Набор плагинов для обработки звука DSP FX - будущее компьютерных звуковых технологий

Набор плагинов для обработки звука DSP FX - будущее компьютерных звуковых технологий



С каждым днем технологии обработки звука с помощью компьютера прогрессируют. Если раньше многие звукорежиссеры в студиях, да и простые пользователи компьютеров, мягко говоря, сомневались, что дома, обладая минимумом специальных аппаратных средств, можно создавать или редактировать музыку и звуковые файлы достаточно высокого уровня, то сейчас это ни у кого не вызывает сомнений.

Программное обеспечение все совершенствуется, вычислительные мощности современных компьютеров повышаются. Исходя из этого, то, что раньше делалось с мощью узкоспециализированных аппаратов, стоящих бешеные деньги, можно сделать сейчас на обыкновенном PC, причем не слишком навороченном. Конечно, такой софт стоит далеко не дешево, однако в нашей стране этот вопрос решается просто...

Ярким примером смещения интересов от аппаратуры к программному обеспечению для работы с цифровым звуком может служить набор плагинов, разработанных компанией Power Technology DSP FX. Эти плагины предоставляют пользователю поистине фантастические возможности. С их помощью можно обработать даже самые низкокачественные звуковые файлы так, что они зазвучат очень и очень профессионально. По данным опроса, проведенного среди студийных звукорежиссеров, этот программный продукт оценен даже выше, чем уже существующие и очень хорошо зарекомендовавшие себя аппаратные средства соответствующего назначения. А теперь немного поподробнее.

Желательное, но вовсе не обязательное аппаратное обеспечение

Для более быстрой и качественной обработки звука, Power Technonlogy разработала свою собственную звуковую карту, на которой установлен DSP процессор. Это сделано для того, чтобы разгрузить основной процессор машины и сделать возможным работу с DSP FX даже с маломощными компьютерами. DSP FX Processor Cards - стандартная PC-карта, обеспечивающая работу с 32-битными данными и имеющая "на борту" 2-х канальный аналоговый аудио вход/выход, полную MIDI поддержку, а также цифровой интерфейс.

DSP•FX Monolith. Monolith - это модульная настольная система, которая может быть сконфигурирована так, что будет включать в себя до четырех типовых карт DPS FX. Данный модуль соединяется с компьютером через последовательный порт либо через коннектор для ethenet, USB или Firewire. Monolith не требует установки в слот вашего компьютера дополнительной платы, что очень удобно, если вы работаете с ним, используя ноутбук, или если все слоты в вашей домашней машине уже заняты.

Существуют также специальные студийные модификации данного оборудования, но это уже слишком далекий от нас вопрос.

Программное обеспечение

Программное обеспечение, то есть DSP FX pack, не требует обязательной установки специализированных плат, описанных выше. Однако следует учитывать, что в результате этого очень большой объем данных вынужден будет обрабатывать ваш основной процессор, из чего следует, что вам нужна как можно более мощная машина для толковой работы со всеми функциями. Вполне приемлемо все плагины работают на компьютере с процессором Pentium 166MMX и 32Mb оперативной памяти. В стандартный комплект поставок входят следующие надстройки: Multi-Tap Delay, Graphic Reverb, Analog Tape Flanger, Stereo Pitch Shifter, Multi-Element Chorus, Parametric EQ, Auto Panner и Tremolo.

Multi-Tap Delay

Вопрос о мощном и многофункциональном модуле задержек стоял еще со времен появления Sound Forge 3 и CoolEdit. Все то, что было реализовано там, напоминало детские потуги в программировании. Мало того, что все эти задержки были статичными и совершенно не соответствовали каким-либо стандартам, зачастую их интерфейс был настолько запутан различными цифровыми параметрами, что быстро разобраться во всем этом не представляло никакой возможности. Реализованный в комплекте DSP FX графический визуальный интерфейс очень удобен и нагляден. Здесь можно быстро сделать то, что в других программах требовало получаса работы со специальным математическим калькулятором. Да все эти ручки и кнопочки с претензией на real-time очень милы и плодотворно влияют на работу.

С помощью модуля Multi-Tap Delay можно создавать и красивые стерео-задержки, создающие иллюзию того, что вы работаете с Lexicon PCM80, можно делать достаточно грамотное эхо и т.п. и просто для мультимедийных приложений, использующих звук. В общем, классный модуль, с которым хочется работать и который дает отличный результат.

Graphic Reverb

Визуальность, визуальность и еще раз визуальность - вот в чем преимущество компьютерных технологий по обработке цифрового звука по отношению к чисто аппаратным. Graphic Reverb - еще один очень занимательный да и замечательный модуль из DSP FX. Параметры комнаты, служащей для вычисления реверберации, вы можете задавать с помощью мышки, причем на кране показываются размеры помещения, что очень помогает представить, как будет звучать при обработке звук. Отлично реализованные стереоэффекты, а также реалистичность эффектов, позволяет даже в домашних условиях добиться результата, близкого к студийному. Набор пресетов позволяют начинающему пользователю использовать наиболее распространенные алгоритмы, особо не вдаваясь в подробности того, что какая ручка делает. Одним словом, все реализовано очень хорошо.

Stereo Pitch Shifter

Не очень распространенная функция, которая используется достаточно редко. Опять же, все реализовано очень грамотно, но, на мой взгляд, достаточно громоздко. Когда данная функция действительно нужна, я бы пользовался менее навороченными средствами. Но это уже вопрос личных потребностей и пристрастий. В основном такого рода модули используют для корректировки вокала, гармонизации и "расширения" звука.

Parametric EQ

Параметрический эквалайзер порой очень нужная вещь. Его можно использовать для чистки звука от нежелательных шумов, чрезмерно "вылезающих" частот, а также для добавления звуку требуемых частотных параметров. В версии DSP FX этот тип эквалайзеров реализован не очень удобно, более приемлемым вариантом является модуль, входящий в комплект Waves Native Power Pack.

Analog Tape Flanger

А вот это очень ценная штука. Если в других пакетах плагинов вообще не уделяется внимание флэнжерам или они звучат очень явно и грубо, то в модуле от Power Technology все интеллигентно и красиво. Есть возможность работы со стереоэффектами. Причем реализованы алгоритмы не стандартных цифровых флэнжеров, а аналоговых, звучащих более мягко.

Multi-Element Chorus

Только в недавно анонсированном WavLab 2.0 есть еще такая функция, как мультиэлементный хорус. До сего момента производители звукового программного обеспечения обходились лишь одинарными хорусами, которые, однако, были не способны передать тот колорит и качество звука, на которые были способны стационарные аппараты. Сейчас это стало возможным. Многослойный 32-битных модуль из пакета DSP FX можно применять как для инструментальных сэмплов и треков, так и для вокальных и разговорных. Причем на нем можно добиться эффекта голоса робота, лирично звучащего синтезатора и многих других интересных звуковых эффектов.

Auto Panner и Tremolo

Пожалуй, наиболее тривиальные и малоинтересные модули в наборе. Эти функции реализуют почти все производители DirectX плагинов для PC. Их программирование не занимает много времени, а реализация стандартная практически для всех платформ. Может быть, в сочетании с другими эффектами в них и есть толк (например, вместе с задержкой или реверберацией), но в отдельном варианте они не часто требуются.

В заключение хочется добавить, что данный набор программного обеспечения необходим лишь для людей, серьезно работающих со звуком. Для обыкновенного баловства достаточно и того, что уже есть в стандартных звуковых редакторах. А так как специализированные наборы программ даже у нас стоят не очень дешево, то следует всегда задаваться вопросом: "А действительно ли мне нужны именно эти программы и буду ли я ими пользоваться?"

Ник Худяков
E-mail: nick@nestor.minsk.by
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета