Умеренные 3D-решения по-прежнему привлекательны

Умеренные 3D-решения по-прежнему привлекательны



Если наблюдать со стороны, то покажется, что человечество больше всего на свете любит бросаться из крайности в крайность. Изначально отказав настольным микрокомпьютерам, названным персональными, даже в минимальных графических средствах, которые позволили бы выразительнее выдавать на экран результаты работы программ, сегодня весь мир с ума сходит по мощным 3D-акселераторам.

Можно долго дискутировать на философско-исторические темы, но факт остается фактом: именно года полтора назад пользователи во всем мире осознали, что компьютер не только ценный работник, но и неплохой товарищ по развлечениям. Причем вторая сторона его натуры гораздо приятнее. Вспыхнул ажиотаж вокруг игровых программ и устройств, позволяющих глубже погрузиться в создаваемую компьютером виртуальную обстановку. Более застенчивые представители касты пользователей предпочитают говорить о мультимедиа как о способе скрасить скуку выдаваемой машинами информации, но очевидно, что сегодня всех интересуют варианты получения удовольствия, а не только деловых документов.

К сожалению, создатели первых персоналок лишили их потенциала в этой области, поэтому, чтобы наделить свою технику развлекательными функциями, приходится идти на немалые жертвы. Высококачественные звуковые платы и мощные графические ускорители, хотя и пользуются повышенным интересом, все-таки остаются не по карману многим пользователям. Накат новейших 3D-технологий, вал за валом опрокидывающих представления о наилучшей конфигурации персонального компьютера, оттеснил в тень более доступные умеренные решения.

Как справедливо замечено нашими читателями, графические платы на базе чипов от S3 еще не время сбрасывать со счетов. Не обладая сногсшибательной вычислительной мощностью и не справляясь, очевидно, с новейшими навороченными играми, они тем не менее стоят как раз столько, сколько могут выложить не самые обеспеченные геймеры, и позволяют вступить в новомодные 3D-миры.

Рассматривать достоинства и недостатки плат на базе чипов S3 по тем безымянным "уродцам", которыми наводнен наш рынок, - дело пустое. К большинству таких плат не прилагаются необходимые драйверы, в их BIOS не реализованы в полной мере возможности чипа-акселератора, напрочь отсутствует документация. Нет даже названия компании-производителя, что позволило бы поискать недостающее в Интернет.

Чтобы продемонстрировать возможности платформы S3 ViRGE/DX, я выбрал ускоритель Hawk 3D, выпущенный год назад компанией California Graphics. Хотя его и нет в рекламных таблицах, на его примере можно познакомиться с потенциальными возможностями 3D-графики от S3.

Акселератор Hawk 3D обеспечивает приличное ускорение 2D-графики в среде Microsoft Windows, обеспечивая высокую производительность приложений для этой системы, включая профессиональные графические и CAD-пакеты. Тесты показывают, что в этой сфере Hawk 3D занимает вполне приличное положение, обгоняя по Business Graphics Winmark 97 такие известные платы, как Matrox Mystique, Diamond Stealth 3D 2000, STB Nitro3D и Number Nine Reality 332. Чемпион годичной давности в 2D-быстродействии плата Matrox Millenium II обгоняет Hawk 3D меньше чем на 10%.

Кроме двумерных способностей, Hawk 3D оснащена графическим 3D-энжином для игровых программ и приложений трехмерной графики. Конечно, чип S3 ViRGE/DX не может превзойти знаменитые Voodoo от 3Dfx, но и не лыком шит. Он оборудован 170-мегагерцевым преобразователем RAMDAC и имеет улучшенное 64-разрядное ядро графического ускорителя, наследуя производительность предыдущих версий акселераторов ViRGE и ViRGE/VХ. Однако его отличает несколько инженерных новшеств, в числе которых лучшее управление полосой пропускания шины, ускоренный доступ к памяти и поддержка более высокой тактовой частоты. Благодаря технологии Streams Processor от S3 плата Hawk 3D обеспечивает как неплохую производительность, так и приличное качество воспроизведения видео в стандартах MPEG-1 (программное ускорение), Indeo и Cinepak.

Что касается непосредственно 3D-графики, ускоритель Hawk 3D полностью совместим с Microsoft Direct3D и располагает достаточно полным набором функций и эффектов, включая билинейную и трилинейную текстурную фильтрацию, коррекцию глубины и затуманивание, альфа-смешивание, наложение видеотекстур, Z-буферизацию, MIP-текстурирование, закрашивание плоское и по Гуро, перспективную коррекцию.

Плата Hawk 3D рассчитана на установку 2 или 4 мегабайт памяти EDO DRAM с тактовой частотой 66 мегагерц. Новый 170-мегагерцевый RAMDAC обеспечивает высокую кадровую частоту при всех основных разрешениях 2D-графики. Вплоть до режима 1,024 х 768 при 24-битовом цвете частота кадров составляет 160 Гц, плата с 4 мегабайтами памяти способна работать с разрешением 1,280 х 1,024 при 16-битовом цвете с частотой 100 Гц.

Как и положено, Hawk 3D оснащена стандартным VESA-коннектором и поддерживает VESA DPMS, DDC 1/2B. Разумеется, эта плата совместима с Plug & Play.

В комплект Hawk 3D входит набор утилит CGP Reality 95, который обеспечивает простые и продвинутые средства управления режимами монитора. Можно "на лету" изменять разрешение и глубину цвета, подбирая оптимальный режим для каждого приложения. В комплекте имеются драйверы для Windows 3.11, Windows NT 3.51 и 4.0, Windows 95, AutoCAD (в том числе 3D Studio и AutoShade).

К числу серьезнейших недостатков платы Hawk 3D от California Graphics, как и других продуктов на базе S3 ViRGE/DX, надо отнести отсутствие поддержки 3D-графики в стандарте OpenGL. Конечно, совместимость с Direct3D - вещь полезная, но большинство самых мощных игровых программ выпускается под OpenGL. За примером далеко ходить не надо - возьмите суперхит рождественского сезона Quake II.

Из-за отсутствия поддержки OpenGL невозможно сравнить качество и скорость работы Hawk 3D с лучшими ускорителями 3D-графики. Это, конечно, печально, но еще печальнее то, что обладателю такой платы не удастся вкусить прелестей мира 3D-развлечений, которые почти поголовно ориентированы на OpenGL. С другой стороны, существуют неплохие 3D-игры для Direct3D, так что для первого знакомства с трехмерными компьютерными мирами, применяемыми для их создания технологиями Hawk 3D вполне подходит.

Роман Соболенко
roman-sobolenko@usa.net
- титульная страница


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета