Steinberg B.Box - sampling groove mashine

Steinberg B.Box - sampling groove mashine

Как и все навороченные и весьма амбициозные компании, Steinberg GmbH проводит в жизнь политику поглощения маленьких компаний и влезания буквально во все сферы музыкальной деятельности, к которым хоть как-то применим компьютер. Я не говорю, что это плохо. В данной компании работают действительно хорошие специалисты, и они прекрасно делают свое дело. Однако постоянная экспансия несколько подавляет...

В данной статье речь пойдет о продукте Steinberg B.Box, который является компьютерным воплощением стандартных ритм-машинок, на которых и создавались ритм-треки многих электронных команд тогда, когда компьютеры в музыке широко не применялись. Первоначальная версия B.Box называлась Hammerhead. Достаточно просто сделанная, она пользовалась большой популярностью трекерщиков и просто начинающих музыкантов. Новая версия, то есть собственно сам B.Box, отличается гораздо большей функциональностью и более качественным дизайном, чем Hammerhead.

"Так что же такое ритм-машинка и с чем ее едят?" - спросите вы. Ритм-машинка - это аппарат, способный либо синтезировать, либо воспроизводить звуки ударных (барабанов, хэтов, тарелок, бас-бочек) в определенном пользователем порядке. Основное отличие данного рода софта от стандартных секвенсоров заключается в двух моментах: идеология программирования ударных не потрековая, а паттерновая (то есть весь виртуальный ритм-трек разбивается на части, то есть паттерны, которые в свою очередь делятся на такты, после чего все это проигрывается в установленном порядке нужное количество раз); сэмплы находятся не в музыкальном модуле и не в ROM звуковой карты, а в оперативной памяти компьютера (что позволяет пользователю создавать достаточно объемные банки звуков, причем можно использовать и те файлы, которые были просэмплированы или синтезированы самостоятельно).

Итак, приступаем к работе. Главное окно b.box (см. рис. 1) представляет собой стандартное окно windows,
с многофункциональным окном вверху и самой драм-машинкой в центре. Условно интерфейс программы можно разделить на пять частей: графический секвенсор, блок управления секвенсором, блок управления ударными (сэмплами), блок эффектов и стандартное меню.

Графический секвенсор

Графический секвенсор (см. рис. 2) представляет собой ряд кнопок,
которые могут находиться в двух состояниях - включенном/выключенном. Эти кнопки являются графическим воплощением списка, который показывает должен ли активный барабан или перкусионный сэмпл проигрываться в тот или иной минимальный отрезок времени, установленный программой. Один такт опционально делится на шестнадцать таких частей (так называемые шестнадцатые). В зависимости от надобности размер доводить это деление до 265 (путем увеличения количества тактов в блоке управления секвенсором), однако стоит помнить, что при этом придется увеличивать темп проигрывания на соответствующую величину (так как значение темпа рассчитывается из опционального деления).

Блок управления секвенсором

Блок управления секвенсором (рис.3) является одной из основных и наиболее важных частей данной программы.
Именно в нем определяется количество тактов в паттерне, при редактировании отражается номер текущего такта. Также посредством горизонтального слайдера регулируется общий темп ритм-партии и параметр shuffle, силу, с которой варьируется запрограммированная партия. Также в состав блока управления секвенсором входит набор кнопок для переключения паттернов (дело в том, что вы можете редактировать и работать сразу над несколькими паттернами в одном окне).

Блок управления ударными

В средней части окна b.box находится блок управления ударными (рис. 4).
Он представляет собой ряд из восьми графических блоков, которые являются отображением каждого из восьми возможных каналов ударных. Каждый блок содержит горизонтальный слайдер громкости соответствующего канала (на который и определяется тот или иной ударный или перкуссионный звук), цифровое значение громкости выводится рядом. Также каждый блок содержит окно, где выводится название звука, который в данный момент назначен на данный канал. При нажатии на это окно на экране открывается другое окно (см. рис. 5),
в котором и производится назначение на канал либо звука из внутреннего банка сэмплов, либо звука из пользовательского банка (которые в свою очередь загружаются в память компьютера из главного меню).

Чуть ниже, под окном, где выводится название звука, определенного на канал, находятся два изменяемых параметра: mute и distort. Включение параметра mute с помощью клика мышки выключает требуемый канал, а включение distort. подсоединяет этот канал к блоку дисторшна.

Блок эффектов

К сожалению, блок эффектов (рис. 6), мягко говоря, не поразил меня своим разнообразием.
Там есть лишь дисторшн, который управляется всего двумя параметрами: distortion и threshold. Первый регулирует глубину наложения эффекта, а второй - его частотные характеристики.

Стандартное меню

Как и во всех других программах, File содержит некоторый набор функций, который не надо объяснять даже новичку: Open/Save - открывать/сохранять ритм-партии, New - для очистки памяти и подготовки к работе над новыми ритмами. Единственное, что здесь заслуживает внимание, так это функция stream to disk, которая сгоняет в стандартный Wav-файл либо текущий такт (если указана опция current measure), либо целый паттерн (если указана опция whole pattern), либо записывает последовательность, определенную пользователем посредством включения/выключения кнопок start и stop.

В Edit также наблюдаются стандартные функции Copy, Paste, с тем лишь отличием, что они специально адаптированы под нужды B.Box. Copy позволяет скопировать как канал, так и такт, а также и паттерн. Paste существует в двух модификациях: paste и paste mix. Paste mix вклеивает нужный фрагмент без затирания того, что было до него. Также в Edit присутствует ряд специфических функций: Channel Fade In/Out (постепенное увеличение или уменьшение значения velocity (сила удара) активного канала в такте при проигрывании), Channel Pan Left to Right и Right to Left (изменение значения панорамы активного канала в такте при проигрывании слева направо и справа налево), Channel Center (установление панорамы активного канала на центр), Channel Pan Randomly (случайное изменение панорамы активного канала), Channel Pan Inverse (изменение значения панорамы активного канала на противоположное), Channel Pan Сustom Slide (установка пользовательских значений изменения панорамы активного канала). Функции же Measure Fade In/Out позволяют сделать постепенное увеличение/уменьшение значения velocity всего такта (то есть всех каналов одновременно).

В Various с помощью функции 16 step measure или 12 step measure вы можете изменить размер тактов в паттернах со стандартного 4/4 на более экзотический 3/4. А функция humanize позволяет несколько исказить запрограммированный паттерн, дабы придать ему более очеловеченное, живое звучание.

User Bank служит для управление банками сэмплов пользователя. С помощью Load вы можете загрузить либо свой банк, либо банки, идущие в комплекте с программой. Edit вызывает редактор банков, позволяющий загружать сэмплы в формате Wav в банк, прослушивать их и давать им названия.

В общем B.Box удачная программа для создания барабанных лупов. Она позволяет делать профессиональные ритмы, которые после соответствующей обработки в Sound Forge или WaveLab вполне могут использоваться в музыке любых стилей и направлений.

Ник Худяков (I.C.)

- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета