Простой способ познакомиться с 3D-анимацией

Простой способ познакомиться с 3D-анимацией



Если вы уже успели обзавестись графической 3D-платой, наигрались и теперь не знаете, что еще можно с ней сделать, рекомендую попробовать свои силы в 3D-анимации. Может, в этом ваше призвание? К тому же это совсем несложно.

Прошли времена, когда пакеты трехмерной графики были по зубам только профессионалу. Причем иногда по зубам прямо-таки били. Ресурсов средней машины катастрофически не хватало, да и только появившиеся тогда мощнейшие Pentium-60 просчитывали простейшие минутные клипы сутками.

Теперь даже далеко не самый крутой компьютер щелкает эти расчеты, как орешки. Особенно приятно, если есть 3D-акселератор, поддерживающий Microsoft Direct3D, тогда визуализация заметно ускоряется и работать одно удовольствие. Появились и программы с удобным интерфейсом, доступным даже новичку. И в то же время они способны на достаточно серьезные вещи, только надо освоить как следует.

Одной из очень элегантных программ 3D-анимации является Simply 3D версии 2.0, созданная компанией Micrografx. Ее интерфейс прост и интуитивно понятен. Перемещения и повороты объектов, на которые вы смотрите с точки, где расположена виртуальная камера, выполняются с помощью мышки. Она выступает в роли 3D-манипулятора, обеспечивая перемещения в пространстве по трем осям одновременно. Надо малость потренироваться, и проблем не будет.

Построение объектов, назначение им материалов, установка света и прочие процедуры трехмерной графики выполняются в большинстве случаев методом "перенес-и-отпустил", давно освоенным пользователями Windows. Сильно помогают в работе контекстные меню, вызываемые нажатием на правую кнопку мышки. У программы Simply 3D несколько инструментальных линеек, которые вы можете разместить в окне как удобнее.

Программа не имеет таких многоэтажных настроечных диалогов, как, например, в CorelDRAW. Можно было бы признать это большим недостатком, но эта особенность Simply 3D облегчает жизнь пользователю и позволяет ему заняться творческой работой, а не включением/отключением сотен опций.

Создание сцены

Трехмерная сцена, то есть все то, что видите перед собой вы и камера, создается в программе Simply 3D разными путями, которые можно комбинировать между собой.

Во-первых, в вашем распоряжении набор примитивов. Это объекты геометрически простой формы - куб, цилиндр, конус, сфера и тор. У куба могут быть закругленные грани или отверстие посередине. Помещая в окно редактирования примитивы и состыковывая их друг с другом, можно легко построить композицию "Страшный сон любимого учителя математики". В принципе, из примитивов создаются достаточно сложные объекты.

Во-вторых, можно воспользоваться каталогом готовых трехмерных объектов. Их не очень много, но зато они построены тщательно и уже снабжены поверхностными текстурами.

В-третьих, имеется возможность импортировать объекты, созданные в других программах или собранные в библиотеки для занимающихся 3D-анимацией профессионалов. Simply 3D поддерживает формат файлов AutoCAD (.dxf), считающийся стандартом де-факто. Благодаря этому для создания сложных объектов можно пользоваться всеми 3D-пакетами и многими программами векторной графики, включая тот же CorelDRAW.

В-четвертых, можно работать с трехмерным текстом. Процесс создания таких объектов несложен, для редактирования текста имеется специальный редактор, в котором можно не только исправить опечатку, но и изменить объем букв, форму краев и т.п. Для создания текстового объекта удобно пользоваться мастером Text Wizard, который шаг за шагом проводит вас через эту процедуру, наглядно демонстрируя, что вы выбираете.

Специальные команды строят заднюю стену и пол.

Материалы, свет и движения

Для объектов на сцене следует выбрать материал - назначить поверхностную текстуру. Чтобы получить красивую картинку, надо также установить источники освещения. Если вы строите не статическую картинку, а анимацию для своей Web-странички, также задать перемещения объектов.

Все эти процедуры легко выполняются с помощью каталога материалов, источников света и анимаций, открытого в нижней части экрана. Вы просто находите в нем нужный раздел, внутри раздела - подходящий ресурс и вытягиваете его в окно редактирования, сбрасывая мышкой на тот или иной объект.

Изменить характеристики материала, источника света и другие назначенные объекту параметры можно с помощью меню, вызываемого правой кнопкой мышки. Если объектов на сцене многовато, удобно ориентироваться в окне Scene Explorer (справа). В нем легко найти не только нужный объект, но и все другие ресурсы сцены. Манипуляции в этом окне тоже выполняются с помощью мышки и не вызывают затруднений у всех, кто знаком с Windows.

Результаты работы

Если бы не было возможности использовать построенное, никто не стал бы с этим возиться. Это очевидно. Проект, созданный вами в Simply 3D, можно сохранить на винчестере в формате S3D (оригинальном формате, придуманном Micrografx для своей программы) или VRML, что позволяет использовать его для 3D-страничек Интернет.

Кроме того, "моментальные" снимки сцены можно записывать в файлы растровой графики и использовать в рекламе, документах и т.п. Если вы построили анимированный 3D-клип для Web, удобнее всего сохранить его в формате Animated GIF. Ролики также записываются в файлы AVI и AutoDesk FLIC (.flc). Это открывает широкие возможности их последующего применения.

Simply 3D позволяет быстро вставлять снимки сцены в приложения Microsoft Office, а также прилинковывать проекты к создаваемым в них документам и презентациям. Например, чтобы поместить кадр в Word, надо нажать на кнопку Render и, когда визуализация закончится, перенести растровую картинку в текст тривиальным копированием с помощью буфера обмена.

Программа Micrografx Simply 3D подкупила меня простотой и скоростью, выгодно отличающими ее от массы подобных приложений других фирм. Отсутствие ненужных, редко используемых функций и инструментов, оказалось, совсем не умаляет ее ценности и не сковывает творческие возможности пользователя.

Однако это далеко не примитивная игрушка, как может показаться на первый взгляд. По возможностям Simply 3D отнюдь не уступает тем первым версиям 3D Studio, с которыми я начинал в свое время работать. Если же профессионала смущает слишком простой интерфейс, его можно переключить на редактирование по трем проекциям и максимально приблизить к тому, с чем приходится иметь дело в более мощных пакетах.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета