Натиск трехмерных графических ускорителей

Натиск трехмерных графических ускорителей



Похоже, что на ближайшие год-другой эта тема не потеряет актуальности. Казалось бы, сколько уже писалось и говорилось о 3D-акселераторах, а вопросы остаются. И даже меньше их не становится. Что же, продолжим...

Сегодняшний выпуск "Компьютерного магазина" отчасти посвящен ответам на задававшиеся многими читателями вопросы. В частности, удивительно большой интерес вызвала построенная на Voodoo Rush (rush переводится как "натиск") графическая плата 3D Emotion компании California Graphics, описание которой было опубликовано в N№6 "КГ" за 17 февраля. В течение месяца не ослабевал поток писем, почти в каждом, кроме чисто технических, задавался вопрос, где и почем ее можно купить. К сожалению, приходилось отвечать, что я не знаю, где эта плата продается.

Сегодня представилась возможность отчасти исправить положение. Нет, конкретно Calgraph 3D Emotion я в продаже пока так и не нашел. Зато мне предложили ее точную копию - Helios 3D Voodoo Rush Edition, выпускаемую хорошо знакомой всем нам компанией A-Trend. Правда, ни на коробке, ни в инструкции вы не найдете упоминания о том, кто произвел этот продукт, но имеются приметы, по которым легко найти "автора". Главное, что на коробке обозначена модель - АТС-2475. Этой информации достаточно, чтобы поиск в Интернет увенчался успехом.

Не знаю, кстати, почему A-Trend так засекретилась. Helios 3D не дает поводов к нареканиям, и стыдиться ее нечего. Это очень качественно изготовленная карта, отличающаяся неплохой производительностью, хорошо укомплектованная и упакованная в красочно оформленную коробку. От 3D Emotion ее отличить просто невозможно. Совпадает все - от функциональных возможностей и характеристик до разводки и микросхем. Единственное отличие - Calgraph не постеснялась поставить на плату подпись.

3D-акселератор Helios 3D построен на базе чипсета Voodoo Rush, принадлежащего к особо почитаемому геймерами семейству ускорителей 3Dfx. Кроме двух микросхем этого чипсета - геометрического и текстурного процессоров, на плате установлены чип 2D-акселератора ProMotion AT-25 от компании Alliance Semiconductor и чип Chrontel CH7002, обеспечивающий возможность подключения не только монитора, но и телевизора.

Совмещение на одной плате 3D- и 2D-ускорителей предлагает дополнительные удобства для пользователей, приобретающих или собирающих новый компьютер. Если у вас нет хорошей 2D-карты, то, согласитесь, установка одной видеоплаты вместо двух и удобнее, и обходится дешевле.

В геймерской среде ходят слухи, что интегрированные решения уступают варианту с дополнительной 3D-платой по производительности и качеству графики. Гм-м, это далеко не так. Все зависит от конкретной модели, а не от архитектурного решения. Из практики в то же время известно, что наличие дополнительных соединений (контактов) никогда не сказывается благотворно на надежности и качестве работы электронных устройств. Особенно высокочастотных, к которым относятся современные графические ускорители. Понятно также, что при установке двух плат от разных производителей можно напороться на проблемы совместимости как на аппаратном, так и на программном уровне. Говорить же о качестве сверхдешевых видеоплат S3 и драйверов к ним просто не хочется.

Чипсет Voodoo Rush обеспечивает Helios 3D наиболее полный на сегодня набор 3D-функций. Кроме того, абсолютно все 3D-игры поддерживают ускорители на базе чипов 3Dfx, так что не будет глобальных проблем с настройкой. Helios 3D комплектуется драйверами как для Microsoft Direct3D, так и для OpenGL (драйверы Glide, разработанные и постоянно совершенствуемые самой 3Dfx). Без преувеличения можно сказать, что на сегодня Voodoo создают пользователю меньше всего проблем с настройкой игр среди всех чипсетов 3D-графики.

На Helios 3D установлены 6 мегабайт EDO-видеопамяти, благодаря чему она поддерживает 3D-разрешения выше 640 х 480, как у многих других 3Dfx-плат с 4 мегабайтами. Благодаря 175-мегагерцевому RAMDAC поддерживаются 2D-разрешения до 1,600 х 1,200 при 65 тысячах цветов. Однако при рекомендуемой частоте кадров 85 Гц и полном 24-битовом цвете Helios 3D работает с разрешением 1,024 х 768 пикселов. Этого достаточно для нужд массового пользователя-геймера, а на профессиональное применение плата и не ориентирована.

Возможности работы с видео у Helios 3D также на уровне. Имеется видеовыход PAL/NTSC, к которому можно подключить (если он у вас есть) высококачественный телевизор и наслаждаться играми на большом экране. Видеовыход используется и для записи на видеомагнитофон. Приятно, что картинка одновременно выводится на монитор и на телевизор, в отличие от плат на Nvidia Riva 128, которые работают только или на монитор, или на телевизор.

Для просмотра цифровых фильмов, что в скором будущем обещает стать популярным занятием, предусмотрена поддержка MPEG-1 и MMX-оптимизированного MPEG-2. Так что есть ресурсы для работы с DVD-проигрывателем. Аппаратное ускорение видео включает преобразование цветовых плоскостей, масштабирование по горизонтали и вертикали с интерполяцией, фильтрацию для DirectDraw и DirectVideo.

Не меньший интерес у геймеров вызовет наличие гнезда для подключения стереоочков. К сожалению, мне не удалось попробовать, какие ощущения возникают при игре в объемный Quake, но думаю, что незабываемые. Правда, такие очки тоже еще надо найти, да и деньги на них потребуются...

Лучше вернуться на землю и поговорить о том, что сулит Helios 3D с точки зрения производительности. Это мне удалось проверить досконально. На моем испытательном компьютере с 266-мегагерцевым Pentium II эта плата показала средние результаты. По скорости кадров в Quake II со своими 15.6 кадра в секунду при разрешении 640 х 480 пикселов Helios 3D уступила и ASUS 3DP-V3000 (34.5 fps), и Cardex Dragon 1000 на Voodoo (21.9 fps). Аналогичная картина наблюдалась и в GL Quake - 21.3, 50.2 и 27.3 fps соответственно.

Причем если при использовании OpenGL обе платы на чипсетах Voodoo и Voodoo Rush заметно уступали 3D-ускорителю на Riva 128, то при переходе на Microsoft Direct3D ситуация изменилась. К сожалению, Helios 3D выступила не лучшим образом. Cardex Dragon 1000, являясь одной из лучших на нашем рынке Voodoo-карт, практически догнала ASUS 3Dp-V3000. В то же время Helios 3D осталась верна традиции и показала 21.5 fps в Turok против 42.1 fps у карты на Riva 128.

По 2D-производительности от Helios 3D не стоило ждать сюрпризов. Все-таки это в первую очередь игровая карта. И тем не менее она показала вполне достойные результаты - 80 по Business Graphics WinMark 97 и 30 по High-End Graphics WinMark 97. Отставая от Matrox Mystique 220 (111 и 49.9 соответственно), Helios 3D оказалась вдвое с лишним быстрее, чем сравнимая с нею по 3D-быстродействию плата ASUS 3DP-V264GT/PRO на чипсете ATI Rage II (49.6 и 22.1 соответственно).

В общем, можно констатировать, что Helios 3D от A-Trend представляет собой весьма привлекательное для геймеров и просто любящих время от времени развлечься пользователей решение. Причем она при вполне приличной производительности обладает более интересными возможностями, чем многие другие 3Dfx-ускорители - разрешение 800 х 600 пикселов, стереоочки, видеовыход. Это также экономически более выгодный вариант, чем покупка раздельных 2D- и 3D-акселераторов, при котором нет риска столкнуться с проблемами совместимости. Жаль, что Helios 3D не подходит для разгона - при частоте шины 83 МГц она иногда вызывает зависание системы.

Роман Соболенко
(roman-sobolenko@usa.net)

Плата предоставлена фирмой Sky Systems,
тел. (017) 216-21-34
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета