Звуковая PCI-плата S3 SonicVibes

Звуковая PCI-плата S3 SonicVibes



Неизвестно, удастся ли человечеству достичь гармонии в компьютерных системах. Пока с этим сложновато. Пока, например, геймеры обзаводятся графическими 3D-ускорителями, проблема обеспечения достойного их по качеству звука остается в тени.

Между тем звуковые карты для РС появились очень давно и с тех пор не претерпели революционных изменений. Люди знающие расскажут, в чем разница между просто SoundBlaster, SoundBlaster 16 и SoundBlaster Pro, но для большинства любителей поиграть эти слова остаются малозначащими пунктами в меню настройки аудиопараметров очередного симулятора.

Конечно, на слух иногда ощущается разница между хорошей и плохой картой, но для пользователя-геймера гораздо интереснее и важнее то, какие проблемы возникнут при установке звуковой карты в компьютер и насколько хорошо будут "понимать" ее игровые программы. Такова реальность. Если вам любой школьник сегодня оттарабанит, в чем заключаются преимущества 3D-ускорителя перед обычной видеоплатой, то попробуйте-ка спросить у него что-нибудь о новых технологиях компьютерного звука.

Чипы усовершенствованной архитектуры и звуковые платы с интерфейсом PCI появились более двух лет назад. Уже успело смениться их поколение, и вот наконец они добрались до наших краев. Впрочем, столь долгая дорога на рынок связана скорее всего не с нашей пресловутой технологической замшелостью, а с низкими требованиями потребителей, которым, по большому счету, все равно, что там в компьютере бурчит.

Однако кое-какие закономерности местного компьютерного рынка налицо. Как всегда, наиболее продвинутые и соответственно дорогие решения нам не предлагают. Поставщики уверены, что спроса на них не будет. С другой стороны, приятно, что те звуковые PCI-карты, что недавно появились в продаже, отличаются вполне приемлемым качеством и при этом стоят на удивление мало. Например, PCI-аудиокарта, о которой дальше пойдет речь, по стоимости конкурирует с обычными ISA-саундбластерами. Чем же она лучше?

Парад технологий

Кто сделал плату на базе аудиочипа SonicVibes от S3, которая попала мне в руки, установить не удалось. Впрочем, я не особенно и старался это сделать. Обычный продукт без признаков изготовителя в ОЕМ-упаковке и такой же скромной комплектации. Но, хотя авторство остается неизвестным, кое-что рассказать об этом устройстве можно.

Чип SonicVibes был разработан компанией S3 более года назад и стал пионером сразу в трех направлениях.

Во-первых, SonicVibes, по утверждению S3, оказался первым в индустрии полностью интегрированным аудиопроцессором, обеспечившим переход с шины ISA на PCI, сохраняя при этом совместимость с играми для DOS. Это обеспечило многократный прирост производительности, снизило общую стоимость системы, уменьшило нагрузку на шины и процессор компьютера, легло в основу появления интерактивных развлечений нового уровня. В частности, благодаря повышению общей производительности системы стали возможны игры с участием множества игроков по Интернет.

Во-вторых, SonicVibes первым поддерживал технологию Downloadable Sounds (DLS). DLS является расширением стандарта MIDI и обеспечивает перенос и хранение нестандартных образцов звучания (сэмплов) на РС пользователя. Применяя стандарт DLS, разработчики железа и софта могут пользоваться неограниченной звуковой палитрой для MIDI, снизить требования к памяти на звуковой карте и обеспечить интерактивное аудио в Интернет, поскольку значительно уменьшается количество передаваемых данных.

Образцы звуков, которые традиционно намертво зашивались в ROM на звуковой плате с табличным синтезатором и были ограничены стандартным набором General MIDI, в случае использования DLS просто переносятся на винчестер компьютера и при необходимости загружаются в его память, откуда и извлекаются чипом синтезатора.

В-третьих, чип SonicVibes впервые дал возможность задействовать для табличного синтеза музыки ресурсы материнской платы компьютера. До этого аудиоподсистемы, использующие шину ISA, не позволяли хранить образцы в оперативной памяти и обращаться к ним через системную шину. Как-никак, пропускная способность ISA ограничена 6 мегабайтами в секунду, в то время как у PCI она значительно превышает 100 мегабайт в секунду. Снятие ограничений на использование для табличного синтеза всех ресурсов компьютера обусловило распространение этой технологии, обеспечивающей наиболее близкое к реальности компьютерное звучание.

Не берусь поддержать хронологические утверждения компании S3, но могу засвидетельствовать, что указанные технологии действительно реализованы и работают.

Плата S3 SonicVibes (давайте ее называть так) совместима с SoundBlaster Pro и поддерживает FM-синтез, требуемый многими игровыми программами. Кроме этого она поддерживает технологии General MIDI (32 осциллятора), InfiniPatch для загрузки образцов звучания в табличный синтезатор из основной памяти компьютера и SRS 3D, расширяющую стереобазу и улучшающую глубину звуковой картины. Поддерживаются также интерфейсы прикладного программирования (API) Microsoft DirectSound и DirectMusic, что гарантирует совместимость со всеми новыми играми и мультимедийными программами для Windows.

S3 SonicVibes обеспечивает 16-битовый звук с частотой дискретизации от 4 до 48 килогерц. Благодаря технологии InfiniRate высокая частота дискретизации сохраняется и при полнодуплексном режиме воспроизведения/записи. Имеются также расширенные возможности микширования звука от, в общей сложности, 8 источников.

Инсталляция

Как и другие платы с интерфейсом PCI, S3 SonicVibes поддерживает Plug & Play, и ее инсталляция не должна сопровождаться головной болью. На плате нет перемычек, которыми задаются IRQ, DMA и адреса портов ввода/вывода. Впрочем, для звукового PCI-устройства эти параметры не требуются, но они необходимы для обеспечения совместимости со старыми играми, которые не поддерживают стандартные интерфейсы API.

Должен заметить, что инсталляция и в самом деле прошла без проблем. После установки платы и включения компьютера он радостно обнаружил новое устройство PCI Multimedia Audio Device и предложил поставить для него какие-нибудь драйверы. Как и рекомендует аноним-изготовитель, на этом месте надо остановить процесс Plug & Play, выбрав опцию Do not install a driver.

Подождав, пока компьютер загрузится без драйверов для нового устройства, надо запустить с прилагаемого компакт-диска программу START.EXE - так гласит инструкция. Конечно, на компакте и в помине нет такой программы, зато есть директория с драйверами, которые устанавливаются обычным для Windows 95 способом. Так что не рекомендую испытывать судьбу. Лучше сразу после того, как система нашла новое устройство, дать ей возможность установить драйверы с диска изготовителя, иначе возможно появление в конфигурации Windows нескольких одинаковых устройств, которые, разумеется, конфликтуют между собой и не работают.

И вообще, первым делом при знакомстве с noname-продуктами следует сличить книжицу с платой и диском с драйверами. Поскольку они не подойдут друг к другу, далее следует поискать файлы Readme на диске, так как в них часто удается найти правильные инструкции. Так было и в случае с S3 SonicVibes.

После установки драйверов у вас в панели управления появляется опция S3 Audio, позволяющая настроить MIDI и DLS. Вы можете определить размер буфера в системной памяти, используемого для загрузки сэмплов, переключить режим синтеза MIDI с табличного (лучше качество) на FM (лучше совместимость), активизировать цифровые эффекты хора и реверберации, а также включить режим энергосбережения (а как же без этого?!).

Немного изменился и вид обычного микшера Windows 95. Если в нем активизировать режим "дополнительные параметры", выбираемый из меню, под некоторыми движками появятся кнопки "Тембр". Кнопка под движком Playback и в самом деле позволяет изменить тембр высоких и низких частот, а также включить расширение стерео SRS. Кстати, работает ощутимо. Кнопки под другими движками выполняют другие функции, причем описание в книжке, как ни странно, тут соответствует действительности. В частности, кнопка под движком синтезатора позволяет включить эффекты хора и реверберации.

Описание работы с DLS заняло бы слишком много места. Главное, что разобраться с тем, как подключать и составлять коллекции сэмплов, не тяжело. Утилита S3 DLS Manager соответствует описанной в документации и в принципе проста, как грабли. Если человек работает с MIDI, то и это освоит.

Резюме

В целом плата S3 SonicVibes, выпущенная неизвестно кем, позволяет понять, что звуковые карты PCI во многом превосходят по возможностям ISA-карты. Можно даже посмотреть на некоторые из нововведений.

Качество звучания по субъективной оценке не плохое, но и на высший класс не тянет. Наиболее впечатляюще срабатывает функция SRS - звук и в самом деле становится более прозрачным и глубоким, стереоэффект заметно усиливается. Однако назвать его "окружающим звучанием" может лишь человек, лишенный среднего уха. Остальные дополнительные регулировки работают менее внятно.

Возможность работы с коллекциями DLS придется по вкусу ценителю компьютерного MIDI. Если музыкальную MIDI-болезнь соединить со страстью собирательства, от которой, как известно, страшно страдает в детстве мужская половина человечества, появится еще одна причина для подключения к Интернет.

А самый главный вывод - при практически такой же цене, как у не менее безымянной звуковой карты ISA, плата с S3 SonicVibes, конечно, является предпочтительным вариантом. Работает она уж точно не хуже, но плюс к этому дает возможность побаловаться с новыми технологиями и в результате задуматься о приобретении настоящего аудиоакселератора за сотни две баксов.

Роман Соболенко
roman-sobolenko@usa.net
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1998 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета