Четвертое измерение трехмерной графики, или От чего зависит быстродействие

Четвертое измерение трехмерной графики, или От чего зависит быстродействие



Плата, о которой пойдет речь, давно на слуху у наших любителей дорогих 3D-развлечений. После анонса в первых числах февраля Diamond Monster3D II то и дело мелькал в новостях, возбуждая интерес не только к себе, но и к чипсету Voodoo 2.

За это время я получил не одно сообщение по электронной почте с вопросом, где можно купить это чудо трехмерной графики. Не отпугивала заядлых геймеров ни высокая цена на акселераторы с Voodoo 2, ни перспектива искать новинку в Москве. Кстати, анонсировав Monster3D II, компания Diamond не спешила с серийным производством. Очевидно, это был маркетинговый прием: заставить обсуждать то, чего никто не видел, породить массу слухов, возбуждать толпу отзывами чемпионов мира по Quake - едва ли не единственных счастливчиков, которым довелось попробовать новинку в деле до того, как она попала на конвейер.

Однако прошел подготовительный период, и на волне всеобщего интереса Monster3D II появился в свободной продаже. И интерес как-то ослаб. Нет, по-прежнему этот акселератор остается предметом вожделения множества геймеров, однако доступный плод уже не так сладок. И слухи пошли на убыль.

Тем не менее и сегодня фанаты 3D-гейма с энтузиазмом, до хрипоты спорят о скоростных качествах Voodoo 2 и потрясающей графике. Чаще всего ссылаясь именно на Diamond Monster3D II - усилия спецов по маркетингу не пропали даром. Правда, до обрызгивания слюной оппонента дело доходит лишь при обсуждении рентабельности 12-мегабайтной конфигурации или экономической разумности установки двух дорогущих "монстров" в режиме SLI. (Кстати, с легкой руки Diamond его начали называть Mega Monster и даже обижаются, когда другие производители не соглашаются использовать придуманное Diamond название.)

А ведь спорить надо не об этом. Есть более серьезные причины волноваться, особенно когда разговор заходит о производительности платы Diamond Monster3D II. Но обо всем по порядку.

Что такое Diamond Monster3D II

Графический 3D-ускоритель Diamond Monster3D II построен на базе чипсета Voodoo 2 от 3Dfx и как две капли воды похож на Creative 3D Blaster Voodoo 2. Если бы не надписи, вообще нельзя было бы догадаться, под чьей маркой продаются эти продукты. Похоже, что они сходят с одного конвейера. Впрочем, приоритет надо, пожалуй, отдать Diamond - она раньше представила свою разработку.

На плате установлен геометрический процессор Pixelfx2 и два одинаковых процессора текстурирования Texelfx2 - это и есть чипсет Voodoo 2. Кроме них имеется цифроаналоговый преобразователь GENDAC с частотой 135 мегагерц, преобразующий картинку из кадрового буфера в аналоговый сигнал, понятный монитору.

Протестированный мной Diamond Monster3D II оснащен 8 мегабайтами 100-мегагерцевой памяти. Она поделена на три части: 4 мегабайта отведены под кадровый и Z-буфер, организованы два 2-мегабайтных буфера текстурной памяти, с которыми работают процессоры визуализации. Если бы памяти было 12 мегабайт, то этим процессорам перепало бы по 4 мегабайта.

Monster3D II устанавливается в слот PCI и оснащен еще одной шиной, предназначенной для объединения двух плат в режиме SLI (Scan Line Interleave) - конфигурация Mega Monster. Удивительно, но Diamond не включила в комплект необходимый шлейф-переходник, как это сделала Creative. В режиме SLI производительность должна практически удвоиться, то есть реальной во многих играх станет частота 100 и более кадров в секунду.

Дает ли режим SLI те преимущества, о которых столько говорят производители, я собираюсь разобраться в ближайшем будущем, а пока расскажу кое-что интересное о быстродействии одной отдельно взятой Diamond Monster3D II.

Чехарда с производительностью

Вы, наверное, уже знакомы со статьей Дмитрия Кожуро в "Компьютерных вестях" (№29, 30 июля), в которой он подробно исследовал вопрос о скорости 8- и 12-мегабайтной конфигурации плат на Voodoo 2. Надо поблагодарить его за большой объем проведенных исследований и интересные выкладки. Я с удовольствием прочитал этот материал. Там полно пищи для размышлений.

Полученные мной результаты в целом совпадают с теми, которые указал в своей статье Дмитрий, хотя я и тестировал другую 8-мегабайтную плату. И обнаружил весьма интересное явление.

С "родными" драйверами от Diamond плата Monster3D II меня просто обескуражила. Кроме того, что ее скорость оказалась значительно ниже ожидаемой (числа приведены на диаграммах), возник законный вопрос, в чем причина такого удивительного отставания. Я не стал искать ответ в архитектурных отличиях самой платы (они же как близнецы!), а решил изучить проблему со стороны драйверов.

Самая свежая версия драйверов от Diamond с номером 4.10.01.0201, скачанная мной с Web-сайта компании, обеспечила примерно такие же результаты, как и установленная с приложенного к плате компакт-диска версия 4.10.01.0200. Единичка в конце номера не помогла. Озадаченный, я решил не сдаваться и терзать софт дальше.

Взятая с Web-сайта 3Dfx эталонная версия 2.10 драйверов для акселераторов на Voodoo 2 оказалась сложной "солянкой" из драйверов разных версий: Glide 2.53, Glide3 3.0, Voodoo2 DirectX 2.17, Voodoo2 D3D 4.10.01.0180-2.17 и Voodoo2 Control Panel Applet 4.10.01.0081. Очевидно, что часть их оказалась свежее, чем предлагаемые Diamond.

После установки драйверов от 3Dfx тестирование дало куда более "вкусные" результаты, хотя 3Dfx и оговаривает, что ее эталонные драйверы могут не лучшим образом вести себя с платами от разных производителей. Никакой подстройки параметров я не использовал, но результаты по Quake II и 3D WinBench 98 пришли в норму, в то время как на остальные тесты замена драйверов практически не повлияла.

На этом можно было бы остановиться, но я захотел еще испытать в деле свежайшую 6-ю версию DirectX, которую пару дней назад получил от Microsoft. И снова обнаружил страшный прирост быстродействия по тесту 3D WinBench 98. Кстати, эта программа появилась достаточно давно и никак не может быть ориентирована на DirectX 6.0.

Думаю, комментировать тут нечего. Сами посмотрите на диаграммы и сделайте выводы. Я же в очередной раз убедился, что в тестировании главное не что тестируешь, а как. Можно долго рассуждать о причинах, почему 8-мегабайтная плата на Voodoo 2 обгоняет на доли процента 12-мегабайтную, но стоит ли это делать, если тривиальная замена драйверов способна дать куда более внушительные цифры.

Именно поэтому и существует негласное правило: при тестировании не пользоваться драйверами, полученными не от производителя конкретной платы, и не принимать никаких мер, способных поднять скорость ее работы, не менять настроек, оставляя все так, как предложил "по умолчанию" производитель. Но согласитесь, что, купив акселератор для развлечений, ни один нормальный человек не будет придерживаться этих правил, а постарается выжать как можно больше.

Выводы

И какие же выводы я могу сделать в таком случае? О производительности скажу, что, видимо, если поработать над 12-мегабайтной Creative 3D Blaster Voodoo 2, то и она окажется быстрее. Я ведь не гонял ее с драйверами от 3Dfx и DirectX 6.0.

В любом случае, Diamond Monster3D II, как и ее ближайшие конкуренты, много дает поклоннику 3D-игр. На сегодня это самый привлекательный вариант. Сколько на ней должно быть памяти, зависит от того, способен ли ваш кошелек оплатить задел на будущее, когда могут появиться игры с текстурами большого размера.

В зачет Monster3D II идет не только высокая скорость, но и превосходная проработка 3D-графики. Апплет управления позволяет и гамму отрегулировать, и дополнительную фильтрацию включить, что сделает изображение еще лучше. Словом, от качества картинки, выдаваемой Voodoo 2, я в восторге.

К минусам отнес бы необходимость повоевать с драйверами и отсутствие SLI-переходника. Если вам покажется, что это не беда, учтите, что объединять можно (вернее, настоятельно рекомендуется) только одинаковые карты, то есть от того же производителя, одной и той же конфигурации. И при покупке второй карты Monster3D II у вас появится вопрос, где взять шлейф. Впрочем, как меня заверили, дистрибуторы с этим помогут.

Роман Соболенко,
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена компанией "Дилвест"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета