивидуальным секвенсором и подблок мастер-секции модуля.

Начнем наше рассмотрение с модуля синтезатора басовой линии.

Модуль синтезатора басовой линии

Теоретически все программы синтеза звука в режиме реального времени, эмулирующие реально существующие аппарату, схожи. Совсем недавно мы рассматривали структуру программы Rubber Duck, и поэтому не будем останавливаться на некоторых деталях, которые мы подробно рассмотрели в той статье.

Если говорить упрощенно, то модуль синтезатора басовой линии является по своей сути урезанным и чуть менее многофункциональным, чем Rubber Duck. Программирование нотных последовательностей здесь также происходит в пошаговом режиме. Смена шага реализуется с помощью кнопок Back и Step, а текущий редактируемый шаг выводится в окне, подписанном Edit Step. Каждый шаг паттерна может содержать либо паузу, либо шестнадцатую ноту. Конкретная нота каждого шага устанавливается с помощью микро-клавиатуры, на фронтальном изображении модуля. Включение кнопки с изображением ноты означает, что на данном шаге будет играть именно та нота, которая обозначена на микро-клавиатуре, включение кнопки с изображением паузы включает на данный шаг паузу.

В дополнение к этому в подблоке индивидуального секвенсора есть кнопки Accent и Slide. Включенная кнопка Accent означает, что на данном шаге нота будет звучать с акцентом (громче и с несолько другими звуковыми характеристиками), включенная копка Slide означает, что нота, звучащая на данном шаге должна плавно перетечь в ноту, которая будет звучать на следующем шаге (эффект портаменто). Также есть еще кнопки Down/Up, которые транспонируют активную ноту на октаву вниз/вверх.

Включение кнопки Pitch Mode некоторым образом изменяет процесс программирования паттерна. Вы просто выбираете нужную ноту на клавиатуре и программа переключается на следующий шаг автоматически. Кнопка Clear очищает весь паттерн модуля синтезатора басовой линии.

Однако, наряду с подблоком индивидуального секвенсора, весьма важным для работы является подблок синтезатора. Синтезатор состоит из переключателя основной волновой формы (sawtooth или square), набора фильтров (Cut Off, Resonans, Envelope).

Выбор волновой формы sawtooth обеспечивает полное и богатое всеми видами гармоник звучание, square же, наоборот, содержит только достаточно странные гармоники, что делает звучание более глухим.

Ручка Tune служит для более точной тональной подстройки между модулями, а также для использования транспозиции в режиме реального времени. Диапазон действия +/- октава.

Ручка Cut Off (cрез) служит для плавного изменения общей частотной характеристики тембра, что при увеличении значения данного параметра придает звуку качественно иной характер, обогащенный различными оберетонами и гармониками. Ее действие также может зависеть от параметров, установленных в Envelope Modulation.

Ручка Resonance занимается осуществлением так называемой петли обратной связи (то есть сигнал с выхода фильтра подается повторно на вход). С точки зрения звучания можно наблюдать изменения в частотном спектре звука (происходит наложение частот). Звук становится более жирным, но более грубым. Вместе с использование Envelope Modulation и Slide/Accent можно добиться наиболее близкого к TB-303 саунда.

Ручки Envelope Mode, Attack и Decay вместе составляют Envelope Modulation. Значение Envelope Mode определяет, насколько сильно на работу среза будут влиять значения Attack и Decay. Параметры Attack/Decay являются составными частями так называемого ADSR контроллера (envelope). Атака отражает то, как долго звук достигает своего максимального значения после того, как нота включена, а Decay - то время, которое проходит с момента пика до полного затухания звука.

Ручка Accent определяет, насколько сильно будет изменяться характер ноты, на которой включена кнопка Accent.

Подблок мастер-секции модуля синтезатора басовой линии также содержит ряд устанавливаемых параметров. Кнопка Mix определяет, будет ли подмикшироваться к общему выходу звук, исходящий из данного модуля. Ручка Pan определяет положение звука с модуля в стерео-пространстве. Ручка Delay определяет глубину воздействия на звук модуля блока задержки (delay). Кнопки Dist., Comp., PCF в свою очередь определяют, будут ли накладываться на звук, исходящий из модуля, эффекты дисторшна, компрессора или PCF.

Подблок управления индивидульным секвенсором включает в себя набор кнопок для выбор того или иного паттерна (в свою очередь существуют банки, содержащие в себе по восемь паттернов, переключение которых также осуществляется посредством кнопок).

Окошко Steps определяет количество шагов, которые будут использоваться в активном паттерне (до 16), кнопка Shuffle позволяет Rebirth несколько варьировать по собственному усмотрению запрограммированные паттерны.

Так как в комплект Rebirth входит два абсолютно идентичных синтезатора басовой линии, то устройство второго описывать не имеет смысла.

Модуль ударных

В комплекте с Rebirth 2.0 также идет два модуля ударных: TR808, TR909. Поэтому для эффективной работы с ними достаточно разобраться хотя бы в одном из них.

Наиболее важной частью является подблок программирования ударных. Он весьма похож на тот, который реализован в программе Steinberg B.Box.

Каждый из модулей ударных может содержать до двенадцати каналов, на которые установлено один/два звука ударных. Программирование ритм-секции происходит следующим образом. Путем подсвечивания соответствующего звука ударных, вы выбираете соответствующий канал, для которого установлен один или два звука ударных (переключение того или иного звука производится с помощью маленького переключателя). Также для каждого канала устанавливаются параметры Level (уровень громкости этого канала), Tune (тоновая подстройка ударного на канале), Decay (характеризует длину звучание звука ударного на данном канале), Snappy (работает только для snar'ов и характеризует уровень "дребезжания", после того как основная часть прозвучала), Attack (увеличивает силу щелчка для bass drum).

После этого вы можете программировать любые ритмические последовательности, просто включая те шаги паттерна, где должен прозвучать баран или перкуссия.

Мастер-секция модуля и блок управления внутренним секвенсором аналогичны мастер-секции и блоку управления внутренним секвенсором, которые имеются в модуле синтеза басовой линии.

Блок управления общим секвенсором

В блоке управления общим секвенсором есть следующие функции: Play (для включения проигрывания либо целой песни (если стоит переключатель Song Mode) или текущего паттерна (переключатель в положении Pattern)), перемотка вперед/назад (в режиме Song Mode), кнопка Stop, а также Record (все изменения фильтров, порядка следования паттернов во всех модулях и т.п.) происходит именно в режиме записи. Параметр Bar показывает и устанавливает текущий паттерн в песне, блок Loop (с параметрами Start и Length) указывает проме-жуток паттернов, которые будут проигрываться или на которые будет производиться запись параметров эффектов и фильтров. Tempo - устанавливает общий темп работы секвенсоров модулей.

Блок дисторшна

Блок дисторшна служит для управления параметрами эффекта дисторшн, который может подключаться к любому модулю Rebirth. Эффект дисторшна представляет собой эмуляцию перегрузки гитарного усилителя, при которой происходит сильное искажение и загрязнения звука. Маленькая кнопка в левом верхнем углу блока включает/выключает данный эффект, ручка Amount регулирует глубину и силу дисторшна, Shape устанавливает форму искажения.

Блок компрессора

Компрессор служит для сглаживания пиков в динамике звука. Параметр Ratio служит для установки соотношение изменения громкости при превышении установленного уровня, который регулируется с помощью ручки Threshold.

Блок PCF

Блок PCF служит для изменения частотных и амплитудных характеристик звука исходя из того, какой тип паттерна в данный момента обрабатывается с его помощью. Так как этот блок достаточно сложен и существует для тонкого изменения звука, он здесь подробно описываться не будет (его изложения в руководстве пользователя занимает пять страниц).

Общая мастер-секция

Общая мастер-секция включает в себя слайдер для регулировки уровня громкости общего выходящего звука и из кнопки Comp, которая подключает блок компрессора на общий выход.

В общем, как вы наверное заметили, новая версия Rebirth весьма интересна и привлекательна. Так что вперед!

Ник Худяков (I.C.)E-mail: nick@nestor.minsk.by - титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета