...
...

Фраза

ДИСКОТЕКА

Фраза

Как сказал поэт: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Ведь насколько тонко подмечено! Первое, чему обычно учат детей - это читать, писать и считать. С чтением проблем, как правило, не возникает, благо каждый день хоть что-нибудь, а читать приходится. Правда, каждый - свое. Одни - Шекспира, а другие - исключительно ценники в магазине. Да и со счетом любой в магазине упражняется по десять раз на дню. Хуже всего обстоят дела с правописанием. Если что-то в стиле "мыла мама раму" еще, с грехом пополам, затруднений не вызывает, то всяческие письма, к сожалению, безупречной грамотностью не отличаются. И беда сия всеобщая. Потому, кстати, так непросто найти хорошего корректора. А фирма Microsoft встроила модуль контроля орфографии в собственный текстовый редактор, что, между прочим, свидетельствует о глобальности размеров общей безграмотности.

Стараясь внести собственный вклад в святое дело всеобщего торжества правописания, фирма "ГуруСофт" разработала и издала обучающую программу по русскому языку под названием "ФРАЗА". Аудитория, на которую данный тренажер рассчитан, начинается с учеников первого класса средней школы и, собственно, никем не заканчивается, хотя в прилагаемом руководстве написано что-то про "выпускников". Фактически "ФРАЗА" представляет интерес и приносит пользу в любом возрасте, когда грамотность хромает на все конечности, а ситуацию исправлять надобно быстро.

По своей организации, три с половиной тысячи заданий для всех десяти классов обычной школы и еще шестьсот дополнительных "миссий", ориентированных исключительно на готовящихся к выпускным либо вступительным экзаменам, разбиты на три общие категории. Первая соответствует классам с первого по третий. Вторая, соответственно, с пятого по седьмой. Ну, а на третью приходится все остальное.

Теперь, что касается самой программы. Несомненным минусом тренажера "ФРАЗА" является его ориентированность исключительно под ДОС, что значительно обедняет интерфейс и делает его совершенно непохожим ни на один из распространенных нынче текстовых редакторов. Правда, этим нюансы и ограничиваются, потому что, несмотря на предостережения авторов, в Windows95 каких-либо сбоев обнаружено не было.

Процесс обучения построен по принципу корректуры уже заготовленного заранее текста. Компьютер предоставляет обучаемому возможность найти и исправить все имеющиеся в задании ошибки. При этом маркер почти всегда сам указывает на сомнительные места, где, по его мнению, вкралась ошибка. Остается только ее исправить. Если знаете как... Впрочем, при ошибочном исправлении программа далее вас не пустит и выведет правило, которое в данный момент должно быть использовано, что, обычно, помогает.

Заложенные авторами в тексты заданий ошибки носят самый различный характер, типичный в подобных случаях. Это пропуски букв и раздельное написание слитных слов. Это всевозможные описки и опечатки. Естественно, основной упор делается на наиболее часто употребимые и не типичные слова и обороты. Внимание также уделяется корректности расстановок знаков препинания. В некоторых случаях человек сам должен понять, как исправить ошибку и в чем она заключается, а иногда предлагаются перечни возможных вариантов. Однако задания выполнять следует предельно внимательно, ибо авторами целенаправленно заложены изначально правильные места, помеченные как ошибка. Естественно, никаких исправлений в подобных случаях делать не требуется. Точно так же программа скрупулезно регистрирует все случаи ваших описок, что в значительной мере влияет на итоговую оценку навыков обучаемого. Правда, после ознакомления с итогами конкретного задания, его допускается "пройти" заново. Как непосредственно сразу, так и позднее, когда у вас для этого будет время.

Обучающая система "ФРАЗА" интересна еще и тем, что позволяет использовать ее при тренировке или контроле уровня знаний нескольких человек. При ее старте необходимо пройти вводный диалог, где компьютер просит указать фамилию пользователя и номер задания, к которому предполагается сейчас приступить. По окончании работы программы, например, в конце урока или рабочего дня, она самостоятельно создает текстовый файл с именем fraza.rez, куда занесена вся статистика текущего сеанса работы программы. Там указано, кто и с какими заданиями работал. Сколько раз "запускалось" конкретным человеком каждое конкретное задание. Какие правила и сколько раз нарушались в конкретном задании. Кроме того, там же проставляется итоговая оценка по результатам выполнения конкретного урока. Правда, если ученик прервал работу программы клавишей "Esc" или принудительно вызвал на экран текст правила грамматики или орфографии более двух раз, считается, что такой человек урок выполнил не самостоятельно и оценка за это не выставляется. Единственным неудобством статистического файла является применение обучающей системой кодовых наименований при обозначении нарушенного правила. Правда, по коду выяснить, что это было за правило, хотя и не так просто, но все-таки можно.

Александр Запольскис
E-mail: leshy@nestor.minsk.by

Информация предоставлена
фирмой "ВИДЕОПЕЧАТЬ"


- титульная страница


© Компьютерная газета

полезные ссылки
Оффшорные банковские счета