soft :: субд

Текст набран. Что дальше? 2


Текст набран. Что дальше?

Продолжение. Начало в "КГ" № 16

Теперь стили. Самое замечательное изобретение всех времен и народов и самая нужная функция в подобных системах. Я лично вообще не представляю себе процесс верстки без стилей. Что же такое стиль?

Стиль - это набор параметров текста, собранных под одним условным именем. Применяя к выделенному тексту определенный стиль, вы применяете к нему все эти параметры сразу, и вам не надо каждый раз продираться через различные меню и диалоговые окна. И при изменении параметров в стиле они автоматически применяются к "помеченному" этим стилем тексту. Стили даже в Word'е есть, но если бы вы, как и я в свое время, впервые столкнулись бы с применением стилей именно в PM, то вас бы удивила "корявость" Word'а. Настолько все наглядно и удобно сделано в PageMaker'е. Есть палитра стилей (Ctrl+Y), из которой можно выбрать стиль для применения или для редактирования (если щелкнуть на имени стиля при нажатом . При открытии нового документа в PM уже определены несколько стилей с более-менее стандартными параметрами для текста, но ничто не мешает вам отредактировать их или создать свои стили. Давайте научимся редактировать параметры стиля, и заодно разберемся, что они означают. Выберем для редактирования стиль "Основной текст".

В диалоговом окошке "Редактировать стиль" указывается имя стиля, имя стиля, на котором основан данный стиль, а также имя следующего стиля. При изменении параметров "родительского" стиля меняются соответствующие параметры в "дочерних" стилях. Но только если этот параметр был одинаковым и в "предке", и в "потомке". Например, если Вы основали стиль "Подпись под рисунком" на стиле "Основной текст", установили все нужные параметры и оставили ту же гарнитуру, что и в "Основной текст", то при изменении шрифта в "Основной текст" изменится шрифт в стиле "Подпись под рисунком". Ну и естественно, все изменения отразятся на тексте, "помеченном" этим стилем. А это очень удобно, когда Вы переносите свой документ на другой компьютер, где нет того шрифта, который вы использовали ранее, ведь легче изменить шрифт в одном-двух стилях, чем просматривать их все. Вот. А еще часто за некоторыми элементами текста следуют другие, имеющие новый стиль. Например, за основным текстом какого-нибудь договора может следовать текст, использующий стиль "Реквизиты сторон". В этих случаях необходимо установить имя того стиля, который будет следующим.

За кнопкой "Шрифт" скрывается окно параметров шрифта. Не "зарываясь" в детали, разберемся с основными из них. Ну, гарнитура и кегль - это шрифт и его размер. Выберем для нашей книжки гарнитурку попроще, кеглем 10-12 пунктов. Интерлиньяж - расстояние по вертикали между строками в абзаце. Другими словами, интерлиньяж определяет высоту пространства (строки), в котором должен размещаться текст. Обычно он задается в процентах от кегля (то есть от размера шрифта), и тогда тут указывается "Авто", а числовое значение - в другом окне (о нем позже). При изменении кегля интерлиньяж программа меняет автоматически. Однако можно указывать интерлиньяж строго определенной величины. И иногда (особенно при газетной верстке) это нужно.

С остальными параметрами этого окошка проблем у вас возникнуть не должно. Вот только с понятием трекинга и близкого к нему понятием кернинга разберемся. Полиграфисты традиционно используют трекинг для изменения общей визуальной плотности текста; кернинг же позволяет улучшить восприятие текста за счет уменьшения или увеличения интервалов между характерными парами символов (например, "Т" и "Ы"). В программе PageMaker эти два свойства используются следующим образом: встроенные параметры трекинга, как правило, являются глобальными характеристиками шрифтов и имеют различные значения в зависимости от кегля; кернинг обычно применяется лишь для отдельных пар символов или в небольших фрагментах текста для точной настройки межбуквенных интервалов.

Значения трекинга и кернинга измеряются в относительных единицах, основанных на текущем кегле шрифта. Трекинг обратно пропорционален кеглю; он обеспечивает общую корректировку интервалов между символами, слегка уплотняя крупный текст и "разгоняя" мелкий.

А за кнопочкой "Другие..." скрывается еще несколько интересных (и иногда нужных) параметров, но к верстке нашей книги они никакого отношения не имеют. Тем более что в любом справочнике по PM об этом можно почитать.

Возвращаемся к окошку "Редактировать стиль" и заглянем за кнопку "Абзац". В окне "Параметры абзаца" есть много интересного. Так, отступы... Слева, справа и абзацный (то есть "красная строка"). Отступы - это отступы текста от границ текстового блока. Отбивки. Это интервалы, отделяющие данный абзац от предыдущего и от следующего. Идем дальше. Варианты выключки (термин знакомый). Этот параметр указывает PM, как выравнивать текст в текстовом блоке. В газетах и книгах общепринята выключка по формату, когда текст выровнен и справа, и слева. Кстати, при полной выключке (в отличие от выключки по формату) все строки, включая концевую (даже если она содержит всего несколько символов), разносятся на всю ширину текстового блока.

В качестве словаря нужно указать "Русский", тогда PM сможет автоматически расставлять переносы (если вы разрешите ему это делать). Набор опций под названием "Варианты" стоит рассмотреть отдельно.

"Все строки вместе" - все строки данного абзаца будут "кучковаться" вместе, в пределах одной страницы. "Новая колонка", "новая страница" - абзац всегда будет располагаться с новой колонки (страницы). "Включить в оглавление" - текст абзаца включается в оглавление, которое PM умеет генерировать автоматически. "Удержать n строк следующего абзаца" - пригодится, когда вы не хотите, чтобы название главы в книге было оторвано от первого абзаца этой главы (то есть они расположены на разных страницах). А это, вообще говоря, по правилам верстки нежелательно. "Висячие строки в начале (конце) абзаца" - указание PM контролировать "висячие" строки, то есть строки, оторванные от абзаца и расположенные на другой странице.

Параметры под кнопкой "Линии..." нам пока не нужны, а вот "Интервалами" поинтересуемся. Так, так... Здесь PM можно попросить придерживаться следующих правил при форматировании текста. Межсловные и межбуквенные интервалы держать в пределах указанных значений (однако программа постарается установить интервал по значению, указанному в поле "Точно"). Интервал задается в процентах от ширины букв шрифта, при отрицательных значениях буквы будут "наползать" друг на друга. Можно включить автоматический кернинг пар символов (помните такое слово?) и указать, начиная с какого кегля он будет действовать. Здесь же задаются варианты интерлиньяжа (лучше выбрать "пропорциональный") и значение уже упоминавшегося автоинтерлиньяжа в процентах. Кстати о вариантах. "Пропорциональный" означает, что базовая линия текста отстоит от верхней границы строки на две трети ее высоты. Этот метод задается по умолчанию. "По прописным буквам" - интерлиньяж отсчитывается от наивысшей точки самого высокого символа (независимо от его фактического наличия в строке) самого крупного шрифта, использованного в строке.Вариант "По базовым линиям" означает, что нижняя граница строки совмещается с базовой линией содержащегося в ней текста. Этот метод использовался в традиционной полиграфии, поскольку базовая линия шрифта - чисто типографское понятие. Вот теперь понятно, почему лучше выбрать вариант, предлагаемый PM по умолчанию. А кнопочка "По умолчанию" как раз предназначена для установки всех значений этого окошка в "первоначальное" положение.

Вернемся к окошку "Редактировать стиль". Табуляцией и вариантами ее использования заниматься не будем, это тема отдельного разговора. Вот что нас интересует, так это переносы. PM, естественно, сам их умеет расставлять и при этом почти не ошибается. Включенная опция "Ручной" означает, что переносы PM в этом абзаце не расставляет, но можно самому вставлять "мягкий" перенос (комбинация "-"), "советуя" PM поставить в этом месте перенос, если это возможно (то есть можно не боятся, что при переформатировании текста в словах останутся "черточки"). "Ручной плюс словарь" - все как и прежде, только теперь и PM может сам вставлять переносы, основываясь на словаре. "Ручной плюс алгоритм" - PM расставляет переносы, руководствуясь каким-то своим алгоритмом разделения слов на слоги. При этом он частенько ошибается, но зато этот метод очень хорош для многоколоночной газетной верстки, так как по правилам полиграфии колонки должны быть равномерно заполнены текстом, наличие "проплешин" недопустимо. Ага, вот еще что. Может статься, что эти две опции будут недоступны. Это потому, что в параметрах абзаца у вас не выбран словарь (или выбран какой-то "левый", которого нет на самом деле). Кнопочка "Добавить" предназначена для работы со словарем переносов.

Можно также указать, сколько строк подряд могут заканчиваться переносами (обычно не более трех, больше - уже не красиво), а также задать зону переноса. С помощью зоны переноса PM определяет пространство в конце каждой строки абзаца, в пределах которого допускается перенос слов. В тексте, не выключенном по формату, PM строго придерживается желаемых межсловных и межбуквенных интервалов. В ситуации, когда последнее слово не умещается в строке полностью, он поступает следующим образом: если это слово начинается левее зоны переноса, то PM пытается перенести его; если же слово начинается в пределах зоны переноса, то оно целиком перемещается на следующую строку. Как правило, чем шире зона переноса, тем более неровным получается правый край текста; чем уже эта зона, тем чаще PM приходится переносить слова.

Уф, с настройкой стиля разобрались. Кстати, все эти параметры текста можно изменять и непосредственно пометив текст мышкой и выбрав нужную команду из меню "Текст". Там вы будете иметь дело с теми же диалоговыми окнами, что и при работе со стилем.

А теперь пора бы и собственно версткой заняться. Значит так. Текст у нас размещен. Занял сколько-то там страниц и растянулся на них одним текстовым блоком. Ну и чудненько. Выбираем инструмент "Стрелка" (в палитре инструментов или нажав Shift+F2). Щелкаем им в любом месте текста, нажимаем Ctrl+A, выделяя таким образом весь текст данного блока. Теперь выбираем мышкой из палитры стилей стиль "Основной текст". И все! Если включена опция "Автозаполнение", то PM при необходимости добавит еще страничек и заполнит их текстом (ну, например, изменили мы кегль с 10 пунктов на 12- и тексту стало нужно больше места).

А что если вы сверстали книгу, отдали автору черновик почитать, а он там ошибки да опечатки нашел? Исправлять набранный текст там, где он набирался, и потом опять в PM и переверстывать? Нет, зачем же. Правки можно делать прямо в PM, ведь когда у вас выбран инструмент "Стрелка", то в текстовом блоке появляется курсор и - можно работать с текстом как в обычном редакторе. А еще можно инструментом "Стрелка" трижды щелкнуть на текстовом блоке и запустить так называемый Story Editor - встроенный в PM редактор с функциями поиска и замены. Хотя мой вам совет: если материал большой, то лучше все правки сделать заранее, до помещения в PM. А то бумаги не напасетесь. Ведь после исправлений может "поплыть" весь текст и перепечатыванием только той страницы, где вы добавили одно-два слова, дело не ограничится.

Вот, собственно и все. Осталось выделить названия рассказов (можно даже специальный стиль создать), добавить нумерацию страниц и создать оглавление (об этом позже). А, вот еще что. При редактировании параметров какого-нибудь стиля его параметры автоматически применяются к абзацам, "помеченным" эти стилем. Поэтому если вам впоследствии захочется названия рассказов книги сделать не только большим кеглем, но еще и полужирным, или вообще поменять гарнитуру, то изменить надо только соответствующие параметры стиля "Название".

Далее мы поговорим о некоторых возможностях PM, которые добавляют ей веса в мире издательских систем и существенно облегчают жизнь верстальщикам. Сначала - страницы шаблоны.

В нашей книжке могут быть некие постоянные элементы, которые должны быть на всех (или почти на всех) ее страницах. Это во-первых, номер страницы, во-вторых - верхний колонтитул с названием книги (а можно и фамилию автора втавить). Ну не набирать же в самом деле это на всех ста (или еще больше) страницах. А вот страницы-шаблоны в PM как раз для этого и предназначены. На них можно поставить специальный символ ("шорткут" Ctrl+Shift+'3'). В левом нижнем углу экрана, рядом со списком страниц, особняком стоят странички-шаблоны - левый и правый. Перейдем на них и внизу страницы вставим номер страницы (там появятся буковки ЛШ для левого шаблона или ПШ для правого). Теперь на всех страницах будет проставлен номер. На первой странице (то есть на титульном листе) он не нужен, поэтому, находясь на ней, выключим в меню "Макет" опцию "Показать элементы шаблона". Чтобы задать вид номера страницы (гарнитуру, начертание, кегль) просто примените форматирование к буковкам ЛШ (или ПШ) и все! А еще на страницах-шаблонах можно располагать любой текст и другие элементы, которые будут видны на всех других страницах. Правда, редактировать их можно только на страницах-шаблонах.

Еще я обещал научить вас автоматически создавать оглавление. Делается это так. Вначале нужно определится, что должно попасть в оглавление: в нашем случае это названия рассказов. В стиле "Название" в параметрах абзаца включаем опцию "Включить в оглавление". Еще в оглавлении должны быть номера страниц и начинаться оно должно словом "Содержание". Самую неинтересную часть работы - занесение в оглавление номеров страниц - мы поручим PM. Выберите из меню "Сервис" команду "Создать оглавление". В поле "Название" наберем "Содержание" (или то, что вам больше по душе), скажем, куда поставить номер страницы и чем разделить название рассказа (в нашем случае) от номера страницы. Обычно это "спецкод" ^t, означающий табуляцию. А место между названием и номером PM заполнит символом заполнителем (ему, как впрочем и мне, нравится "."). Но это можно исправить, поработав с табуляцией (это уже отдельная тема). Вот, собственно, и все. Размещайте подготовленный текст на странице и - можете пользоваться. Обратите внимание на то, что после генерации оглавления PM сам создал несколько стилей с "[O]" вначале имени. Эти стили соответствуют одноименным стилям использованных в оглавлении абзацев. Если вам что-то не нравится в созданном оглавлении- отредактируйте стили, ведь это оглавление - обычный текстовый блок, только созданный автоматически. И еще появился стиль "Название оглавления", им сформатировано слово "Содержание". Он тоже в вашем распоряжении.

Так, с версткой покончено. Печатать надо. А тут ничего особенного нет, все как в других программах. Есть, конечно, куча "наворотов" типа печати в зеркальном отображении и цветоделения, но нам это в данный момент не надо.

Ну, а теперь я позволю себе немного порассуждать о некоторых удобствах PM, к которым очень привыкаешь в процессе работы. Хотя, скорее всего, объективной мою оценку назвать никак нельзя, потому как очень люблю я эту программу, и честь и хвала фирмам Aldus и Adobe, и огромное наше "юзеровское" спасибо! Ведь так удобно переключаться между масштабом 1:1 и видом целиком всей страницы с помощью правой кнопки мыши! И настолько к этому привыкаешь, что потом и в Corel'е хочется сделать то же самое (да, там можно настроить реакцию на правую кнопку, но все равно это не то...). И даже в Word'е иной раз жмешь правый "батон" и не врубаешься: чего это он, вместо вида на всю страницу с высоты птичьего полета, или пищит, или какие-то "менюхи" показывает?

А с группировкой объектов в PM как раньше дело обстояло? В пятой версии для этого надо было пользоваться "примочкой", то есть дополнением "Сгруппировать". При этом создавался какой-то файл-группа, после удаления которого "разгруппировать" эти объекты уже никак нельзя. Мало того, что работало это "счастье" медленно, так еще и эти фокусы. В шестой версии от Adobe группировка - это функция самого PM. И никаких проблем. Ctrl+G - сгруппировать, Ctrl+U - разгруппировать. "Ну и что тут такого особенного", - скажет любой фанат Corel'а? А то, что сгруппировав иллюстрацию с текстом (подпись под ней), можно сделать обтекание текстом картинки. Потому как обтекание текстом в PM работает только для сгруппированных или графических объектов (то есть нельзя "обтечь" текстом другой блок текста). И приходилось делать обтекание вручную, разделяя блоки текста. Сейчас - другое дело.

Когда я верстал в пятом PM свой дипломный проект, столкнулся с тем, что шаблонная страница одна на весь документ. И если есть несколько глав или разделов и название текущей главы хотелось бы вынести в колонтитул, то приходилось разбивать весь материал на отдельные файлы и в каждом заводить свою шаблонную страницу. А теперь страниц-шаблонов можно задавать сколько угодно (в отличие от того-же QuarkXpress'а, где количество шаблонов, насколько я знаю, ограничено "магическим" числом 255). И нужно только указать, на каком шаблоне основана текущая страница.

И еще пару слов напоследок. О книгах с описанием PM. Их сейчас много, все они разные, на любой вкус и карман. Хочу лишь предупредить - книгу из серии "Для чайников" покупать стоит лишь в том случае, если вы решили изучать PM по предлагаемой в ней схеме, а не использовать книгу в практической работе. Потому как быстро найти там ответ на интересующий вас вопрос очень тяжело (даже если пользоваться оглавлением). Ну а так, почитать, устроившись в удобном кресле с чашкой чаю в одной руке и мышкой в другой, конечно, можно. Стоит ли только на это деньги тратить?

Я, естественно, не претендую на полное и всеобъемлющее изложение в этой статье всех приемов работы и описание всех настроек PageMaker'а. Но в обозримом будущем планирую вернутся к этой теме, тем более, что "за бортом" осталась работа с графическими изображениями и прочие интересные вещи. Так что до встречи на страницах газеты, уважаемые читатели!

Андрей Кулабухов - титульная страница



© компьютерная газета