Участь белого человека

ДИСКОТЕКА



Участь белого человека

Обычный средний человек, когда сталкивается с понятием расизм, зачастую представляет себе хлопковые плантации рабовладельческого Юга Соединенных Штатов, белые балахоны, пылающие в ночи кресты ку-клус-клана и многочисленные случаи зверств старорежимной белой полиции Южной Африки над чернокожим населением этой страны. В любом случае, представляется нечто совершенно отвлеченное и в обычной жизни не встречающееся.

Примерно так рассуждает Таддеуш, крупный преуспевающий американский бизнесмен, - один из главных персонажей фильма WHITE MAN'S BURDEN (УЧАСТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА), изданного на видео CD издательским домом "ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР". Он (Тадеуш) собран, добр и по-своему демократичен. Его никто не может обвинить в расизме. Среди представителей противоположной расы тоже встречаются приличные люди. Только большая часть из них растет без отцов, поэтому-то и встает на скользкий путь преступлений.

В этом же городе живет и работает Луис. Он обычный маленький человек, всю свою жизнь стремящийся соблюдать правила. Правила гласят, что каждый человек должен работать, и Луис трудится, не покладая рук. Правила гласят - для того чтобы преуспеть, нужно работать очень усердно. И Луис стремится к успеху. Он выполняет всякие поручения начальства даже в свое свободное время, полагая, что это будет замечено и его повысят в должности.

Однажды шеф Луиса посылает его с поручением передать какие-то важные бумаги мистеру Таддеушу. Так получается, что, подъехав к заднему крыльцу, как ему было сказано, Луис оказывается свидетелем сцены переодевания жены Таддеуша. Женщина выходит из душа, даже не обращая внимания на открытые настежь окна. Произошла случайность, не более того, но заметивший это Таддеуш на одной из вечеринок вежливо просит начальника Луиса больше этого посыльного к нему не присылать. А тот, опять же в пределах своих полномочий, просто берет и увольняет Луиса, несмотря на отменный восьмилетний послужной список. И с этого момента рушится вся жизнь Луиса. Работы нет. В бюро по трудоустройству могут предложить лишь самый неквалифицированный труд, оплата за который не способна прокормить даже одного человека. А у него жена, сын и дочь, которых он очень любит. Через две недели домовладелец выкидывает их на улицу.

И тут оказывается, что окружающий мир устроен более чем странно. Полиция может схватить человека, ткнуть мордой в крышку багажника, приставить к голове заряженный револьвер и потребовать документы. А потом, после выяснения, что перед ними ни в чем не повинный человек, просто хмыкнуть разочарованно и пробормотать, что, мол, вышла ошибка, что они извиняются и что он всего-навсего оказался похож на описание какого-то грабителя банков. Причем невиновного человека полиция может даже избить, если он просто подвернется под горячую руку.

"Что тут удивительного, и почему фильм УЧАСТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА надо обязательно посмотреть?" - скажите вы. Мало ли, кто и почему потерял работу. Мало ли, кого и за что избили. Только в этом фильме режиссер несколько переставил местами кое-какие детали. Таддеуш, которого играет известный актер Гарри БЕЛАФОНТЕ, - черный. А Луис, в исполнении неподражаемого Джона ТРАВОЛТЫ - белый. И вообще, в ленте УЧАСТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА доминируют черные. Это они представляют основной костяк правящего класса, они руководят предприятиями (старший менеджер Луиса тоже черный), они составляют основную массу полицейских, они сдают в аренду жилье. Это их мир, их правила, их жизнь. В этом мире белые занимают место исключительно у подножия социальной пирамиды. Им принадлежат лишь трущобы, куда не слишком торопятся приезжать полицейские, куда практически невозможно вызвать скорую помощь.

Все, что происходит в ленте УЧАСТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА, просто-напросто является отражением обычной реальной жизни сегодняшней Америки, которую показали талантливые актеры первой величины. Благодаря тому, что это именно отражение и привычные вещи поменялись местами, становится заметным то, что обычно ускользает из поля зрения. Трагизм этой потрясающей драмы как раз в том, что никто из ее участников вроде как и не виноват. Никто ничего не нарушил. Никто никого не притеснил. В этом кроется причина большой убедительности фильма. Все его персонажи думают и поступаю правильно, как поступили бы многие из нас.

Отчаявшись после многочисленных неудач в поисках работы, оказавшись выброшенным на улицу, разлученный с собственной семьей, Луис пытается пробиться к Таддеушу и объяснить недоразумение, но очень занятой бизнесмен не находит для какого-то безвестного нищего белого просителя и двух минут своего драгоценного времени. Даже потом, когда загнанный обстоятельствами в угол Луис захватывает виновника всех своих несчастий в заложники и требует вернуть ему лишь те деньги, которые он бы заработал, не окажись на улице по столь чудовищно несправедливой причине, Таддеуш продолжает рассуждать обо всем исключительно со своей колокольни. Зная, почему все произошло именно так, тем не менее он всего лишь пытается найти оправдание поступкам Луиса. Ему даже в голову не приходит, что не Луис виноват в этом, а он сам. Более того, после неудачного побега Таддеуш в ярости оставляет попытки самокопания и прячется за очень удобным моральным укрытием. Он не просил никого увольнять. Он не просил никого выселять. Масса людей теряет работу. Нормальные люди в этом случае находят себе другую, а не берут заложников. И вообще, все случившееся исключительно личная проблема Луиса и больше никого.

Фильм УЧАСТЬ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА крайне трудно пересказать. Даже наоборот. Его нельзя пересказывать, его надо обязательно посмотреть, потому что отменная игра актеров, помноженная на прекрасный сценарий, позволит каждому человеку самому понять, откуда берется расизм, в чем он проявляется, к каким последствиям он приводит и каким образом в жизни все может получиться совершенно неправильно и несправедливо, хотя все, от кого хоть что-то зависит, поступают вроде как честно, в полной гармонии со своей совестью.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by

Компакт-диски предоставлены
фирмой "ВИДЕОПЕЧАТЬ"
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1998 год в рубрике дискотека :: кино

©1997-2024 Компьютерная газета