Эксперт за работой

Эксперт за работой



Сомневаюсь, что кто-нибудь откажется поставить в свой компьютер графическую 3D-плату. Если с чем и возникнет заминка (кроме, понятно, выбора, какая из плат лучше), так с "моральным" обоснованием, почему без 3D-ускорителя работать хуже.

Не то чтобы народ у нас был совсем зажатый и боялся перерасходовать финансовые ресурсы, но подавляющее большинство пока имеет доступ к машине только на работе. Если бы могли мы свободно обзавестись домашними РС, эти соображения никого не мучили бы. Тут сам себе хозяин и что ни есть самую игровую плату спокойно купишь и поставишь, ни перед кем не отчитываясь. Служебный компьютер - другое дело. Риск нарваться на начальственное "не понимаю" кого хочешь остановит.

Как будто зная о специфических наших проблемах, компания ATI Technologies, Inc. в прошлом году начала выпуск графических 3D-акселераторов XPERT@Work. Само название помогает "пробить" у шефа решение о модернизации - тут тебе и "эксперт", и намек на сугубо производственную ориентацию. На сегодняшний день это уже целое семейство плат, построенных на созданном самой ATI чипе 3D Rage Pro и отличающихся друг от друга дополнительными функциональными возможностями.

Протестировать я взял плату с базовыми функциями, лишенную видео и оснащенную всего 2 мегабайтами локальной памяти. В силу отсутствия "наворотов" это наиболее дешевый вариант, обладающий тем не менее весьма приличными показателями производительности.

64-битовый графический чип 3D Rage Pro, на котором компания ATI строит свои самые мощные адаптеры, относится к новому поколению 3D-акселераторов. Он оптимизирован под системы на базе процессоров Pentium II и позволяет воспользоваться преимуществами шины AGP 2X. В частности, пиковая пропускная способность у этой версии AGP составляет 500 мегабайт в секунду, в то время как многие другие графические чипы поддерживают только AGP 1Х с пропускной способностью вдвое меньшей. PCI-ускорители и вовсе ограничиваются 133 мегабайтами в секунду. Высокая пропускная способность шины дает себя почувствовать в интенсивных графических 3D-приложениях, обеспечивает лучшие возможности для хранения и обработки текстур в основной памяти машины.

Чип 3D Rage Pro оснащен мощным геометрическим энжином с производительностью 1.2 млн. треугольников в секунду, что разгружает центральный процессор компьютера от вычислений, связанных с моделированием 3D-сцен. Встроенный 230-мегагерцевый RAMDAC и поддержка до 8 мегабайт 100-мегагерцевой локальной памяти SGRAM обеспечивают работу с высокими разрешениями (до 1,600 х 1,200 пикселов) при кадровой частоте 85 Гц и 24-битовом цвете.

Как видите, возможности чипа 3D Rage Pro, реализованные в платах серии XPERT@Work, вполне подходят для профессионального применения. Кроме того, у этого чипа неплохие задатки для работы с видео, MPEG и DVD. Однако взятая мной для тестирования модель XPERT@Work на это не рассчитана, так что обсуждать их не стоит.

Поскольку на этой плате стояли только базовые 2 мегабайта памяти, диапазон разрешений и глубины цвета был ограничен 1,280 х 1,024 пиксела при 256 цветах, 1,152 x 864 или 1,024 х 768 пикселов при 16-битовом цвете. Чтобы нарастить память и получить доступ к более высоким разрешениям, следует поставить в разъем на правой стороне платы специальный модуль расширения на 2 или на 6 мегабайт. В принципе такая возможность у меня была, но я решил ее проигнорировать, чтобы предложить вам результаты для самой дешевой конфигурации.

При тестировании с помощью Winbench 97 в системе с 266-мегагерцевым Pentium II эта плата продемонстрировала неплохое быстродействие 2D-графики. При 1,024 х 768 пикселов и 16-битовом цвете она показала 72.6 Business Graphics Winmark и 37.3 High-End Graphics Winmark. Это значительный шаг вперед по сравнению с платами на предыдущем поколении чипов от ATI - плата ASUS 3DP-V264GT/Pro на базе 3D Rage II в аналогичных условиях показала только 49.9 и 22.1 соответственно. С другой стороны, наиболее быстрые 2D-акселераторы, например Matrox Millenium II (121 и 58.2 Winmarks соответственно), заметно обгоняют протестированную мной ATI XPERT@Work.

Однако при этом надо учитывать, что XPERT@Work представляет собой полноценный 3D-ускоритель, в то время как та же Matrox Millenium II располагает только несколькими основными 3D-фун-кциями. По игровой 3D-произво-дительности XPERT@Work находится на уровне плат на 3Dfx Voodoo и Voodoo Rush. При выполнении DEMO1 в Quake II она показала частоту кадров 24 fps при разрешении 640 х 480 и 16.7 fps при 800 х 600, что очень близко к характеристикам Cardex Dragon 1000 на Voodoo и почти в два раза лучше, чем у Helios 3D Voodoo Rush. При использовании Direct3D производительность XPERT@Work оказалась на уровне карты Helios 3D - 22.4 Turok TMarks при 640 х 480.

Несколько слов необходимо сказать о драйверах. Как обычно, на компакте, входящем в комплект ATI XPERT@Work, нашлись драйверы для всех систем, но в старых версиях. За более свежими, исправленными и оптимизированными драйверами пришлось посетить Web-сайт компании (http://support.atitech.ca). На этом же сайте удалось найти и бета-версию драйвера поддержки OpenGL для системы Windows 95/98. Его скачивание предваряется обильными оговорками, из которых следует, что драйвер OpenGL для Windows 95 пока предназначен для Quake и может содержать кучу ошибок, но я на них не нарвался. Впрочем, я и не проверял, как он работает с 3D MAX или AutoCAD. Под Windows NT, которой отдают предпочтение профессионалы, проблем и вообще быть не должно.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой Sky Systems
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета