В поисках золотой середины...

В поисках золотой середины...



Доказано, что на платформе РС можно создать высокопроизводительную графическую рабочую станцию. Или, если требуется, крутую систему для видеомонтажа. А как это сказывается на самих персональных компьютерах?

Для рабочих РС-станций производители выбирают очень мощные и, следовательно, дорогие графические или специализированные платы. Такие графические платы по вычислительной мощности практически не уступают самому компьютеру на Pentium II. И по стоимости тоже.

На рынке персональных компьютеров подобная практика обречена на провал. Поэтому производители вынуждены искать компромиссные решения, обладающие развитыми функциональными возможностями, гарантирующие неплохое быстродействие и в то же время максимально дешевые. Дешевизна эта, конечно, относительная, но удается собрать системы, цена на которые не вызывает столбняка у массового покупателя.

Из предлагаемых графических чипов у крупных производителей персоналок большой популярностью пользуется 3D Rage Pro, созданные компанией ATI Technologies. Одним из самых известных у нас поставщиков плат на его базе является тайваньская ASUSTeK Computer, Inc. Недавно она предложила AGP-вариант своего популярного ускорителя V264GT3.

Описание

Плата AGP-V264GT3, будучи очень близка по архитектуре акселераторам XPERT@Play и XPERT@Work, выпускаемым ATI, кое в чем от них существенно отличается. Но сначала немного о самой плате.

AGP-V264GT3 - многофункциональное устройство. Кроме функций Windows-акселератора и 3D-графики у нее неплохие возможности работы с видео. Она построена на 64-битовом чипе 3D Rage Pro, в котором впервые в индустрии была реализована поддержка спецификации AGP 2Х. Это обеспечивает преимущество в скорости обмена данными с памятью и процессором относительно не только PCI-адаптеров, но и плат с AGP 1Х.

На AGP-V264GT3 установлены 2 мегабайта 100-мегагерцевой памяти SGRAM. У локальной 64-разрядной шины доступа к ней пропускная способность до 800 мегабайт в секунду. Память можно нарастить с помощью модулей специальной конструкции. Для них предусмотрено гнездо, в которое устанавливается один 2- или 4-мегабайтный SIMM, что увеличивает видеопамять до 4 или 6 мегабайт.

Интегрированный в чип 3D Rage Pro 220-мегагерцевый цифроаналоговый преобразователь обеспечивает частоту регенерации экрана 85 Гц при разрешении 1,600 х 1,200 пикселов (для этого режима требуются 4 мегабайта памяти). При наиболее популярном разрешении 1,024 х 768 пикселов частота кадров равна 140 Гц.

Базовых 2 мегабайт памяти однако хватает лишь на воспроизведение 65 тысяч цветов, поэтому целесообразно остановить выбор на 4- или 6-мегабайтной конфигурации. В этом случае вам будет доступна полная палитра в 16.7 млн. цветов. Как и другие платы на чипах семейства 3D Rage, ASUS AGP-V264GT3 поддерживает режим упакованных пикселов.

Хотя для воспроизведения на экране 16.7 млн. цветов на каждый пиксел требуется три байта, организация памяти обычно подразумевает обмен 2-байтными словами и на пиксел отводятся 4 байта. Таким образом, при 32-битовом режиме палитра не увеличивается, как можно было бы подумать. При упакованных пикселах на каждый из них расходуются ровно 3 байта, что увеличивает "пиксельную" емкость памяти. Благодаря этому при 4 мегабайтах можно получить полный цвет на разрешении 1,280 х 1,024, а не 1,152 х 864, как у не поддерживающих упакованные пикселы акселераторов.

Для работы с "живым" видео на AGP-V264GT3 имеются два входа - композитный (RCA) и S-Video - и два таких же выхода. Поддерживаются телевизионные стандарты PAL и NTSC. Ко входам можно подключить камкодер, видеомагнитофон или TV-тюнер - два устройства одновременно. К композитному выходу удобно подключить телевизор. Это дает возможность просматривать видео или играть на большом экране. Приятная особенность AGP-V264GT3 состоит в том, что картинка одновременно выводится и на монитор, и на телевизор. Правда, одна и та же, но ведь многие платы не способны и на это.

С точки зрения 3D-графики AGP-V264GT3 обладает полным набором необходимых функций. В чип встроены геометрический и текстурный процессоры, в нем же расположен 4-килобайтный текстурный кэш. Поддерживаются динамическая z-буферизация, сглаживание краев, билинейная и трилинейная фильтрация текстур, MIP-текстурирование, коррекция перспективы, закрашивание по алгоритму Гуро. Среди атмосферных эффектов - альфа-смешивание, дымка, видеотекстурирование, точечное освещение.

Инсталляция и работа

Установка драйверов выполняется стандартным для Windows 95 путем. С компакта автоматически запускается программа инсталляции, но она не устанавливает драйверы, а предлагает подробное описание этого процесса. Учтите, что AGP-плата требует наличия Windows 95 версии OSR 2.1 и старше или Windows 98. С версией OSR 2.0 ничего не получится.

Компания ASUS предлагает воспользоваться драйвером, написанным ATI для плат на 3D Rage Pro. Он обладает массой полезных функций, компактно собранных всего на трех страничках в диалоге Display Properties. Первая страничка позволяет отцентровать картинку на экране, выбрать оптимальную частоту кадров и с помощью тестовых картинок проверить монитор. Вторая отвечает за организацию "виртуального рабочего стола", площадь которого превышает разрешение монитора. Этим пользуются редко. Третья страничка помогает отрегулировать цветовоспроизведение, выполнить тональную коррекцию для обычных режимов и MPEG-воспроизведения. Рекомендую обратить на нее внимание профессионально работающим с графикой. Аналогичные настройки производятся и с помощью утилиты ATI Desktop Control Panel.

На компакте поставляется удобная утилита для видео. Она также написана компанией ATI и отличается привлекательным интерфейсом. С ее помощью можно настроить параметры воспроизведения, просмотра и записи видео. Очень удобна она именно для просмотра, так как оцифровкой многие предпочтут заниматься с помощью своих любимых профессиональных программ. ASUS AGP-V264GT3 поддерживает различные разрешения видеоокна - до 640 х 480 пикселов. Предусмотрен также полноэкранный режим, когда картинка занимает всю площадь дисплея, остаются только кнопки управления воспроизведением. Очень интересный режим, когда картинка с видеовхода используется в качестве фона для рабочего стола.

Однако с точки зрения записи цифрового видео эта плата не удовлетворит требовательного пользователя. Несмотря на гибкость в отношении разрешений и форматов кадра она почему-то записывает картинку с чересстрочными наложениями кадров. Это, возможно, позволяет сгладить изображение при просмотре, но очень неудобно при оцифровке, так как вынуждает использовать фильтр De-Interlace.

Не блещет AGP-V264GT3 с точки зрения 3D-графики. Обилие функций и эффектов еще не означает высокой производительности. При тестировании с помощью Demo1 Quake II эта плата показала скорость 14 и 10 fps при разрешениях 640 х 480 и 800 х 600. В случае GL Quake результаты выше - 18.5 и 11.9 fps соответственно. Кстати, поддержка OpenGL в стандартном драйвере отсутствует, поэтому я воспользовался бета-версией OpenGL-драйвера, распространяемой ATI для плат на 3D Rage Pro. Он подошел без проблем, а вот более свежие, чем на компакте ASUS, Windows-драйверы от ATI мне установить не удалось.

При использовании Direct3D плата AGP-V264GT3 показала более приемлемую скорость. По тесту Forsaken частота кадров составила 30.79 и 24.22 fps при разрешениях 640 х 480 и 800 х 600. Это меньше, чем продемонстрировала плата ATI XPERT@Work, выполненная на том же чипе, но значительно лучше, чем у платы предыдущего поколения ASUS 3DP-V264GT/Pro (у нее было 13.04 и 9.09 fps соответственно). Под Direct3D плата AGP-V264GT3 несколько уступает акселераторам на 3Dfx Voodoo и круто проигрывает платам на базе nVIDIA Riva 128, которые демонстрируют не менее 50 fps. К тому же четвертая тестовая игра Turok вообще пошла с такими странными картинками, что вопрос о частоте кадров задавать стало просто неуместно.

Чем приятно удивила ASUS AGP-V264GT3, так это неожиданно высокой производительностью по WinBench 97. Например, она показала при разрешении 1,024 х 768 пикселов и 16-битовом цвете 112 Business Graphics WinMarks и 45.6 High-End Graphics WinMarks против 72.6 и 37.3 у ATI XPERT@Work. В обоих случаях тестирование происходило на компьютере с 266-мегагерцевым Pentium II и 64 мегабайтами памяти. Переход на более быстрые процессоры продемонстрировал обычный прирост быстродействия.

Гораздо интереснее то, что производительность AGP-V264GT3 снизилась всего на несколько пунктов при увеличении разрешения до 1,280 х 1,024 пиксела и сохранении 16-битового цвета. В частности, для 266-мегагерцевой системы скорость упала до 105 и 45 WinMarks. На более мощных процессорах разница оказалась еще меньше. К сожалению, увеличение палитры до 32-битовой привело к падению производительности практически в 2 раза - 55.3 и 34 WinMarks при разрешении 1,024 х 768.

Вердикт

Судя по результатам тестирования, плата ASUS AGP-V264GT3 лучше всего подходит на роль 2D-акселератора для Windows. В этом случае она выступает наравне с лидерами - Matrox Millenium II и ASUS AGP-V3000 (на Riva 128) - и при практически равной производительности выигрывает в цене. Ее также хорошо использовать для деловой и демонстрационной графики, когда работа не требует полного 32-битового цвета, так как с ним она уже заметно уступает упомянутым акселераторам.

Работать с трехмерной графикой и видео с AGP-V264GT3 нецелесообразно. В первом случае она не обеспечивает требуемой скорости, а во втором хромает качество. Развлечься 3D-игрушками или посмотреть фильм можно без проблем, но я имею в виду профессиональную работу. Не получат удовольствия и геймеры-сетевики, которым более высокая, чем у противников, скорость продлевает жизнь и повышает результаты.

В целом можно сказать, что ASUS AGP-V264GT3 - очень хорошая плата для Windows, позволяющая приобщиться к 3D- и видеотехнологиям. Как раз то, что надо сегодня для массового персонального компьютера. Относительно недорога, хорошо справляется с основной работой и на любительском уровне - с побочными "специальностями". Если же захотите большего, готовьте кошелек и отправляейтесь на поиски более профессиональных решений.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой Sky Systems
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета