PCI-аудио: дешевле и все так же сердито

PCI-аудио: дешевле и все так же сердито



Такое впечатление, что скоро в слот ISA на материнской плате и поставить нечего будет. Долго держались, скажем, звуковые ISA-платы, но и их дни, похоже, уже сочтены. По крайней мере, сегодня предлагается много разных PCI-аудиокарт, в их числе есть и дешевые.

Вообще, звуковых чипсетов разработано великое множество. Их выпускают почти все специализирующиеся на компьютерных микрочипах фирмы, привыкшие к массовому производству своих микросхем и имеющие в портфеле не по одному такому кристаллу. Благо особенно сложными их не назовешь - чай, не микропроцессоры и не графические акселераторы. А массовое производство, как известно, предполагает низкие цены. Плюс конкуренция, сбивающая их еще больше и заставляющая конструкторов постоянно работать над новыми версиями.

Как это принято и для других компьютерных устройств, звуковые платы можно разделить на три категории: самые дешевые и массовые - начального уровня, как принято говорить; среднего уровня и по сложности, и по характеристикам и возможностям; высшего класса - "хай-энд", в том числе и профессиональные. Первые звуковые PCI-адаптеры были довольно дороги и, поскольку обладали функциональными возможностями выше среднего, отчетливо просились в высший или средний класс. Но вот на рынок выплеснулась вторая, а затем и третья волна PCI-аудиокарт, они уже успешно конкурируют и в самом дешевом разряде. Причем практически не уступая по характеристикам своим предшественницам, явно превосходят платы с ISA-интерфейсом.

Что вообще дает переход на шину PCI в звуковых платах? Главное, разумеется, связано со значительно, на порядок, более высокой пропускной способностью PCI по сравнению с ISA. Благодаря этому появляется реальная возможность обрабатывать одновременно несколько высококачественных цифровых аудиопотоков, а не один. Например, для 16-битового стереозвука с частотой сэмплирования 44 кГц, при которой верхний предел частот звукового сигнала равен 22 кГц, требуется поток в 180 килобайт в секунду - для шины PCI это пустяки. Как следствие, упрощается микширование, растет качество звука, расширяется его динамический диапазон и снижается уровень шумов.

Во-вторых, шина PCI обладает лучшими средствами управления. Тут и знаменитая Plug & Play, упрощающая установку и конфигурирование устройств, устраняющая риск конфликтов между ними, и другие более мощные способы доступа к памяти и иным системным ресурсам. Теперь нет нужды устанавливать на звуковые платы собственную память, существенно поднимающую их стоимость, через PCI можно спокойно работать с оперативной памятью компьютера.

Среди дешевых звуковых плат, появившихся в продаже в последнее время, мое внимание привлекла построенная на неизвестном мне до этого звуковом PCI-чипсете Trident 4DWAVE-DX. Об этой плате я и хочу вам сегодня рассказать. К сожалению, продается она в ОЕМ-версии, и, как это бывает, ни на коробке, ни на самой плате я не смог найти упоминаний о производителе. Впрочем, не в названии счастье. На столь же безымянных ОЕМ-платах делают свои компьютеры многие маститые компании и не боятся, что работать будут плохо.

Характеристики

Возможности этой звуковой платы определяются чипом Trident 4DWAVE-DX. И они довольно приличны. Использование 32-битовой шины PCI 2.1 обеспечивает 20-кратный прирост эффективности по сравнению с ISA. Многопоточная, или многоголосая, обработка поддерживается встроенной в чип кэш-памятью - отдельной для каждого канала. Аппаратно реализован и многоканальный микшер.

В отличие от дешевых звуковых ISA-плат их сестрички с шиной PCI обычно имеют табличный MIDI-синтезатор, обеспечивающий гораздо более высокое качество MIDI-звука. В данном случае синтезатор 64-голосый полифонический. Для волновых таблиц не требуется локальная память, они размещаются в основной памяти компьютера, где могут занимать от 1 до 6 мегабайт. Естественно, поддерживается технология загрузки сэмплов DLS-1, расширяющая возможности творческого использования платы и поднимающая ее в этом отношении на профессиональный уровень. Для MIDI применяются обычные эффекты - реверберация, хор и эхо.

Но для звуковой платы дешевой ценовой категории MIDI-технология не столь важна. Главное, как обстоят дела с играми и системными звуками, обычно записанными в WAV-формате. Trident 4DWAVE-DX поддерживает до 64 каналов DirectSound. Поддерживается и позиционный звук DirectSound 3D с набором объемных эффектов. Это очень полезно для игр, так как создает реальную звуковую картину виртуального мира. Применена технология позиционного звучания QSoft3D от QSound.

Нормально обстоят дела и со старыми играми, рассчитанными на DOS. Плата Trident 4DWAVE-DX совместима со стандартами SoundBlaster, SoundBlaster Pro, AdLib. Причем качество синтезируемого звука улучшается путем преобразования в реальном времени FM-синтезированного звука в таблично-синтезированный. Эта технология называется VirtualFM.

Что касается количественных оценок качества звука, обеспечиваемого платой Trident 4DWAVE-DX, то в документации они особенно не афишируются. Однако факт, что плата поддерживает частоту дискретизации до 48 кГц, что по идее дает полосу аналогового звукового сигнала от 20 до

24,000 Гц. Реально диапазон воспроизводимых платой частот во многом зависит от примененного на ней кодека АС'97 и, конечно, несколько уже. От кодека зависит и соотношение сигнал/шум. По приведенным данным оно достигает 90 дБ. Эта цифра также вызывает некоторые сомнения. В то же время чип Trident 4DWAVE-DX располагает встроенным прецизионным цифровым 26-битовым микшером, обеспечивающим высококачественный 16- и 20-битовый звуковой сигнал на выходе.

При прослушивании у меня сложилось несколько иное представление о параметрах платы Trident 4DWAVE-DX. Нет, качество звука существенных нареканий не вызвало, но и выдающимся я его не назвал бы. Шум явно выше декларируемого, так как он отчетливо прослушивался на подключенном внешнем высококачественном усилителе. Кроме того, мне показались несколько сумбурными выдаваемые платой низкие частоты, в то время как высокие иногда выглядят утрированно. Впрочем, в процессе игры вам будет не до этих меломанских тонкостей.

И последнее. На плате есть разъемы для подключения CD-ROM и еще одного источника звука, находящегося внутри системного блока компьютера. Внешние разъемы позволяют подключить микрофон и джойстик. Есть линейные вход и выход. Выход может использоваться для подключения как активных колонок (в обход усилителя на плате), так и наушников (сигнал усиливается). Чтобы переключить режим звукового выхода, надо на плате переставить две перемычки.

Чуть не забыл, есть на плате разъем для подключения РС-динамика. Одна беда, не подходит он по размеру. Для динамика в компьютере обычно используется 4-контактный разъем, причем средняя пара контактов не задействована. На Trident 4DWAVE-DX же разъем 2-контактный, и его никак не удается состыковать со шнурком спикера. Зачем это делать, я, кстати, не понимаю.

Плюсы и минусы

Теперь пора поделиться кое-какими наблюдениями и размышлениями. Главным и самым очевидным достоинством платы на Trident 4DWAVE-DX является ее дешевизна - стоит она всего-то $25. При такой цене и требования особые предъявлять неудобно, а тут вам предлагают такой букет возможностей.

Следующий плюс - простота инсталляции. Плата Trident 4DWAVE-DX устанавливается в любой свободный слот PCI, после чего Windows с радостью обнаруживает новое мультимедийное PCI-устройство и предлагает поставить драйверы под него. Сделать это несложно, так как они на прилагаемом компакт-диске записаны в стандартном для Windows варианте - без специальной инсталляционной программы. Указываете папку с драйверами - и вперед.

Нет в комплекте хитроумных программ настройки, все делается с помощью окна свойств драйвера, открываемого через опцию "Система" панели управления. Такой вариант я нахожу оптимальным. Просто не понимаю, зачем надо производителям огород городить, когда в операционной системе уже все придумано и место отведено под настройку.

Но, кстати, в драйвере выплывает первый и самый серьезный недостаток. Почему-то нельзя отключить режим 3D-расширения звука. Он обеспечивает достаточно сильный эффект, но далеко не всегда уместен. Скажем, для игр это как раз то, что надо, но вот слушать музыкальные компакт-диски с этим эффектом, мягко говоря, неудобно.

Вторая проблема, с которой я столкнулся, была связана с драйверами для старых DOS'овских цацек. Программа установки, ничего не спрашивая, запихнула их в Autoexec.bat, после чего моя Windows 98 с установленным Virus Shield стала намертво зависать при загрузке. Для борьбы с этим есть два варианта: убрать Virus Shield или удалить DOS-драйверы. Я, конечно, предпочел последнее, тем более что уже давно не попадались игры, которым эти драйверы были бы нужны.

До серьезного аудиорешения плата Trident 4DWAVE-DX недотягивает не только ценой, но и некоторыми возможностями. На ней, в частности, нет цифрового входа SP/DIF, позволяющего получить более качественный звук с CD-ROM или другого цифрового плейера. Но, как я уже говорил, эти штучки обычно встречаются у плат, которые стоят втрое дороже.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой CD-Life
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1998 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета