...
...

Куда пойти, куда податься?

Куда пойти, куда податься?

И действительно, куда податься, если ваш компьютер, чтоб он сгорел синим-синим пламенем, упорно отказывается вас понимать. Хорошо если вообще, тогда хоть есть основание переставить операционную систему. А если, например, вы купили столь долгожданную игрушку, выкроили свободный вечерок и только было собрались получить свою долю удовольствия, как внезапно оказывается, что любимый джойстик отказывается с ней работать, а она, в свою очередь, кроме как джойстиком и не управляется. Таких примеров вокруг - хоть пруд пруди. То шрифты внезапно "слетают" неизвестно куда, то тот же Word каждые пять минут выполняет очень незаметную, но совершенно недопустимую операцию.

Теоретически, в мире цивилизованном (по крайней мере нам хочется считать его таковым) на страже интересов потребителя, точнее интересов собственных клиентов, находятся службы технической поддержки того или иного предприятия. Опять же в идеале, в таких службах работают высококлассные и абсолютно разносторонние специалисты, только тем и озабоченные, что моделированием различных неисправностей и поиском спасения от них. Стало быть, каждый пользователь, как каждый охотник своей дичи, должен помнить номерок телефона той компании, которая приложила свои руки к изготовлению вашего компьютера.

Правда, далеко не всегда в этой жизни можно совместить голую теорию и повседневную практику. Уж тем более не в нашей стране. Чего греха таить, подавляющее большинство оборудования, находящееся в эксплуатации, либо поставлено местными сборщиками, либо вообще собрано из отдельных компонентов собственными руками. При любом раскладе выходит, что обращаться практически некуда. Если это инженер из местной компьютерной конторы, пусть даже и достаточно квалифицированный, то все же он не может знать абсолютно все. Это естественно. Кое-что он, конечно, читал, кое-что он "щупал своими руками", т.е. сталкивался в собственной практике, кое о чем он слышал от друзей и знакомых. Однако зачастую квалификация любого человека базируется на том багаже знаний, который он получил в процессе собственной жизни, а значит квалификация в области типовых неисправностей всегда бывает выше, чем в случаях совершенно нетипичных. Ну не может же мелкая контора позволить себе закупать все новинки вычислительной техники и программного обеспечения только ради проведения экспериментов на совместимость. Про самостоятельную сборку и говорить нечего. За исключением достаточно небольшого числа фанатиков, для которых именно постоянные упражнения на скоростную сборку-разборку компьютера являются самоцелью, все остальные люди сталкиваются с монтажными и пуско-наладочными работами достаточно редко. Поэтому и опыт у них обычно накапливается в довольно узких областях, жестко очерченных той комбинацией аппаратного и программного обеспечения, которое у них имеется.

Вот и выходит, что случись какая проблема, то и кинуться вроде как и не куда. Но не отчаивайтесь. Самым лучшим способом сию неприятность победить является найти любой канал в Интернет. Самому или через знакомых. Достоинств в этом аж целых два. Во-первых, киберпространство объединяет между собой десятки миллионов пользователей компьютеров из самых различных стран. И подавляющая часть из них - частники (в нашем понимании, конечно). Это означает, что они кое-что в вопросе понимают сами или во всяком случае с чем-то сталкивались и нашли способ победить.

Ведь в чем обычно заключается суть любой не типовой проблемы - в далеко не полном тестировании производителями своих изделий на совместимость. Как показывает практика, тот факт, что в одном компьютере есть материнская плата с шиной определенного типа, есть контроллеры также под эту шину, и есть комплект вроде как нужных драйверов - вовсе не гарантирует, что все станет с первого раза. Принеприменно окажется, что драйверы являются "бетовскими" (это в лучшем случае, я частенько и с "альфа-1" сталкивался) и слабо ориентируются в происходящем. Или вообще шайтан его знает, почему именно этот винчестер на именно этой маме отказывается становиться слэйвом. Каждый компонент по отдельности на других компьютерах устанавливался без проблем, так что факт индивидуальной работоспособности подтвержден однозначно. Вот тут без Интернет не обойтись просто никак.

И начать стоит с того, что каждый компьютер состоит из компонентов, которые кто-то где-то когда-то изготовил. Причем в нынешние времена массового производства товар штампуют миллионами штук, что означает обязательность его эксплуатации в самых разных сочетаниях. Потребители трясут сборщиков, те - поставщиков, а они пинают производителей самыми разными вопросами. В отличие от нашей экономики, у буржуев термин "конкуренция" имеет вполне понятное значение, и производители стремятся максимально полно поддержать именно своих клиентов, дабы побольше денежек от них получить. Отсюда и проистекает их стремление использовать Интернет в самую первую очередь, как наиболее удобное и дешевое средство организовать быстрый доступ пользователей со всего мира к собственной сервисной службе. Поэтому решение любого "троблемса" можно смело начинать с поиска в киберпро-странстве сервера той компании, чье железо или софт вызвали вашу проблему.

Взять, к примеру, фирму Seagate Tecnology (www.seagate.com), выпускающую системы долговременного хранения данных (винчестеры, магнитные ленты, стримеры и т.д.). Их сервер содержит несколько разделов, посвященных различным вопросам эксплуатации своих устройств в самых разнообразных условиях. Наиболее часто встречающиеся вопросы тут вообще рассматриваются в отдельных публикациях специалистов, всесторонне их изучивших. Допустим, случился у кого-то конфуз с инсталляцией IDE винчестера Seagate. Тогда первым делом следует обратиться на специализированную страницу сервера Seagate (www.seagate.com/support/disc/iguides/atalist.shtml) и почитать, что там рекомендуют знающие люди. И таким подходом не только Seagate Tecnology славится. Любая контора, даже тайваньская или сингапурская, сегодня стремится стать вровень с лидерами. Тем более, что расходы на создание своей вэб-страницы просто мизерны по сравнению с получаемым эффектом.

Что на фирменных страницах можно найти? Да почти все, что угодно. Прежде всего - свежие версии драйверов. У прогресса есть одна крайне неприятная черта - стремление во что бы то ни стало опередить соседей. С одной стороны, благодаря этому мы максимально быстро получаем новые, улучшенные, конструктивные и программные решения, а с другой - многие из них даже через несколько недель с момента широких поставок остаются в значительной мере не доведенными до конца. Если аппаратная часть такой бывает довольно редко, то в области драйверов подобное стремление малость схалтурить встречается сплошь и рядом. Особенно в последнее время. Этому виной и незаконченность определения вновь создаваемых стандартов, и довольно-таки сильная туманность в смысле точных алгоритмов функционирования тех или иных версий операционных систем и других программ, и жуткий цейтнот самих разработчиков. Я сам недавно столкнулся с подобным подарком "из Африки", когда установил на своем компьютере Windows 95 OCR 2.1. Все шло вроде бы и неплохо ровно до тех пор, пока дело не дошло но инсталляции драйверов звуковой карты ESS 1868. Драйверы, до этого вполне успешно жившие в среде "обычной" Windows 95, полностью отказались работать в OCR 2.1. Система с удивлением обнаружила, что сами драйвера есть и проинсталлированы они верно, без каких-либо конфликтов, только "кина не будет", ибо эти самые драйверы по совершенно непонятной причине в настоящий момент дизактивизированы. Нате вам, фашист, гранату. И лишь только вылавливание из глубин Интернет новой версии драйверов под эту карту, тоже, кстати сказать, маркированных как просто "for Windows 95", помогло решить проблему. "Окна" радостно тренькнули стандартной мелодией и стали как им и положено.

Кстати, сейчас вас, уважаемые пользователи персональных компьютеров, ждет очередная большая засада. Если не всех подряд, то уж точно тех, кто собирается оснастить свои "компы" новыми акселераторами трехмерной графики на кристаллах RIVA128 или VOODOO. Практически все производители этого железа сопровождают свои изделия лишь "бетовскими" версиями драйверов (а под RIVA128 так и вообще первыми "альфами"). В подавляющем большинстве случаев они либо не работают вообще, либо шевелятся очень и очень плохо. Тем более, если ускорители собраны под шину AGP. Теоретически они, конечно, устанавливаются, но вызывают такое количество неустранимых конфликтов, что нормальной работой это нельзя назвать даже в самом добром расположении духа. И выхода другого, кроме как немедленно, еще перед установкой новых контроллеров в слоты на материнской плате, броситься искать новые версии программ в Интернет, еще в природе не существует.

Только поиски "в лоб" тут оказываются наименее эффективными. Все дело в том, что чаще всего требуется не просто что-нибудь вообще, а конкретная версия под конкретное устройство, выпущенное той или иной фирмой. Поэтому стоит методику поисков строить на основе двух предпосылок: либо "автор" кристалла предложит широкую коллекцию драйверов под все вариации конечных устройств, либо он предоставит список своих партнеров, этот "кристалл" применяющих. Тогда можно будет перейти на сервер конкретного партнера и поискать там.

Подобная методика помогает частенько, но, к сожалению, далеко не всегда. Особенно, если речь идет о чисто азиатских разработках. Там пока еще гораздо чаще стремятся просто разрекламировать свой товар в киберспространстве, чем оказать необходимую помощь. Вот тут очень понадобятся адреса всяческих страниц, посвященных общим вопросам в этой области. Например, коль уж я упомянул RIVA128, трехмерных графических акселераторов. Вообще-то, зачастую эти сайты разбирают по косточкам вопросы мультимедиа вообще, но частенько там содержатся и библиотеки полезного софта, как прикладного, так и служебного. Не помешает еще и по обычным софтверным свалкам прогуляться. Они, конечно, потому и называются свалками (на жаргоне, естественно), что валяется там добра всякого выше крыши, и большая часть из него - совершенно бесполезна, однако кое-что нужное среди завалов все-таки попадается. Если не отвлекаться на совершенно бесполезные вещи и сразу же топать в раздел драйверов, то много времени на это не уйдет.

Ну и напоследок, если задачка попалась совсем уж заковыристая, можно поискать разделы взаимопомощи, которые частенько организовываются на наиболее крупных и наиболее посещаемых серверах сети, если там существует хотя бы одна страница на тему персональных компьютеров. В качестве примера рекомендую заглянуть в аналогичный раздел сервера InfoArt (www.infoart.ru/mainmenu. htm). С первого взгляда это место может и не произвести впечатления, но смысл тут скрыт глубинный. Это своего рода массовая компьютерная тусовка с аудиторией в несколько сотен тысяч человек. Кто-нибудь когда-нибудь сталкивался с подобной проблемой или по крайней мере слышал, как ее решали другие. Довольно часто достаточно просто полистать с начала собранные тут вопросы-ответы и посмотреть, может рекомендация уже вас дожидается. Если же нет, то можно задать свой вопрос. Только формулировать его лучше предельно конкретно и однозначно. Приветствуется при этом подробное описание марок установленного у вас железа, а также точное указание версий применяемых прикладных программ и драйверов. Естественно, перечислять все подряд явно излишне, но самое важное указать стоит. Иногда, если вопрос интересен, ответ на него появится тут же, иногда предстоит подождать денек. Но практически всегда пару-тройку толковых советов вы получите. Или хотя бы адресов, где на вашу тему написано подробно, доступным языком и по делу.

Откровенно говоря, в Интернет имеет смысл заглядывать не только тогда, когда проблема уже возникла или может возникнуть. Киберпространство надо посещать и в профилактических целях ради скачивания оттуда самых свежих версий драйверов или апдейтов к ним. Опыт показывает, что только через три-пять месяцев после начала продаж того или иного обеспечения, наконец появляются действительно отработанные версии служебных программ, работающие устойчивее, надежнее и быстрее. Так что, если вас все же интересует конечный результат, - выделяйте время на виртуальный променад.

Александр Запольскис
leshy@nestor.minsk.by
- титульная страница


© Компьютерная газета

полезные ссылки
Оффшорные банковские счета